Не свой голос

Юрий Радзиковицкий
Не свой голос
                Сказка

                Голос - вернейшее зеркало характера.
                Б. Дизраэли

В неказистом, но уютном придорожном кафе, что находилось вблизи древнего  польского города Решель, с незапамятных времён известного  католической  святыней Святая Липка и тем, что в нём в августе 1811 года была сожжена некая Барбара Здунк, «последняя ведьма Европы», за одним из столиков сидела компания её завсегдатаев. Это были местные жуки, что после трудов праведных в ближайших лугах и полях почти ежедневно,  а вернее ежевечерне, собирались здесь, чтобы отдохнуть, наслаждаясь вкусными нектарами, подаваемых тут в изобилии. Отдых отдыхом, нектары нектарами, но важнее для них  в этих посиделках было другое. Дружеское общение , неторопливая беседа, в ходе которой они переходили невзначай с одной темы на другую, – вот что служило притягательной силой, завлекающей их под своды этого ничем, казалось бы, непримечательного заведения. Однако в упомянутый вечер умиротворяющая атмосфера привычного застолья была  порушена самым что ни на есть незамысловатым образом. А началось это с вопроса одного из присутствующих за столом, вопроса, сказанного как бы между прочим и обращённого к  своему визави, крупному, стройному, изысканно окрашенному, металлически блестящему  жуку с огромными глазами, ярко-зелёной спиной, зелёно-голубым брюшком и медно –красными боками груди и ногами.  Кроме того,  у него по краям надкрылий  были  расположены пять белых пятнышек, а на самих надкрыльях имелось по одному белому крупному пятну, окруженному коричневатым кольцом. Словом, красавец в полном расцвете сил.               
- Пан Скакун, - обратилось к нему  миниатюрное зелёно-металлическое  с синим отливом создание . Такое обращение было неслучайным, ибо было адресовано скакуну полевому,  одному из разновидностей этого отряда насекомых. – Пан Скакун, - обращая на себя внимание, повторила бронзовка, одна из красивейших особ в мире жуков, - что-то вы сегодня не такой как всегда. Я бы сказала, то ли усталый, то ли озабоченный.
- Скорее озабоченный, пани Изумрудка, - так именовали этого жучка, потому что, сидя на листочке и искрясь под лучами солнца, он был похож  на изысканный драгоценный камень. – Именно озабоченный, не побоюсь так описать своё состяние. Оно меня тяготит и лишает привычный радостей и удовольствий. Проще говоря, свет не мил мне с некоторый пор.
- Да что же с вами приключилось, милейший пан Скакун? И  можем мы чем-либо вам помочь?- вступил в разговор осанистый господин, одетый в одежду зеленовато-синего окраса с ярким золотистым отливом. Это был красотел пахучий, известный щеголь здешних мест.
- Спасибо за участие, пан Красотел, но боюсь, что ничья помощь будет мне не в пользу.
- Это ещё надо будет проверить, пан Скакун, - не терпящим возражения голосом заявил нервический тип, что сидел рядом с Изумрудкой. Это был полосатый щелкун, жук невзрачного и несколько потёртого вида. – И если вас это не затруднит, то изложите, пожалуйста, суть возникших у вас проблем.
- То, что случилось со мной, трудно назвать проблемой. Это скорее всего беда. По другому я не могу назвать случившееся со мной.  Я просто не могу себе представить...
- Простите, что вас перебиваю, - оборвал  Скакуна пан Краситель. – Но постарайтесь успокоиться, а затем желательно сдержанно, без лишних эмоций, поведуете нам о своей беде, как вы изволили назвать то, что произошло или происходит с вами.
