Доверяй, но проверяй

Елена Максимова 7
                Доверяй, но  проверяй.
                Жаркий  летний  день  клонился  к  вечеру. Марина    после  трудного  рабочего  дня   возвращалась  домой. Торопиться  было  некуда, вернее  не  к  кому. Сына  на  каникулы  отправили  в  деревню  к  бабушке, а  муж  был  в  командировке. Марина  с  облегчением  подумала, что  сегодня  ей  не  надо  стоять  у  плиты, занимаясь  приготовлением  ужина. « А  схожу - ка  я  в  кафе! -  подумала  женщина. – Имею  право! Хотя  бы  раз  поужинаю  вне  дома». Улыбнувшись  своим  мыслям, она  направилась  к  ближайшему  заведению  общепита. « Марина!» -  вдруг  услышала  она  окрик  за  своей  спиной. Голос  показался  знакомым, но  вспомнила  его  Марина  не  сразу. Оглянувшись, она  увидела  спешащую  к  ней  даму. В  лёгком  ситцевом  сарафанчике  и  соломенной  шляпке,  прикрывающей   светлые  волосы, к  ней  направлялась  давняя  знакомая. Издалека  могло  показаться, что  это  -  юная  девочка. И  только  при  ближайшем  рассмотрении  можно  было  заметить  и  «гусиные  лапки»  у  глаз, грустно  взирающие  вокруг,  и  лоб, испещрённый  морщинами, и  тяжело  опущенные  плечи  -  всё  в  облике  незнакомки  выдавало  беспросветную  грусть  и  печаль. Марина  не  сразу  узнала  подошедшую  женщину. Когда – то  давно  они  работали  вместе  в  одной  конторе. « Маша!  -  радостно  воскликнула  Марина. -  Какими  судьбами  ты  здесь? Сколько  же  мы  с тобой  не  виделись? Лет  10?» - « Почти  13. Я  уезжала  на  Север. Ты, наверное, слышала, что  муж  от  меня  ушёл, на  работе  сократили. А  надо  было  поднимать  сына, вот  и  уехала  в  поисках  лучшей  доли». Марина  слушала  собеседницу  и  думала  про  себя: « Да, Маша, видно, Судьба  тебя  потрепала. Выглядишь  ты  не  очень…» А  вслух  предложила: « Давай  посидим  в  кафе, поболтаем? Нам  ведь  есть, о  чём  поговорить. Ты  не  очень  торопишься?» Заметив, что  приятельница  смутилась, Марина  поспешно  добавила: « Да  не  тушуйся  ты! Я  угощаю. Я  сегодня  зарплату  получила  и  премию  неплохую».
                В  кафе  почти  все  столики  были  заняты. Пришлось  немного  подождать  своей  очереди. Наконец, подругам  повезло, освободившийся  столик  находился  в  укромном  уголке, так  что  их  беседе  никто  помешать  и  не  смог  бы. Удобно  расположившись  в  мягких, обитых  тёмным  ворсистым  материалом   креслах, Маша  начала  свой  рассказ « Все  беды  начались  ещё  в  то  время, когда  мы  с  тобою  работали  вместе. Просто  я  никому  ничего  не  рассказывала. А  помнишь, почему  меня  сократили»?  -  обратилась  она  к  Марине. – « Нет, не  помню», -  честно  ответила  та. – « Начальник  начал  недвусмысленно  намекать  мне  на  близость. Естественно, я  ему  отказала. И  он  начал  придираться, искать  повод, чтобы  убрать  меня. К  тому же  в  то  время  случилась  и  личная  трагедия  в  моей  жизни». Марина  вспомнила, как  коллеги  шушукались  по  поводу  Маши  и  её  семейных  проблем, но  она  никогда  не  участвовала  в  разборе «грязного  белья». – « Представляешь, - продолжила  приятельница, -  однажды  я  пришла  с  работы  раньше  времени  и  увидела  « картину  маслом». Всё  было  довольно  банально: муж  занимался  любовью  с  другой  в  нашей  супружеской  постели. А  я - то, наивная, ничего  не  подозревала  о  его  похождениях  «налево»! Оказывается, у  него  уже  давно  была  любовница! Когда  тайное  стало  явным, муж, хлопнув  дверью  и  собрав  наскоро  чемодан  с  бельём, ушёл. Квартира  была  его, досталась  по  наследству  от  бабушки, так  что  в  скором  времени  он  попросил  меня  съехать. Пришлось  сына  отвезти  в  деревню  к  матери, а  самой  искать  новую  работу  и  жильё». – « Извини, что  я  тебя  перебиваю, -  осторожно   произнесла   Марина. – Где  сейчас  твой  сын? Я  помню  его  маленьким. Когда – то  ты  приходила  с  ним  ко  мне  в   гости. Помнишь?» -  Маша  кивнула, грустно  улыбнувшись: « Помню. Ему  тогда  было  лет  5 – 6». – « Ну, да. Я  ещё  подумала, какой  потешный  мальчуган! Помню, попросила  его  отнести  чашки  из  кухни  в  комнату, он    сразу  же  чётко  ответил: « Я  всегда  готов  помочь». Так,  где  он  сейчас? Поди, взрослый  уже! Женат?» Маша  отрицательно  покачала  головой: « Упустила  