Библиотека в моей жизни

Сергей Ничипорюк
Библиотека моей  жизни
Первые книги, стоявшие на полке этажерке, выглядели по-разному. Одни новые, красивые с запахом типографской краски. Другие потрепанные с синим штампом на первой и семнадцатой страницах.  Новые мне дарили, старые приносил отец, ему их отдавали в библиотеке для ремонта, рваными  и мятыми были самые интересные книги. Так в моей жизни появилась библиотека.
Через 2 года после переезда в новый район в школе №24 меня записали в библиотеку сразу,  первую книгу из стопки я выбрал сам. Она оказалась «Алиса в стране чудес», потом появилась «Алиса в зазеркалье», «охота на снарка» и «Логическая игра» все того же Льюиса  Кэрролла. Алис потом было еще много в разных переводах и в разных видах, в том числе диско спектакль  с песнями Владимира Высоцкого
Однажды я и мой друг Олег Пожидаев помогали в библиотеке. Вошла наша классная руководитель Валентина Александровна Орешкина. Она удивилась – «вы в библиотеке? У завуча педсовет, вас собираются исключать из школы за прогулы». Заведующая библиотеки удивилась – «такие хорошие ребята, они мне все книги отремонтировали, все полки починили. Посмотрите, что они читают». На столе лежали переписка Сталина с Рузвельтом и Черчиллем и обработка Агатов. Мы стали оправдываться, поясняя, что нам скучно учить даты из европейской истории и полировать напильником никому не нужные шпонки. Так нас не исключили. Примечательно, что Олег закончил художественное училище, а  потом худграф педагогического института. Потом была учеба в техникуме, носить учебники из дома нам не приходилось. В начале сентября нам выдали учебники на дом, на занятия дежурный приносил стопку книги на всю группу. Потом была служба в армии, где из всей роты карточка библиотеки была только у меня. Потом работал в военном представительстве. На заводе было сразу три библиотеки: художественной литературы, технической и секретной, а вечером библиотека в железнодорожном институте. Через 6 лет к этой библиотеке добавилась публичная, библиотеке научно-технической информации и библиотека для научных сотрудников. Вдруг судьба моя резко изменилась. Я стал директором издательства. Мы издавали технико-коммерческий проспект «Дельта» потом выпустили в литовском институте информации каталог предприятий организации московских библиотек. Это было первое предприятие подобного рода. Особой гордостью были развивающие пособия с точки зрения другого. На закате моей деятельности  довелось издать книгу Валентина Алекумова «Морем крещенные», книга попала в библиотеку «Сидовки». Это имя дал учебному заведению именно Валентин Мирунович Алекумов, до этого называлась «Ростовским морским техникумом, ростовским морским колледжем именем Георгия Сидова» сейчас это институт имени Георгия Сидова, филиала новороссийской академии имени Ф.Ф. Ушакова.
Во время работы на телевидении я почти ничего не читал, зато после установления инвалидности по зрению обратился в специализированную библиотеку. Оказалось, что кроме привычных печатных изданий и видеокасет есть мир аудио книг. Есть еще книги и журналы по Брайлю, но как правило поздно ослепшие не могут его освоить. Именно в ростовской областной библиотеке для слепых мои рассказы решили отправить на международный конкурс. До этого я печатался в  газетах и журналах, получал скромные гонорары, получил даже две премии, вторую премию в газете «Вечерний Ростов» за рассказ «Даша с собачкой» и премию газеты «приазовский край» за рассказ «Беглянка плавучей тюрьмы».
В библиотеке слепых Вера Александровна Кузмина предложила отправить на международный фестиваль в Курск мои рассказы, рифмовать слова я начал позднее в Горячем ключе, а писать песни я до сих пор не научился. Я отдал два премиальных рассказа, можно было отправить больше по количеству знаков, я доверил выбор библиотекарям. К моему удивлению из курской библиотеки позвонили и пригласили на фестиваль, сообщив, что я вошел в число награжденных. В курской библиотеке для  слепых все было организовано замечательно. Нас разместили в бывшей резиденции губернатора. Были мы в музыкальном училище слепых, были в Коренной пустыни. В читальном зале мне было скучно слушать членов жюри, я вышел в холл и напросился на чай к библиотекарям. Заместитель директора Татьяна Михайловна увела меня в помещение, где они пьют чай. Оказалось, что есть и любимый мной зеленый.
Я сказал, что библиотекари святые люди. Женщины заметили, что я красиво сказал. Тогда я поведал, что это сказал Иосиф Кобзон в Донской государственной публичной библиотеки. «Это он вам сказал?» - удивились библиотекари. «нет. Не лично мне. Там была пресс-конференция и говорил он это библиотекарям. А мне просто оставил автограф в блокноте из обрезков газетной бумаги. Случайно фотокор Ольга Плюшко сфотографировала этот момент. Больше автографов никому не давал. Просто я сказал, что мой сын показывал ему утром библиотеку Гагарина, брат поет с ним в хоре, а мама была на юбилее». Диплом я получил за три рассказа – довеска, те которыми я гордился даже не вошли в конкурс. Вера Кузмина точно выбрала «Лилия верила в новогоднее чудо», «человек за бортом», « на карме цвела картошка». На аудиокнигу их начал Инна Степановна Олешня. Потом в библиотеке слепых выпустили очерки о Великой Отечественной войне. В сборник вошли воспоминания моих родных и юнг, живших в то время. Сборник занял второе место на всероссийском конкурсе. Уже в Горячем ключе меня догнали два сертификата «филантроп» с подписью Иосифа Кобзона и почетная грамота с подписью Владимира Соловьева. Первая почетная грамота с подписью Всеволода Богданова  у меня уже была. В столице курортов Предгории Кавказа в городе Горячий ключ первым делом я записался в библиотеку рядом с Вечным огнем. Там обаятельные сотрудницы помогли мне подготовить материал для радио России. Там я узнал о книгах Галины Мамай «Живая вода, живая история», а еще заведующая библиотеки Виктория Леонидовна Бурова рассказала о филиале библиотеки Антона Павловича Чехова города Горячий ключ, так у меня появились кубанские аудиокниги и я познакомился с сотрудниками библиотеки А.П. Чехова. Примечательно в газете «Приазовский край» публиковались рассказы А.П. Чехова.