Пан Скакун в ответ согласно кивнул головой и отпив несколько глотков прохладного нектара, молча обвел сидящих за столом большими чёрными глазами, в которых плескались боль и отчаяние. Затем, помолчав ещё некоторое мгновение, начал говорить, стараясь быть сдержанным и внятным:
-  В то злосчастное  утро я решил наведаться на луг, что лежит на прибрежье реки Зайны. Подлетев туда,  я увидел в лучах восходящего солнца немыслимую прелесть этого луга: его разнотравье в капельках утренней росы, благоухание цветов и манящих запах  их живительных нектаров.  И как это часто случается со мной в минуты неудержимого восторга я зажужжал, пускаясь в разные рулады: то жу-жу, то жо-жо,  то жи-жи, жё-жё. Признаюсь, я мастак на такие звуковые экзерсисы, как я только что сказал, в мгновения полного восторга.  Но какое было моё потрясение, когда  вместо  привычных  благостных звуков из меня полилось нечто свершенно несуразное. Я бы сравнил те звуки, что я только что напел, с треском ломаемых сухих веток: резкими, грубыми, совершенно немелодичными и просто мерзко вульгарными. В смятении я улетел оттуда. Под сенью знакомого платана я попытался успокоиться. Надо заметить, что даже преуспел в этом, вздремнув там на пару часов.  Проснувшись, я первым делом опробовал свой голос, по пытавшись прожужжать одну из своих любимых мелодий. И - о ужас! –я тотчас услышал какой-то скрежет вместо мелодичного распева.  Короче, у меня пропал мой голос, оставив вместо себя немыслимую какофонию звуков. Все мои  дальнейшие попытки вернуть его остались втуне. И вряд ли вы, мои друзья, в состоянии мне помочь, -  с горечью сказал он в завершение своего достаточно пространного повествования.
Возникла длительная пауза, которую оборвала бронзовка:
- Я думаю, что в этом виновата повышенная солнечная активность.  Слышала  об этом из разговора двух туристов, что расположились недалеко от меня на поляне городского парка. Там,  на солнце, происходит чёрти что: вылетают какие-то протуберанцы и усиливается излучение, которое влияет на всё живое на земле. Вот оно и повлияло на вас, пан Скакун, в результате чего вы и потеряли свой голос.
- И что мне теперь прикажите делать, пани Изумрудка? – воззрился потерпевший на бронзовку.
- Я думаю, - робким голосом промолвила вопрошаемая, - надо подождать, когда закончатся солнечные пертурбации. И когда они прекратятся, я думаю, к вам вернётся ваш благостный голос, - добавила  она несколько неуверенным голосом.
- Солнце, протуберанцы, радиация. Какой вздор! Что это происходит в первый раз? Нет. Это имело место не единожды, и никто не терял голоса. Тут другое, смею вас заверить, - громогласно и безапеляционно заявил полосатый щелкун, поглядывая свысока  на своих собеседников. И продолжил в той же манере. – Как по мне, во всём виноваты эти псевдоптицы, это новое развлечение людей, так называемые дроны. На мой просвещённый взгляд, из них исходят электромагнитные волны, которые пагубно влияет на всё биологическое на поверхности земли. И потеря голоса – это первая ласточка тех катастрофических изменений, которые нас ждут в ближайшее время, уверяю вас, панове, - закончил он  и, умолкнув, придал своему лицу весьма скорбное выражение.

-  Разделяю пессимизм своего друга, хотя причину вижу в другом, - вновь вступил в беседу полосатый щелкнул. – Вы  заметили, как стало трудно порой дышать, когда находишься  в поле или над некоторыми угодьями? Так вот знакомая трясогузка мне поведала свои соображения на сей счёт. По её мнению, причина этого кроется в тех испарениях, которые поднимаются над территориями, которые подверглись опылению с воздуха какими-то растворами. Вот вы, пан  Скакун, надышавшись таким испарениями, и потеряли свой голос, к глубочайшему моему сожалению.
- Господа, вы приводите разные причины моей беды,- вскричал  бедняга  Скакун.- Но никто из вас не предложил ни одного совета, как мне вернуть мой настоящий голос. Мои прекрасные жу-жу, жё-жё, жи-жи! И что я могу противопоставить солнцу, дронам и опрыскиванию с помощью авиации? Ничего, как вы понимаете.Ума не приложу, что мне делать, - горестно заключил он  под сочувствующими взорами сотоварищей.