я  сына, Марина! Где  и  когда  проглядела, ума  не  приложу! Вырос  он, конечно. Связался  с дурной  компанией, начал  воровать. Вот  однажды  на  краже  и  попался. В  тюрьме  сейчас  сидит  мой  Славик. Это -  ещё  одна  моя  головная  и  сердечная  боль. А  недавно  умерла  моя  мама. Все  мои  скромные  сбережения  ушли  на  похороны. Сейчас  я  осталась  одна: без  мамы, мужа, сына  и  к  тому  же  без  работы. Как  хочешь, так  и  живи! Сегодня  мне  сам  Господь  послал  тебя. Мне  очень  неловко  просить  у  тебя  взаймы  денег, но  деваться  некуда. Ты  не  одолжишь  мне  5000  рублей?» -  Маша  с  трудом  выдавила  из  себя  просьбу. Говоря  это, отвела  взгляд  куда – то  в  сторону, будто  с  интересом  разглядывала  рисунок  на  скатерти. Руки  её  дрожали, а  в  голосе  была  такая  безысходность, что  у  Марины  от  сочувствия  сердце  сжалось. « Конечно, я  дам  тебе  денег! Даже  не  переживай  по  этому  поводу! Когда  сможешь, тогда  и вернёшь». Марина  знала  по  прошлому  опыту, что  отдавать  деньги, взятые  в  долг, Маша  не  любила. Отдавала  долго, трудно, после  многочисленных  напоминаний.  Некоторым  даже  стыдно  было  напоминать  Марии  о  долге, чем  та  искусно  и   пользовалась,  делая  вид, что  позабыла. Вскоре  в  их  конторе  перестали  одалживать  ей  деньги  и  вообще  старались  держаться  от  неё  подальше. Да, она  была  замкнута, никогда  ни  с  кем  не  откровенничала,  и  близких  подруг  у  неё  не  было. « Значит, сильно  допекла  Машу  жизнь, коли  она  сегодня  согласилась  пойти  со  мною  в  кафе  и  разоткровенничалась», -  подумала  Марина, исподтишка  наблюдая  за  приятельницей. Долго  они  ещё  вспоминали  прошлую  жизнь, бывших  коллег, корпоративы, которые  часто  устраивали   тогда   по  поводу  и  без…
                … Прошло  полгода. Маша  молчала, никак  не  обозначаясь, где  она  и  что  с  ней. Поначалу  Марина  звонила, искренне  переживая  за  приятельницу, но  звонки  оказывались  без  ответа. Постепенно   эти   переживания  становились  тусклее  и  слабее,  хватало  своих  проблем,  и  Марина   напрочь  забыла  о  Маше  и  об  одолженных  ей  деньгах. И  вдруг  ранним  воскресным  утром  в  квартире  Марины  раздался  звонок. Заспанная  хозяйка, с  растрёпанными  волосами, в  наспех  накинутом  халатике, подошла  к   двери: « Кто  там?» - « Открывай!» Теперь  Марина  узнала  этот  голос. Старая, обтянутая   коричневым дерматином,   дверь   с  жалобным  скрипом  распахнулась. « Машка! Ты? Откуда? В  такую  рань?» -  вопросы  сыпались, как  из  рога  изобилия. Марина  была  и  рада, и  обескуражена  одновременно.
                -  Проходи  на  кухню. Сейчас   чай    пить  будем.
Оглядев  чистую, со  вкусом  обставленную  кухню  хозяйки, Мария  удовлетворённо  заключила: « Уютненько  у  тебя. А  я  тебе  долг  принесла. Вот  возвращаю», -  она  протянула  аккуратно  сложенные  купюры.
Марина  взяла  их  и  недолго  думая, сунула  в  первый  ящик  буфета.
                -  Машуль, посиди  пока  тут, я  быстренько  умоюсь. Как  раз  и  чайник  закипит. Повезло  тебе, что  моих  мужчин  сегодня  нет  дома. Иначе  бы  скандала  не  миновать. Мы  любим  в  воскресенье  поспать  подольше, так  рано  не  встаём.
С  этими  словами  хозяйка  удалилась  в  ванную  комнату. Быстро  приведя  себя  в  порядок, улыбающаяся  Марина  появилась, держа  в  руках  бутылочку  дорогого  марочного  вина.
                - Судя  по  твоему  сияющему  виду, у  тебя  всё  хорошо, -  предположила  хозяйка. -  Маша  согласно  кивнула. -  Тогда  мы  сейчас  это  дело  « обмоем».
                - Я  не  пью  совсем, -  запротестовала  Маша.
                - Ну, и  хорошо. Будем  пить  чай. Ты  мне  сейчас  всё – всё  расскажешь. А  то  пропала  на  полгода  и  ни  слуха  о  ней,  ни  духа.
Долго  длилась  беседа «за  жизнь». Марина  радовалась  успехам  приятельницы. А  когда  та  ушла, решила  переложить  деньги  из  буфета  в  сумочку. Каково  же  было  её  удивление, когда  денег  она  не  обнаружила. Перерыла   все  ящики, не  только  тот, в  который  положила  возвращённый  долг -  деньги, как  в  воду  канули! Ошарашенная  своей  догадкой  о  некрасивом  поступке  товарки, Марина  горько  усмехнулась: « Недаром  в  народе  говорят: доверяй, но  проверяй».