Нафанаил или израилитянин в котором не было льсти

Александр Анатольевич Звягин
Что мы знаем о НафанАиле? Если знаем хоть что-то…

Заметим для себя, что очень многие знают очень много очень о многом. И, видимо, это неплохо, но в данном случае эти знания не работают, так как вопрос предельно узок: НафанАил - что это за человек? Кто он? Почему он? Что он видел? Что он сказал? Чем он знаменит?

Как видите вопросов сразу возникает множество, а ответы неочевидны… Давайте разбираться? Вместе?

Назовём наш совместный этюд просто - Встреча…

Можно по разному распорядится данным нам: кто-то собирает, другие расточают, третьи просто валяют дурака, но все едины в одном - чем бы кто ни занимался он не может продолжать «делать это» пока не осознаёт сам, а при случае и убедит других, что он Прав. Что он на правильном пути!

«Наше дело правое! Победа будет за нами!» - единожды произнесённая Правда начинает жить своей обособленной жизнью, постепенно облекаясь в реальность. Такова сила правдивого слова.

«Мы сохраним тебя русская речь!»

«Без жертвы нет победы!»

Многое было сказано многими, но далеко не всё из сказанного было правдой. И даже те, кто сказали Правду не сказали Всю правду и ничего, Кроме правды…

Не такой был НафанАил…

Евангелие от Иоанна.

1:47. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила,
говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в
котором нет лукавства.
1:48. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня?

Мы встретились с Нафанаилом, читая Новый Завет. Возможно, что не однажды. И уж наверняка не случайно. Но что нам дала эта встреча? Чем запомнилась?

— Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Нафанаил отвечал Ему: Равви;! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

А вот тут мы уже можем сказать Нечто об Апостоле: он исповедал Христа Мессией уже при первой встрече с Ним. Израильтянин, в котором не было лжи…

Кто-то пробовал прожить день без обмана? НафанАил так прожил всю жизнь. Что мы знаем об его жизни?

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.


Блж. Феофилакт Болгарский 

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего

Ст. 49-51 Нафанаил отвечает Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому

Пророчество имеет величайшую силу привлекать некоторых к вере, и его сила более чем сила чудес. Ибо чудеса могут быть представлены призрачно и бесами, а точного предузнания и предсказания будущего никто не имеет, ни ангелы, ни тем более бесы. Почему и Господь привлек Нафанаила, сказав ему и место, и то, что Филипп звал его, и что он поистине израильтянин. Нафанаил, услышав сие, почувствовал величие Господа, насколько было возможно, и исповедал Его Сыном Божиим. Впрочем, хотя и Сыном Божиим исповедует, но не в том смысле, в каком Петр. Петр исповедал Его Сыном Божиим как истинного Бога, и за то Господь ублажает его и вверяет ему церковь (Мф.;16,;16-19). Нафанаил же исповедал Его как простого человека, по благодати усыновленного Богу за добродетель. И это видно из прибавления: Ты - Царь Израилев. Видишь ли, он не достиг еще до совершенного познания истинного Божества Единородного. Он верует только, что Иисус есть человек боголюбезный и Царь Израилев. Если бы он исповедал Его истинным Богом, то не называл бы Его Царем Израиля, но Царем всего мира. За сие он и не ублажается, как Петр. Посему и Господь, исправляя его и возводя к уразумению, достойному Его Божества, говорит: будете видеть ангелов Божиих, восходящих и нисходящих над Сына Человеческого. Принимай, говорит, Меня не за простого человека, но за Владыку ангелов. Ибо Кому служат ангелы, Тот не может быть простым человеком, но истинный Бог. Сие сбылось при распятии и при вознесении. Ибо, как повествует Лука, и пред страданиями ангел с неба укреплял Его, и при гробе явился ангел, и при вознесении (Лк.;22,;43; 24, 4. 23; Деян, 1, 10). - Некоторые под «смоковницею» разумели закон, так как он имел плод, на время сладкий, а строгостью законных предписаний и неудобоисполнимостью заповедей был покрыт как бы листьями. Господь «видел» Нафанаила. На сие говорят, что Он милостиво призрел и уразумел понимание его, хотя он был еще и под законом. Прошу тебя, если ты услаждаешься подобными вещами, обратить внимание и на то, что Господь увидел Нафанаила под смоковницею, или под законом, то есть внутри закона, исследывающим глубины оного. Если бы он не исследовал глубину закона, Господь не увидел бы его. Знай и то, что «Галилея» - значит низверженная. Итак, Господь пришел в низверженную страну всего мира или в естество человеческое и, как Человеколюбец, воззрел на нас, находящихся под смоковницею, то есть под грехом, усладительным на время, но с которым соединена и не малая острота по причине раскаяния и тамошних будущих казней, и - тех, которые признают Его Сыном Божиим и Царем Израиля, видящего Бога, избрал Себе. - Если же мы продолжим старание, то Он удостоит нас и больших созерцаний, и мы будем видеть ангелов, «восходящих» на высоту божественного знания Его и опять «нисходящих», потому что не достигают полного познания Существа непостижимого. - И иначе: «восходит» некто, когда занимается размышлением о Божестве Единородного; «нисходит», когда охотно занимается размышлениями о воплощении и нисшествии в ад.