Но тут раздался голос ещё одного присутствующего за столом, ранее не проронившего ни слова. Это был мелкий жук с чёрной верхней поверхностью  и с покрытыми жёлтыми полосками надкрыльями. Причём усики, голени и лапки у него  тоже были жёлтого окраса, а лоб и тем этого имаго были  равномерно покрыты светлыми точками. Это чудо природы звалось светлоногой блошкой земляной .  Друзья именовали  её ласково   Светлоножка.Так вот эта Светлоножка несколько менторски промолвила:
- Я ничего нового не добавлю к ранее сказанному здесь. Просто хочу развернуть мысль пани Изумрудки до широкого обобщения. Помнится, она заявила, что солнце. протуберанцы и радиация не имеют никакого значения в объяснении причин вашего злоключения,  милейший Скакун. Я же добавлю к ею сказанному,что и дроны, опрыскивание тоже никак не повлияли на вас. Ибо у них нет избирательности в воздействии на окружающий мир. Раз никто не пострадал от них в части потери голоса, то нет их в вины в вашей утрате. И причина кроется в вас самом.  Вот, например, у меня вдруг отказала одна пара ног  их трёх.Так мне муравей-лекарь, к которому я обратилась тогда, сказал, что у нас, у живых существ, время от времени  что-то перестаёт действовать. И причина этого кроется в нас самих. При этом надо постараться жить без этих, вышедших из строя, частей. Ведь я же  смогла жить на четырёх ногах вместо шести, пока этот лекарь своими укусами не вернул двум моим лапам подвижность. Так и вы сможете жить с вашим новым голосом. Привыкните, и у вас будет всё в полном порядке, заверяю вас, почтеннейший Скакун. И будете вновь радоваться прелестям земного бытия как прежде, оглашая округу мелодиями нового голоса. А там глядишь и старый вернётся, - умиротворяюще улыбнувшись страдальцу,  закончила Светлоножка.
Не успела она умолкнуть, как пан Скакун просто взвился:
- Никогда! Ни в коем случае я не привыкну к этому мерзопакостному голосу. Лучше мне погибнуть под колёсами трактора, что перевозит сено с ближайших холмов, чем произнести хоть  один звук с помощью этой пародии на  утраченный  мною голос. Да я готов...
- Пан Скакун, не изволите  ли вы меня выслушать? – внезапно  вмешался, прерывая гневную тираду полевого скакуна, некий господин, что сидел в одиночестве за соседним столом. Пятёрка друзей с интересом воззрилась на неожиданного собеседника. К тому же он являл собой  весьма любопытное зрелище. Было в его облике что-то инфернальное, если не сказать, готическое. Более того, казалось, что это некий монстр, сошедший с картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», на которой изображено немалое количество подобных уродливых существ. Судите сами. Конфигурация его тела напоминало коленопреклоненного католического монаха в момент молитвенного общения со Всевышним. Хотя в Испании это существо называют Caballito del Diablo – конёк дьявола или просто – muerte – смерть. Светло-зелёного окраса, он имел треугольной формы голову с пятью глазами, два из них, те ,что побольше, располагались по бокам головы в верхней части её, а три, поменьше, располагались у основания усов, что были  в виде длинных нитей. Важно заметить, что обладая  только одним ухом, он не потерял качество слуха, чему способствовало его умение поворачивать голову на 360 градусов. Органично дополняли эту жуть  передние конечности, имеющие острые шипы по всей длине, и хорошо развитые крылья с удивительной раскраской: при приближении опасности богомол заворачивается в них, и тогда с их поверхности на врага глядит устрашающий звериный зрак.
Возникшее вдруг за столом всеобщее оцепенение исчезло, когда незнакомец, то есть богомол обыкновенный, продолжил своё обращение к Скакуну:
_ Извините, что встреваю в вашу беседу. Но я, сидя неподалёку, невольно стал слушателем того, что вы обсуждали. И я посмел вмешаться, так как знаю, чем вам помочь,если вы, конечно, примите мой совет. Готовы ли вы меня выслушать, пан Скакун?
 Но ту достаточно разъярённо закричал полосатый щелкун:
- Знаем мы тебя, жуть травяная. Хорошо знаем, многие наши собратья расстались с жизнью в твоих мерзких лапах. Вот и сейчас ты хочешь заманить нашего друга, выдумывая ложный предлог. Видите ли, он хочет помочь. Известно, чем заканчивается твоё участие, убийца невинных жуков. Только на прошлой недели ты съел моего приятеля – шмеля.Так что проваливай, пока мы скопом не организовали тебе хорошую взбучку!
