Глава 139. Давыдов. Виолончельный концерт

Валентин Великий
Карл Юльевич Давыдов
Концерт для виолончели с оркестром №2 ля-минор
Камерный оркестр «I musici de Montreal»
Юлий Туровский (виолончель)

Volovikelena: С первых звуков понимаешь — твое произведение. И Мендельсон с первых звуков. Не случайно, как оказалось.
Давыдов — математик по первой профессии, окончил Московский университет, был кандидатом математических наук. И вот, поди ж ты — музыка побеждает, ей не впервой отнимать людей у первой профессии. Детское увлечение переросло в годы обучения в консерватории в Лейпциге. Вот отсюда и влияние Мендельсона.

«Лето 1859 года Карл провел в России в интенсивных занятиях, а осенью сыграл в Лейпциге свой только что законченный виолончельный концерт со знаменитым оркестром Гевандхауза. Успех был колоссальным и через год двадцатидвухлетний Давыдов стал солистом оркестра Гевандхауза и профессором Лейпцигской консерватории. Гастроли по Германии, Голландии и Англии создали ему славу одного из лучших виолончелистов Европы.
  В 1862 году Антон Рубинштейн пригласил Карла Давыдова вступить в число профессоров только что открытой в Петербурге первой в России консерватории. Несмотря на фантастическую карьеру и блестящее положение, молодой артист покинул Лейпциг и вернулся на родину. Здесь его выступления произвели не меньшее впечатление, чем в Германии. Граф Матвей Юрьевич Виельгорский, один из лучших виолончелистов своего времени, в зале Дворянского собрания публично преподнес ему в дар виолончель работы Страдивари.
  В Петербургской консерватории Давыдов проработал двадцать пять лет и стал основателем знаменитой на весь мир русской виолончельной школы, воспитав множество виолончелистов мирового класса, многие из которых создали собственные школы. Кроме того Карл Юльевич руководил классом виолончели и выступал с сольными концертами, он преподавал в консерватории историю музыки, с 1875 года руководил оркестровым классом. А также был солистом оркестра Итальянской оперы, постоянным участником квартета Русского музыкального общества, дирижировал концертами Филармонического общества.
  Карл Давыдов написал еще три концерта и множество пьес для виолончели, несколько циклов романсов, симфоническую картину «Дары Терека», струнный секстет, оркестровую сюиту, квартет и фортепианный квинтет. Либретто почти законченной им оперы «Полтава» он передал Чайковскому.
  С течением времени директор консерватории Рубинштейн и ее профессор Давыдов все больше расходились во взглядах на основную цель консерваторского образования. Если Рубинштейн считал, что внимание должно быть направлено преимущественно на выдающиеся таланты, то Давыдов был уверен, что профессиональное образование должно быть массовым, чтобы создать среду для роста и деятельности этих талантов. Мнение Давыдова разделяли многие профессора, и это стало одной из причин того, что Рубинштейну пришлось покинуть консерваторию. В 1876 году ее директором был назначен Давыдов.
  За время его директорства число студентов консерватории возросло примерно вдвое. Четверть из них занимались бесплатно, появились разнообразные льготы по оплате обучения и стипендии за счет пожертвований. Свое директорское жалование Давыдов отдавал в пользу неимущих студентов. Большое внимание было уделено теоретическим дисциплинам, педагогической практике, оркестру, ансамблю, аккомпанементу, обязательному фортепиано. Для подготовки тех, кто был лишен возможности получить начальное музыкальное образование, Давыдов выдвинул идею организации училища при консерватории.
В атмосфере усиления реакции такие новшества встретили сильное недовольство правящих кругов: Давыдова упрекали в «размножении у нас музыкального пролетариата» и в том, что консерватория при нем приняла «несколько еврейское направление».
  В то время для изгнания профессора достаточно было мнения о его «неблагонадежности», и Карл Юльевич, не дожидаясь увольнения, подал в отставку.
  После ухода из консерватории, которой было отдано столько лет и столько душевных сил, Давыдов покинул Петербург и переехал в Москву. Многие крупные музыканты пытались организовать его приглашение в Московскую консерваторию, но сделать этого не удалось. Давыдов с триумфом гастролировал в Германии, Италии, Австрии, Польше, более чем в тридцати городах России.
  В 1888 году Карл Юльевич закончил первую часть «Школы игры на виолончели». Он планировал написать вторую часть «Школы», пятый виолончельный концерт, организовать в Москве цикл камерных концертов, но этим планам не суждено было осуществиться. Во время бесплатного концерта для учащихся ему стало плохо, и через две недели, 28 февраля 1889 года, великий артист скончался на пятьдесят первом году жизни в расцвете сил и таланта»

Anonymous: Виолончельные концерты Давыдова для меня в ряду самых любимых в XIX веке. А фаворит мой, конечно же, концерт Кленгеля, посвященный как раз Карлу Юльевичу.