Евфимий Зигабен 

Отвеща Иисус и рече ему: зане рех ти, яко видех тя под смоковницею, веруеши: болша сих узриши

чтобы больше поверить, а теперь мало услышав, мало и веришь.

Прот. Иоанн Бухарев 

Ст. 50-51 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому

Т. е. ты, Нафанаил, веруешь в Меня теперь потому, что Я узнал твои свойства и о твоем свидании с Филиппом. А если будешь следовать за Мной, то увидишь больше этой моей прозорливости, – узнаешь, что Я царь не только израильтян, но и всей вселенной, и Спаситель всего мира, – узнаешь, что с пришествием моим на землю отверзается снова разрушенный первым человеком союз между человеками и ангелами.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.

Проф. А. П. Лопухин 

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею;увидишь больше сего

За такую готовность веровать Христос обещает Нафанаилу и, конечно, вместе с ним другим ученикам явить еще большие чудеса. Вместе с этим Христос принимает, очевидно, Нафанаила в число своих последователей.

Свт. Иоанн Златоуст 

Отвеща Иисус и рече ему: зане рех ти, яко видех тя под смоковницею, веруеши: болша сих узриши

Ст. 49-51 Отвеща Нафанаил и глагола Ему: Равви, Ты еси Сын Божий, ты еси Царь Израилев. Отвеща Иисус и рече ему: зане рех ти, яко видех тя под смоковницею, веруеши: болша сих узриши. И глагола ему: аминь, аминь глаголю вам, отселе узрите небо отверсто и Ангелы Божия восходящыя и нисходящыя над Сына Человеческаго

Много нужно нам, возлюбленные, попечения, много бодрствования для того, чтоб иметь возможность проникать в глубину божественных Писаний. Иначе, предаваясь сну, нельзя постигнуть смысла их; а нужно тщательное исследование, нужна, кроме того, и постоянная молитва, чтобы хотя немного прозреть в святилище слова Божия. Вот и сегодня нам представляется вопрос немаловажный, требующий много внимания. Когда Нафанаил сказал: Ты еси Сын Божий, Христос сказал ему: зане рех ти, яко видех тя под смоковницею, веруеши; больша сих узриши. Что же в этих словах требует исследования? То, что Петр, исповедавший: Ты еси Сын Божий (Мф.;16,;16) уже после столь многих чудес и после такого учения, ублажается, как получивший откровение от Отца; а Нафанаил, сказавший то же самое еще прежде чудес и прежде учения, ничего подобного не услышал от Христа, но и, как бы еще не столько сказавший, сколько надлежало сказать, возбуждается к ожиданию больших откровений. Какая же этому причина? Та, что хотя Петр и Нафанаил высказали одни и те же слова, но не с одною и тою же мыслию. Петр исповедал Иисуса Сыном Божиим, как истинного Бога; а Нафанаил – как простого человека. Из чего же это видно? Из последующих слов Нафанаила. Сказав: Ты еси Сын Божий, он присовокупил: Ты еси Царь Израилев. Но Сын Божий есть царь не только Израиля, а и всей вселенной. Впрочем, это видно не отсюда только, а и из следующего. К словам Петра Христос ничего не прибавил, но, как бы вера Петрова была уже совершенна, сказал, что на этом исповедании Он созиждет Церковь Свою. Но в отношении к Нафанаилу Он сделал не так, а совсем напротив. В исповедании Нафанаила как бы недоставало еще многого и чего-то лучшего, – и вот Христос восполняет недостающее. Что Он говорит? Аминь, аминь глаголю вам: отселе узрите небо отверсто и ангелы Божия восходящия, и нисходящия над Сына Человеческаго (ст. 51). Видишь ли, как Христос мало-помалу возводит его от земли и внушает не представлять себе Его простым человеком? Может ли в самом деле быть человеком Тот, Кому ангелы служат и для Кого ангелы восходят и нисходят? Поэтому-то Он и сказал: больша сих узриши, и, изъясняя это, присовокупил об ангельском служении. Смысл Его слов такой: тебе, Нафанаил, показалось это важным [То есть что Христос видел его под смоковницею еще прежде, чем пришел к нему Филипп], и за это ты признаешь Меня царем Израиля. Что же скажешь, когда увидишь ангелов, восходящих и нисходящих для Меня? Такими словами Христос внушал признать Его Владыкою и ангелов. Как к истинному Сыну Царя, ко Христу восходили и нисходили эти царские служители, как то: во время страданий, во время воскресения и вознесения; и еще прежде того они приходили и служили Ему – когда благовествовали о Его рождении, когда восклицали: слава в вышних Богу, и на земли мир (Лк.;2,;14), когда приходили к Марии, к Иосифу. Но Христос делает и теперь так же, как во многих других случаях. Он изрекает два предсказания, и верность одного уже тотчас обнаруживает, а другое, относящееся к будущему, подтверждает чрез настоящее. Из них одно, уже доказанное, есть следующее: прежде даже не возгласи тебе Филипп, суща под смоковницею видех тя. Другое должно было исполняться в будущем, а отчасти уже и в то время исполнялось, – именно восхождение и нисхождение ангелов, как то: при страданиях Его, при воскресении и вознесении; и в этом, еще прежде событий, Он уверял уже тем, что сказал о настоящем. Кто из прошедшего познал могущество Его, тот, слыша и о будущем, удобнее может принять и предсказание о будущем. Что же Нафанаил? Ничего на это не отвечает. Поэтому и Христос заключил тем Свою беседу с ним, предоставляя ему самому размыслить о сказанном и не желая высказать всего в один раз. Бросив семена в землю плодоносную, Он дает ей самой произрастить в свое время плоды. Это Он в другом месте изобразил в следующих словах: подобно есть Царствие Божие человеку, сеявшу доброе семя: спящу же ему, прииде враг и всея плевелы посреде пшеницы и отъиде (Мф.;13,;24,;25).