- Успокойся, пан Шелкун.У меня нет никакого интереса к вам, по причине вашей несъедобности: вы слишком жесткие и невкусные. Пробовал, знаю. К тому же я сыт на ближайшие три дня, утром плотно закусил, изловив крупную пчёлку. Так что я ещё раз интересуюсь, готовы ли вы, пан Скакун выслушать мой совет? И уверяю, в этом нет никакой моей заинтересованности, если угодно знать.
Пан Скакун обвёл глазами четверых своих сотоварищей и тихо прошептал:
- Я готов вас выслушать, пан Богомол. В чём суть вашего совета?
- Вот и хорошо. Эту историю мне поведала как-то одна моя знакомая цикада.  Со слов этого милого  создания я узнал, что он неожиданно потерял  голос. И это была полная катастрофа, ведь он  в сложившихся обстоятельствах не мог впредь сообщать своей подруге, где он находится. Личная жизнь просто потеряла всякий смысл. Тогда знакомая сойка, войдя в его положение, посоветовала обратиться древоеду дубовому, что уже сотню лет обитает в старом дубе, что растёт на опушке рощи, находящейся на противоположном берегу нашей реки. Этот дуб ещё известен среди живущих здесь, как дуб опалённый. С десяток лет тому назад в него попала молния, сжёгшая его верхушку. Теперь он  не растёт в вышину, всё раздаваясь вширь.
Так вот этот кудесник-древоед  дал ему  надлежащий совет, вернувший бедняге голос. И всё в его жизни наладилось. Но есть одна закавыка в этом. Дело в том, что этот целитель дубовый сказал этому моему знакомому, что совет, который он ему дал, предназначен только для него. Другим он не поможет, ибо им нужно нечто иное. Так что, пан  Скакун, тотчас летите в поисках опалённого дуба и найдите в нём этого древоеда-знахаря. И если вы найдёте с ним общий язык, то возможно совет этого мудрого создания вернёт вам утраченный голос. Всё теперь зависит от вас, пан Скакун. А вас, панове жуки, незамедлительно покидаю, дабы не смущать  своим присутствием. К тому же, к своему удивлению, я стал испытывать лёгкое чувство голода. Но как вам я уже говорил, никто из вас не сможет его утолить.Так что честь имею, господа несъедобные, -  и со смехом, похожим на скрежет петель закрываемой ржавой двери, он покинул кафе тремя стремительными прыжками.
Пан Скакун  не стал дожидаться, пока его собеседники пустятся в толкование того, что сказал Богомол, взвешивая все за и против. Он просто  взмыл и вылетел в открытую дверь кафе, предоставляя сидящим с ним за одним столом следить, как он стремительно удаляется от них, пока не исчез в мареве, что дрожало в воздухе над лениво несущей свои тяжёлые  тёмные воды Зайной.
Багровому диску солнца осталась ещё малая толика, чтобы полностью исчезнуть за линией горизнта, когда пан Скакун подлетел к опалённому дубу. Сев на одно из его ветвей, он, отдышавшись, оглянулся в поисках дупла, где должен находится его спаситель.И не обнаружив искомое, решил, что дупло находится с другой стороны дуба. И только он решил проверить своё предположение, как услышал старческий, чуть дребезжащий голос:
- Не меня ли ищите, господин хороший?
Скакун посмотрел вниз, ибо оттуда ему послышался голос. И действительно, там он заметил того, кто к нему обратился. Это был неказистый жучок, не более трёх миллиметров величины, смолянисто-чёрный, с красноватыми матовыми крыльями, украшенными несимметричными рядами тёмных точек и покрытые многочисленными морщинками.. При этом усы и лапки его были жёлтыми, что придавало ему несколько уморительный вид.
Полагая, что он несколько не прилично долго разглядывает  незнакомца, Скакун поспешил представиться:
- Я пан Скакун, И у меня есть  неотложное дело к пану Древоеду. Надеюсь, это вы?
