Великий немой или уничтоженная культура

Елена Де-Бовэ
В последнее время я увлеклась западной эстрадой шестидесятых- восьмидесятых годов и поняла, что мимо меня многое прошло незамеченным и неузнанным. Так сложилось, что я не смогла приобщиться к огромному пласту зарубежной музыкальной культуры - к тому лучшему, что она произвела на свет. Я узнала, что, оказывается, была прекрасная американская, итальянская и французская музыка. Не глуповатое диско, не мрачное инферно, а та, что связана с обычными человеческими чувствами и переживаниями.

Я сравнила западную музыку и нашу. И оказалось, что сравнение - не в нашу пользу. То есть, эти явления вообще невозможно было ставить рядом, не то, что сравнивать. Я не смогла назвать ни одного певца, которого можно было бы поставить рядом с талантливыми западными певцами. Потому что наши только копировали, а те погружались в процесс творчества. В советской эстраде я нашла только одного настоящего композитора и исполнителя, который мог бы конкурировать с Западом - это Евгений Мартынов.

Он всегда был изгоем в советской эстраде. "Мальчиком с улицы" - без роду без племени. Поэтому, в конце концов, его снова вышвырнули на эту улицу. А потом он был убит в подъезде собственного дома. Нам же наврали, что у него было больное сердце. Это произошло еще в хорошие советские времена, когда все было в порядке и как бы по правде.

Собственно, сравнивая эстрадную культуру Запада и нашу, я поняла тех молодых людей, которые всеми правдами и неправдами доставали западные пластинки. Потому что там было, ЧТО слушать. А У НАС СЛУШАТЬ БЫЛО НЕЧЕГО. Наша эстрада была кастрированной, идеологически согласованной, официозной и... примитивной до банальности и рвоты.

Я никогда не приветствовала увлечение молодежи 60-80 годов западом, но сейчас поняла, что это увлечение спровоцировала сама наша идеология. ЧТО-ТО В НЕЙ БЫЛО НЕ ТАК. И это НЕ ТАК началось не СРАЗУ после революции, когда произошел мощный всплеск молодежной культуры, которым ленинская еще власть давала возможность проявиться... Это началось при Сталине, когда искусство в СССР было выхолощено и посажено на политический крючок. Это было времени, когда талантливые люди всеми силами пытались извернуться так, чтобы все-таки сказать что-нибудь человеческое и живое... Но это всегда расценивалось однозначно - как преступление против власти.

Со сталинских времен родилась традиция политической лояльности искусства. Если говорить о музыке, то певцам и композиторам абсолютно не разрешалось выражать свои человеческие чувства. А ведь была же до сталинской другая культура - российская, которая давала возможность певцам петь так, как они считали нужным и те песни, которые хотели петь. А композиторы могли писать то, в выражении чего нуждалась их душа.

В СССР конечно была и хорошая музыка - отрицать это невозможно. Но она была идеологическая. А хотелось другого. Не столь вытянутого. Не столь разрешенного. Душа она такая - требует своего. Без ее участия искусство задыхается и глохнет. По этой причине эстрадная музыка в СССР стала примитивной и детской по своей сути. И, конечно, в таком виде она не могла быть принята советской молодежью. В результате молодежь стала прозападной.

Весь советский период русский народ не смел выражать свои чувства в искусстве так, как ему хотелось. Как требовала его душа. Шаг в сторону - и начинались санкции. Например, так было с Зощенко (за то, что показывал советских людей "дураками"), с Ахматовой (за то, что писала печальные стихи), с Пастернаком (за то, что посмел согласиться на издание своего "Доктора Живаго" на Западе), с Мартыновым (за то, что писал о любви), с Цветаевой (за то, что была политически неблагонадежной)...

То же самое было у писателей. Писать можно было только по заданию и так, как велит идеология. А в результате всего этого Россия потеряла тысячи, сотни тысяч талантливых людей, которые спивались, кончали жизнь самоубийством или выдворялись на Запад.

Подумайте сами, каково это творческому человеку петь не своим голосом чужие песни, писать чужие книги, цитировать чужие слова и думать только об одном - КАК УГОДИТЬ ВЛАСТИ. Не все могут жить одним карьеризмом. А творческие люди вообще не могут.

Повторю - иссушающая советская культурная политика началась с тридцатых годов 20 века. Но она не изменилась и сейчас.

Вы думаете, почему у нас сейчас гнилая эстрада? Это потому, что у нас сейчас идеология такая - "опущенным массам - низкую культуру". Именно она не пускает талантливых людей к проявлению на наших сценах. Именно она выживает их из искусства.

Сталин для таких целей создал РАПП, а ныне используется СГОВОР ПРОДЮСЕРОВ для поддержания уровня общей серости. В результате, талантливых людей в искусстве нет, а вместо них завелись маленькие черные человечки - род блох с техническим образованием, которые утверждают, что искусство - это техника и деньги.

Сент-Экзюпери сказал, что когда умирает культура - умирает царство. То есть, сначала гибнет культура, а потом уже и царство. В СССР МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА была примитивная. Эстрада была детская и патриотическая. Искусственная. Примитивная.  И она не имела никакого отношения к искусству. Поэтому и скукожилась еще при жизни.

Не успели творческие люди опомниться, как им навязали другую идеологию - столь же жестокую и бесчеловечную. Поэтому, как и при Советах, они стоят, опустив руки по швам такими же истуканами и пишут по заданию. Не изменилось ничего.

И, подумайте только... Ведь на протяжении целого века талантливый русский человек жил с кляпом во рту, не смея сказать без разрешения идеологического отдела ни одного слова. В РЕЗУЛЬТАТЕ ОН НЕ СОЗДАЛ НИЧЕГО САМОБЫТНОГО, НИЧЕГО СВОЕГО. Он только мычал в искусстве, которое не было никому интересно. Даже самому мычащему. А сейчас этот ВЕЛИКИЙ НЕМОЙ больше не говорит вообще. Потому что бесполезно.