Свт. Кирилл Александрийский 

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего

«Отвеща Иисус и рече ему: зане рех ти, яко видех тя под смоковницею, веруеши: больша сих узриши». Ты соделаешься, говорит, еще более твердым в вере, когда увидишь больше сего. И в самом деле, кто уверовал по одному только знамению, как не соделается гораздо более твердым в вере, когда пред ним будут явлены уже достопримечательнейшие чудеса?

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.

Апостол Нафанаил
31 марта 2020
3K прочитали
Сегодня я хочу познакомить вас с человеком, о котором упомянуто в первой главе Евангелия от Иоанна. Его имя Нафанаил. Он стал одним из двенадцати апостолов и назван другими евангелистами Варфоломеем. Интересен и другой факт, что в каждом случае, будь это в Евангелиях от Иоанна, Матфея, Марка или от Луки, Нафанаил - Варфоломей всегда упомянут вместе с Филиппом. И это естественно, так как тот привел его к Иисусу Христу. Из уст Филиппа он услышал: "Мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета" (Ин.1:45). Здесь мы видим, что Бог поступает с каждым человеком индивидуально, нет двух одинаковых обращений и покаяний. В своих взаимоотношениях с нами Бог учитывает разность наших характеров и это мы видим в случаях с Филиппом и Нафанаилом, Андреем и его братом Симоном, и множестве других примеров. Каждый из этих людей пережил свою встречу с Иисусом по-разному.

https://dzen.ru/a/XoLyZ0X1bEDXOsBW

Что же делал Нафанаил под смоковницей? В тексте евангелия нет прямого ответа на этот вопрос, поэтому существуют различные толкования данного текста. Наиболее вероятно, что под смоковницей он находился один и горячо молился Богу. Он, Нафанаил, специально скрылся от всех, чтобы побыть наедине с Богом — и теперь перед ним стоит Посланник Того, кому Он молился — ведь кроме Бога и Его Посланника, никто не может знать о его тайной молитве под смоковницей. Значит, Иисус знает и о его беседе с Филиппом, и поэтому хвалит его, что в нем нет лукавства.

Осознав все это, Нафанаил приходит к выводу, что Иисус и есть никто иной как Мессия-Христос, и выражает это терминологией пророчеств из Священного Писания, признавая, тем самым, факт их исполнения: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев».

Однако, следуя представлениям современных ему иудеев, он не вкладывал в выражение «Сын Божий» представления о Мессии как истинном Сыне Божием, равном Отцу. Подобно другим иудеям он понимал выражение «Сын Божий» не в прямом (как понимаем мы, христиане), а в переносном смысле — как особую близость человека к Богу, как служение Его воле. Поэтому он и предваряет свою фразу словом «равви», т. е. раввин, учитель, а заключает ее словами «Царь Израилев». Он хочет сказать: «наставник, Ты — Христос, Царь израильский».

