Второе хождение по Ветлуге, часть вторая

Светлана Шуга
11 июня, второй день сплава.
Утренний свет унёс ночные страхи. Я выспалась, смотрела на мир с оптимизмом, и то, что в ночи казалось полнымпиcдецом, сейчас виделось как грядущие приключения. Да, река звала.
Пока собирали лагерь и легкий утренний ветерок приносил со стороны Анчутино немножко мобильной связи, отправила смску младшему племяннику - у парня сегодня днюха, восемь лет.
День выдался красивым. Серебристо-голубая река, густые леса и очень-очень много рыбаков. По сравнению с майским сплавом, когда мы вообще почти несколько дней не видели людей, река казалась особенно оживлённой: очень много моторок, рыбацких палаток по берегам. Особенно в местах где, как я думала, мы не встретим вообще никого из-за особенностей ландшафта. Меня такое обилие людей на фоне ночных изменок радовало.
Благодаря высокой воде и хорошей навигации нам удалось срезать пару ветлужских петель через две протоки. Причём первая из них, Юркинская, в "Локусе" не значится, там якобы суша, а вот на "МапсМи" Дима её разглядел ("Яндекс" её тоже, кстати, видит). Так мы срезали около 20 км, сэкономив силы и четыре часа гребли. Диме было немного жаль потерянных ветлужских километров - он тоже очень любит эту реку, но протоки оказались интересными.
Сначала двое дружелюбных рыбаков на наших глазах поймали на удочку довольно крупного леща. Проплыли чуть дальше - увидели на повороте реки шикарный песчаный пляжик с двухэтажным плотом: кухня, столовая, палатка на крыше и шезлонги из автомобильных сидений. Дальше пару километров до самого Юркино берега были очень людными. Судя по удивлённым взглядам рыбаков, которые мы на себе ловили, байдарки тут ходят не часто.
Берег перед Юркино немного напоминает Красный Яр: тоже внезапно встаёт песчаный холм и резко сходит на нет через несколько сотен метров. Только этот холм в два раза ниже.
Юркино - самая последняя деревня на нашем пути вплоть до конца маршрута. Прошли её, полюбовавшись на суетящихся на песчаной косе красноносых куликов, и встали на обед: омлет с жареной картошкой, кофе, салат. Выход на берег не самый удобный - пригодилась верёвка, найденная на месте нашей ночёвки, ей привязывали лодку, так как затащить наш драккар на песок было невозможно - слишком круто, слишком топко.
Вскоре после Юркино вышли на относительно длинный прямой участок реки, где обнаружили проходящий по дну реки нефтепровод. Масштабная вырубка с двух сторон уходила в глубину тайги и терялась в чаще. Ещё ниже начали встречать непонятные бело-красные плавучие данные конструкции по берегам, похожие на упавшую трубу. Гадали, что это такое.
Это был последний участок, пройденный на расслабоне. Дальше началась чехарда из проток и мы налегли на вёсла.
Протоки прошли без проблем, они также оказались обитаемы рыками. Двое из них - благообразные дедушки - поведали нам, что непонятные красно-белые штуки - это боны. Они нужны на случай разлива нефти из нефтепровода, чтобы перегораживать русло. Деды посетовали на снующие моторки и пожелали, чтобы весь транспорт на реке был таким бесшумным, как наш.
-Только рыбка вроде начнёт клевать - как опять кто-нибудь пронесётся…
- Много рыбы-то?
- Нам хватит, - смеются.
Я боялась, что этот участок пути будет сильно заболочен, и случись нам вставать на ночлег где-то тут, мы бы не нашли подходящего места. Мне виделись мрачные топи, свисающие с деревьев вьюны, как на какой-нибудь Амазонке, и древние ветлугозавры, норовящие откусить весло. Однако оказалось, что тут даже приличные стоянки есть, а места - очень красивые, просторные, запахло большой водой. Солнце начало клониться к закату, мир окрасился золотым. Было очень много разных птиц, тусующихся в заболоченных участках по краям акватории. Наполненный жизнью край.
Мы опять начали срезать ветлужские петли через какие-то протоки и попали в настоящий рай водоплавающих птиц. Видели кучку чёрненьких утят, которые как единое целое удирали от нас среди топляка. Проходили по зарослям кувшинок, за которыми иной раз не было видно воды, а весло норовило запутаться в их стеблях.
Важный момент: без навигатора сюда лучше не соваться. Доплыть вслепую в итоге, наверное, куда-то можно, но сколько времени, сил и нервов это займёт - загадка. Мы и с навигатором последние часа полтора хода, когда твёрдые берега остались позади, гребли на морально-волевых. Уже очень давно хотелось в туалет, пить и кушать. Я не снимала, на это не было ни сил, ни времени, ни возможности оставить весло. А если Дима на какое-то время сосредотачивался на навигаторе - наступала вообще катастрофа, так как четырехместная "Щука" управляется только гребцом, сидящим на капитанском месте. Лодку сразу начинало разворачивать и тащить куда-то не туда.
Адреналина добавляли многочисленные топляки, торчащие острыми краями из воды - всё-таки мы шли по бывшему затопленному лесу. Без спасжилетов.
Продолжение следует.