Владимирский централ...

Сергей Рябцев
Признаться, я не любитель русского шансона, как-то не трогают меня его песни, однако при посещении города Владимира мне вспомнился один популярный шлягер. Вернее, его название и некоторые слова из песни. Полагаю, многие догадались о чём пойдёт речь. Быть во Владимире и не увидеть Владимирский централ, одну из старейших тюрем России, да ещё воспетую известным исполнителем этого жанра, Михаилом Кругом, мне не хотелось. Как, впрочем, и сидеть в ней. Но посмотреть на тюрьму, со стороны — это вполне возможно.

Говорят, раньше туда водили экскурсии. Я же прибегнул к способу совершенно простому, вызвал такси. По дороге разговорился с водителем, на моё удивление им оказался бывший сотрудник централа. Он рассказал массу интересных историй, например, как был совершён единственный удачный побег. Герой Гражданской войны, революционер Михаил Фрунзе совершил его, находясь в бочке с человеческими фекалиями. При этом лошадь, перевозившая фекалии и беглеца, впоследствии, в знак благодарности, обзавелась зубами из рандоля. К тому приложили руку сидельцы тюрьмы. Впрочем, официальная история факт побега из тюрьмы отрицает, побег был, но из зала суда.

Во Владимирском централе, помимо Фрунзе, сидели многие знаменитые личности, например, советская певица Лидия Русланова, актриса Зоя Фёдорова и сын И. Сталина — Василий. А ещё - американский лётчик-шпион Гэри Пауэрс, сбитый в 1960 году над Свердловском, и немецкий фельдмаршал Фридрих Паулюс, сдавшийся в плен в Сталинграде в 1943 году. В общем, контингент тюрьмы всегда был очень разнообразным.

Вскоре моя поездка закончилась, такси подъехало к самим воротам «ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области». Так ныне официально именуется это учреждение. Известной песни при этом не прозвучало. Я прогулялся по сопредельной территории, удалось рассмотреть некие строения из красного кирпича с зарешеченными окнами, а ещё - колючею проволоку поверху стен. Одним словом — тюрьма, как бы её не называли. А обратно, к своей гостинице, пришлось добираться на простом автобусе, благо остановка находилась совсем рядом.

Владимир, июнь 2023 года

(На фото то самое здание из красного кирпича)