Петербург Достоевского
Петербург любили и ненавидели,
но равнодушными не оставались. (Н. Анциферов.)
По-разному в течение двух веков (19 и 20) представляли Петербург писатели и поэты, и облик города казался многоликим. Каким же видел его Ф.М. Достоевский?
Когда писатель показывает столицу российской империи в романе «Преступление и наказание», у искушенных читателей невольно возникают параллели с Гоголем и Некрасовым. Достоевский, как и Гоголь, проявлял повышенное внимание к бытовой жизни Петербурга, имел особое мистическое восприятие этого «миражного» города. А сцена избиения лошади (во сне Раскольникова) напоминает похожую сцену в поэме Некрасова «О погоде». Богатство и нищета, мрачный колорит городских пейзажей- эти средства изображения Петербурга мы встречаем и у Гоголя, и у Некрасова. Что же тогда отличает Петербург Достоевского?
В палитре писателя чаще преобладает желтый цвет, имеющий несколько символических значений. Одно из них- деньги, золото. Другое- цвет измены. Известно, что желтым цветом в те далекие времена окрашивали дома для умалишенных. Именно на фоне города у героев Достоевского рождаются немыслимые теории, которые ставят их на грань помешательства. Вспоминаются и слова Свидригайлова о том, что «это город полусумасшедших» и что редко найдется столько мрачных влияний на душу человека.
По-моему, самую точную характеристику Петербургу Достоевского дает мать Раскольникова: «Здесь на улицах, как в комнатах без форточек». И с ее словами трудно не согласиться: при чтении романа испытываешь чувство тоски от духоты уличной атмосферы, от безысходности всего происходящего с главными героями на фоне трактиров, грязных гостиниц и убогих комнат…
Войдя в художественный мир писателя, Петербург стал иным. Мы это ощущаем, когда идем по следам героев: дома стоят на своих местах, описанных в романе, осталось прежним и количество шагов от дома Раскольникова до дома Сони или старухи-процентщицы. Понятно, что все герои вымышлены, что никогда они в этих домах не жили, но мы всё равно считаем шаги, потому что Достоевский создал иллюзию реальности, использовав цифровые уточнения.
Мрачное и унылое зрелище представляет собой Петербург Достоевского. Кажется, что именно город загнал героев в комнаты, похожие на гробы, поселил на улицах с тупиками, заставил посещать не церкви, а трактиры. Сенная площадь, район Литейного и Песков, Владимирский проспект и Пять углов, где жила Настасья Филипповна, - удручающая панорама Петербурга, которую открывает нам писатель в своих произведениях. В разное время суток и в разные времена года он показывает город, который поражает читателя не красотой архитектурных ансамблей, а жизненной правдой.