Эхо далеких пересудов

Дориан Грей
Специально для телеграм-канала «Иван Быков писатель».

Спасибо тем читателям, кто живо интересуется моим творчеством. Романы, статьи, миниатюры, стихи, песни – вот мой творческий писательский багаж. Конечно же, авторскому самолюбию льстит тот интерес, который проявляют некоторые читатели к другим аспектам моей жизни. Понимаю, что, формируя «частный» образ писателя, открываешь дорогу к тайнам его творчества. Так вот они - основные штрихи: любимая супруга, двое любимых детей, три высших образования, полигамен, умен не по годам, педагог. И все. Ничего более.
Не стоит навешивать ярлыки или выкрашивать в какой-либо понятный маляру цвет. Обращу внимание на главную ипостась: педагог. Что это значит? Воспользуюсь аналогией с Гражданской войной 1917-1922 годов. Педагог – не за красных, не за белых, не за черных, не за зеленых, не за синих, не за коричневых. Помните проникновенно-трогательную песню Бумбараша (слова Юлия Кима):

Красные, зеленые,
Золотопогонные,
А голова у всех одна,
Как и у меня.

Вот эти ученические головы и есть центральный объект приложения всех педагогических усилий. Да, у педагогов есть принцип выборности: дети могут быть более или менее талантливыми, способными, трудолюбивыми, усидчивыми, начитанными, мотивированными и т. д. Но в работе педагогов нет принципа избирательности: по расовой принадлежности, по сексуальной ориентации, по политической позиции, по национальности, вероисповеданию – это все мимо, работа педагога не про это.
Мы, педагоги, не перекрещиваем, не перетягиваем в другую веру, не спорим с родителями учеников по вопросам воспитания, не насаждаем никаких идеологий. Мы учим тех, кто хочет учиться, и мотивируем тех, кто учиться не хочет. Наши инструменты: логика, здравый смысл, факты, объективность, правда, многовалентность экспертных источников – они не выкрашены ни в какой цвет. Они нейтральны. Как и сам педагог.
Строитель строит здания, пивовар варит пиво, учитель учит учеников. Строитель не знает, кто будет жить в его строении, пивовар не знает, кто будет пить его пиво, учитель не знает, кем вырастут его ученики. У нас публичная оферта, мы работаем для всех.
В квантовой физике есть так называемый «эффект наблюдателя». Суть такова: наблюдатель не может выполнять свои функции эффективно, если он сам является частью наблюдаемой системы. Но парадокс в том, что, как только ты приступаешь к наблюдению, то ты уже тем самым влияешь на результат, то есть становишься-таки частью системы. Нельзя судить о собаке с точки зрения блохи. Нужно наблюдать за собакой снаружи, не из шерсти. Нельзя погружаться в ситуацию, а потом еще и выливать на других нервозность своего погружения.
Как только педагог начинает напяливать свой треух на головы внимающих и верящих ему учеников, он тут же перестает быть педагогом. Он становится кем угодно: агитатором, проповедником, вербовщиком, провокатором, соглядатаем, доносчиком, шептуном, инфлюенсером, популистом, политиком, пионервожатым, паникером – кем угодно, но только не учителем.
Что если мы попробуем в дальнейшем перебирать мой творческих багаж (в том числе, и публикации на этом канале) с учетом всего вышесказанного. Критиковать, не соглашаться, задавать вопросы, вступать в мирные дискуссии, обсуждать – это все замечательно, это интерактив. Но стоит ли приписывать автору некую идеологическую позицию и выкрашивать автора в бестолковые, не присущие автору цвета? Точно не стоит.
И не потому что автор, как всем известный Полесов, интеллигент-слесарь из «12 стульев», на вопрос о политическом кредо бездумно отвечает «Всегда!», а потому что педагогика позволяет (и заставляет) рассматривать цвета сквозь увеличительное стекло знаний и такта, не надевая на себя ничьих цветных нарядов. Педагог вправе иметь свою гражданскую позицию, как вправе принадлежать к религиозной конфессии, национальности, расе, субкультурной группе или – мать его растак-перетак, раз уж на то пошло! – к сексуальному меньшинству. Но ни в коем случае не вправе насильно впихивать собственные взгляды в умы своих учеников. А я педагог – напоминаю и фиксирую. Только логика, только здравый смысл, только серьезное неангажированное отношение к собственному творческому контенту.
Заметьте, на канале мы не ведем разговоров «на злобу дня», не переходим на личности. Если поднимаем вопросы исторические, экономические, отношенческие, то исключительно в формате абстрактного анализа, опирающегося на конкретные факты. Хоть здесь, в моем личном пространстве, на моем личном канале, где собраны мои друзья и те, кто уже стал другом, подписавшись на обновления, оставим территорию, свободную от царящей вокруг эмоциональной нестабильности, конфликтности, от взаимных упреков и злых ярлыков.
Всегда Ваш,
Иван Быков.