Достойное воспитание

Мария Гамбург
Моя прабабушка поселилась в нашей квартире после моего рождения. Родители много работали. Детский сад не казался им возможным решением проблемы, а бабуля Роза обещала "достойное воспитание".

Начнём с того, что моя прабабушка училась в Царской гимназии (и даже видела царя на расстоянии вытянутой руки), владела 4 языками, на каждом из которых писала стихи по ночам. Она придерживалась здорового образа жизни, то есть была готова выгуливать чадо до обморожения. Лечить ребёнка бабушка Роза тоже любила. Половину моего детства я проходила со спичками в носу, на которые была намотана вата с мазью. Помню запах мази Флеминга. И обязательное упоминание, что она эффективна от геморроя.

День начинался с завтрака (бабуля стояла рядом, нависнув над столом) и последующих занятий. В мои 3-4 года это было чтение, изучение стихов на русском и немецком, в 5-6 - бесконечные диктанты на русском, песенки и рисование. Можно подумать, что я с завистью смотрела вслед другим детям. Но нет, в соседних квартирах жили ещё 3 жертвы раннего развития со своими бабушками.

Полагаю, пожилые дамы соревновались друг с другом. Это была битва титанов. Илюшенька спел на дне рождения "Крейсер Аврора"! Чисто!! А Маша вчера написала диктант без единой ошибки, тогда как Соня ошиблась в слове "коммунизм". Это же ужас! А Тоню из соседней парадной отдали на фигурное катание. Понятно, что девочка тощая и без способностей, но можно же придатки застудить!" Понятно, что собственное чадо носило штаны с начёсом уже при +12.

В 5-6 лет всех детей снабдили музыкальными инструментами. Теперь бабушки прилипали с утра ухом к стене, восклицая: "Илюша уже полчаса за роялем! И играет Скарлатти вполне прилично. Сонечка, прибавь звука в том месте, где пассаж терциями! Да не торопись, ты же занимаешься!"

Почему детей не отдавали в спорт? Ведь заболевали талантливые отпрыски часто и вместе, лежали с горчичниками неделями, под чтение про Нильса с гусями, Пэппи и Карлсона, под синюю лампу в трясущейся руке и разогретую гречку в папином носке, которой надо было возить по лицу.
"В здоровом теле - здоровый дух, на самом деле - одно из двух!" - провозглашал мой отец, очень любивший спорт, но по телевизору. А его мудрости не обсуждались. Поэтому даже от физкультуры в школе меня освободили липовой справкой. Нечего руки портить музыкальному ребенку.

Про руки. Бабуля страдала болезнью Паркинсона. Меня пугали её трясущиеся руки. Готовить и убирать она не могла. Поэтому вся энергия была направлена на воспитание ребенка. Я была под постоянным контролем. Даже телевизор мне разрешали смотреть только 20 минут в неделю ("с твоим зрением больше нельзя!") И я всю неделю выбирала, на что потратить эти 20 минут в субботу.

Несмотря на такое внимание со стороны бабули, я  безумно скучала по родителям, ждала их поздно ночью, после концертов и банкетов. Попытки не уснуть, дождаться, часами лёжа в полной темноте, привели к тому, что я часто погружалась в бредовые состояния, разговаривала с предметами вокруг, видела что-то на потолке.

Однажды мама обнаружила меня в темноте с открытыми глазами, громко читающей стихи. Это было жуткое зрелище, и мама попросила бабулю слегка облегчить "достойное воспитание". Но мама моя "царских гимназий не кончала", и слово её не много значило.

Всё изменилось, когда я пошла в школу. Я по-прежнему не знала, что есть дети, которые не играют на музыкальных инструментах (школа была специализированная) и не пишут с утра диктанты про коммунизм. Но там были дети, много детей (аж 17 в классе) и они шумели, бегали и не слушались взрослых. Я прибалдела. Первый отзыв учителя обо мне: "Всё время поднимает руку. Задаёт слишком много вопросов." Ещё бы! Вокруг было столько нового и интересного! Так я вырвалась из "домашнего достойного". Правда за партой я ещё долго сидела с идеально прямой спиной (не напрасно меня заставляли с палкой ходить) и суп в рот вливала без звука. До сих пор вливаю…А вот со спиной всё уже не так хорошо.

Мне было семь, когда бабушка Роза уехала в другой дом, выполнив свою миссию. А может, ещё кому-то из внуков понадобилось "достойное воспитание".