- Да, извольте видеть. Я дубовый заболонник, то есть, как вы изволили сказать, дубовый древоед. Но зовите меня просто – Заболонник, так меня величают в здешних местах.И прошу поторопиться со своей просьбой. До захода солнца осталось совсем мало времени,  и за это время вы должны  успеть изложить суть вашей проблемы, а я, если такое будет возможным, дать вам столь важный для вас совет И кстати, кто вам рекомендовал ко мне обратиться?
- Слухами полнится наша сторона о вашей удивительной способности помогать попавшим в беду. Вот и у меня случилась беда, которая грозит превратить мою жизнь в сплошные мучения. Одна надежда на вас, достопочтенный старец.
- Зря расточаешь время, произнося пустые словеса. Переходи срочно к главному.
Пан Скакун незамедлительно внял предложению  пана Заболонника.  И стараясь ничего  не пропустить, поведал свою незамысловатую историю, полную, на его взгляд, драматизма и безысходности.
Старик Заболонник, внимательно выслушав страдальца, задумался, время от времени шевеля жёлтыми усами.  Затем сказал, переходя на торопливое бормотание:
- Вам нужны советы. Их есть у меня. Но прошу в точности исполнить то, что я вам собираюсь сообщить. Малейшее отступление или промах - всё может обернуться очень печально для вас, пан Скакун. В той стороне, чуть правее заходящего солнца, за тремя холмами находится тыквенное поле. Среди сотен тыкв, растущих там, есть одна единственная. Она примечательна тем, что  тёмно- зеленые полосы располагают на ней весьма необычным образом, не вертикально, как у всех, а по окружности, вроде волнистых  колец.Эта тыква примечательна не только своим необычным  окрасом, Её желто-сиреневые цветы обладают поразительной магией, которую вам предстоит испытать на себе. Для этого вас надо будет поступить следующим образом. Перед заходом солнца каждый цветок закрывается. И вам надо будет успеть попасть во внутрь закрывающегося цветка, чтобы затем переночевать внутри его. А утром следует, когда цветок опять раскроется, испить его утренний нектар, сделав только три глотка. Потом вам следует вылететь из цветка и искупаться в утренней росе, что скопится на листьях тыквы. На это у вас уйдёт три ночи. При этом помните, что каждый раз вам надлежит ночевать в другом цветке этой тыквы, ибо после каждой ночи, приютивший вас цветок, увянет, отдав вам свою силу. Вот и всё, что вам надлежит сделать.
- И тогда ко мне вернётся утраченный мной голос? - с надеждой спросил воодушевлённый Скакун.
- Я вам ещё не сказал ничего о сущности магии цветков этой уникальной тыквы. Не голос вам вернётся. А вы вернётесь в своё трёхдневное прошлое, когда у вас всё было в порядке с голосом. Магия цветов этой волшебной тыквы состоит в том, что они возвращают в прошлое.То есть делают потерпевших такими, какими они были три дня тому назад.  Скажем. недавно один кузнечик потерял ногу и совсем не мог прыгать. Переночевав три дня в цветках этой чудесницы, он вернулся к родным на всех ногах. Так что дерзайте, пан Скакун. Ещё раз напоминаю, строго следуйте моим рекомендациям. Я сейчас мне пора скрыться  в одном из туннелей, сделанных в стволе дуба. Мне смертельно опасно попадание вечерней росы на моё старческое тело. Да и вам надо, где-то здесь переночевать, а утром, подкрепившись, отправляйтесь на поиски волшебной тыквы.
Через три дня пан  Пан Скакун подлетал к знакомому лугу в прибрежье Зайны, где некогда обнаружил свою страшную утрату. При этом надо заметить,  что за всё время лёта от последнего тыквенного цветка до родного луга он ни разу не попробовал узнать, обладает ли он своим прежнем голосом. Но оказавшись над родным разнотравьем и разноцветьем, он во весь голос прожужжал: «Жу-жу-жу – как прекрасно всё вокруг!» - одновременно прислушиваясь к тому, что он произносит. И радостно отметил про себя, что к нему вернулся родной голос. И тут же продолжил своё восторженное пение, пускаясь во всё новые рулады: «Жи-жи-жи – меня окружает восхитительный мир! Же-же-же – не могу не налюбоваться и лугом,  и рекой, и  лёгким туманом над ней! Жё-жё-жё –прочь все печали и огорчения. Им не место в этом прекрасном крае!»