Можно заметить различие в именовании Христа Сыном Божиим Нафанаилом и апостолом Петром, сказавшим много позже, когда Христом были явлены множество чудес и исцелений: «Ты — Христос, Сын Бога живого» (Мф 16:16). Христос называет Петра «блаженным», замечает, что эта истина открыта ему Самим Небесным Отцом, и подчеркивает, что данный факт ляжет в основу веры Церкви как краеугольный камень (Мф. 16:18). Однако ничего подобного Христос не говорит Нафанаилу, который еще не был свидетелем общественного служения Господа. По замечанию свт. Иоанна Златоуста (Толкования на Евангелие от Иоанна. 21. 1), «хотя Петр и Нафанаил высказали одни и те же слова, но не с одною и тою же мыслью: Петр исповедал Иисуса Сыном Божиим как истинного Бога; а Нафанаил — как простого человека».

Но здесь, как и во многих других случаях, Христос желает возвести слушавших его иудеев от их ложного понимания выражения «Сын Божий» к утверждению о Себе как о Боге, равном Отцу. Впоследствии эта цель была вполне достигнута Христом: даже те иудеи, которые не смогли принять эту мысль, поняли, что Он «Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин 5:18). В беседе с Нафанаилом Христос приводит его к столь возвышенному пониманию, обещая, что Его общественное служение будет исполнено силой слова и убедительностью чудес: «отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» — т. е. ты увидишь такие дела, которые возможны только для Бога, которому служат ангелы. Известно, что ангелы служили Христу явным, видимым для людей образом не только при его рождении, но и после его воскресения и во время его вознесения.

Христос называет Себя «Сыном Человеческим», зная, что Нафанаил знаком со Священным Писанием — ведь этот термин, позаимствованный из книги пророка Даниила, указывал на Мессию-Христа, представляя его более, чем просто человеком: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан 7:13). В дальнейшем, во время своего служения Христос многократно будет называть Себя этим именем, которое парадоксальным образом указывает не только на Его рождение как человека от Девы Марии, но и на Божественную природу.

Протоиерей Димитрий ЮРЕВИЧ

http://www.nsad.ru/articles/
voskresnoe-evangelie-tajna-vstrechi-s-bogom?
ysclid=liwcz5b012695378683


Так что о НафанАиле—Варфоломее написано и сказано немало, но ответа на вопрос кто он и что же всё—таки с ним произошло «под смоковницей» мы в этой жизни, видимо, не узнаем…

Может это личная тайна. Может некий знак.

Самое, наверное, главное во всей этой евангельской истории — это то, что эта Встреча случилась в жизни Апостола. Так как Она случится м в нашей жизни. Рано или поздно. На этом свете или на том.

И Господь будет знать, что сказать нам. Будем ли мы знать что ответить Господу?

Святый апостоле НафанАиле моли Бога о нас!

Валаамский духоносный старец Михаил (Птикевич) (1877–1962) был одним из немногих, к которому приезжали люди исповедоваться даже из других стран. Он был старцем в полной традиции старчества. Его ещё называли последним валаамским старцем в те времена.

10 советов старца Михаила (Питкевича):
1. Две силы в нас действуют: добрая воля и сопротивление плоти. Хочу молиться, а плоть возражает - не могу, не хочу. Молитву нельзя оставлять, но и плоть не изнурять--все в меру и хорошее будет на пользу. А без меры и хорошее не будет на пользу.

2. Проявление любви к ближнему может спасти и большого грешника. Любовь покрывает все.

3. Никому о себе не рассказывай, не делись, могут не понять, а спорить и доказывать нет ни смысла ни нужды, только лишнее словопрение без пользы.

4. Какое ни произошло поползновение, падение - надо вставать, не отчаиваться, а опять начинать труд и труд нужен, борьба.Только за мужественную борьбу дают венцы. Должна быть борьба, сокрушение с истинным покаянием и твердое упование.

5. У нас есть два пути: путь самоукорения и смирения и путь самооправдания и отчаяния. Первый —есть истинный путь сокрушения и покаяния и ведет к утешению и спасению. Второй — путь гордыни и самооправдания, тогда никто не поможет, ни мои молитвы, ни ангелы небесные, только милость Господня--а если не Господь, то этот путь ведет к гибели.

6. Терпи и терпи все-все злострадания, всю тяжесть труда, укорения, клевету, но больше всего бойся отчаяния - это самый тяжелый грех.

7. Во всем надо быть очень внимательным во всех мелочах, не допускать ни малейшей лжи, или неискренности, или лести и человекоугодия.

8. Главное же – это смирение и любовь. Кто много любит, тому многое и простится. Проявление любви к ближнему может спасти и большого грешника. Любовь покрывает все.

9. Не ищи правды на земле... ищи ее в себе. Не только надо молиться: «Господи, помилуй», не только просить, надо и постоянно благодарить, и уметь славословить Господа – тогда будет мир в душе.

10. Господи, оставь меня как есть, не надо больше мне никаких дарований, но дай любви.