Тяга

Вадим Светашов
                Тяга.

          Последних двух уроков в школе не было – заболел учитель, и я к обеду был уже дома. Швырнув портфель на диван, быстренько переоделся, отрезал добрую краюху хлеба, кусок колбасы, завернул в газету, положил в рюкзак и отправился в лес. Всё остальное, что нужно было для короткого похода, всегда постоянно находилось в рюкзаке, чтобы не тратить время на сборы.
          Прекрасная погода конца апреля, ярко светит солнце, но ручьи уже отзвенели, снег в лесу оставался только в самых затенённых местах, но было довольно сыро. Кое-где на опушке зацветали первые медуницы. Лес звенел от трелей зябликов, иногда слышалась барабанная дробь дятлов. Основной моей целью являлся поиск птичьих гнёзд. Проверил несколько дуплистых осиновых и берёзовых сломков.  Проверял просто: стучал палкой по стволу и скрёб ею же по коре. Только из одного дупла выглянула синичка-гаичка и скрылась обратно. Нашёл два свежевыдолбленных дупла большого пёстрого дятла. Проверил крупное гнездо на толстой сосне. Его я обнаружил три года назад. Располагалось оно метрах в пяти от земли, у ствола, в месте отхода от него двух нижних сучьев. В то время, когда я его обнаружил, в гнезде находилось три птенца ястреба-тетеревятника, покрытых грязно-серым пухом. Я даже не пытался добраться до гнезда по  толстому, без сучьев стволу, а взобрался на ближайшую берёзу и рассматривал гнездо из бинокля.
          На следующий год в этом гнезде поселилась сова, бородатая неясыть. Когда я постучал по стволу, она недовольно выглянула сверху и тут же спряталась.  В последствие я несколько раз наблюдал с берёзы за жизнью сов. Неясыть снесла пять круглых белых яиц, долго насиживала, а потом они с самцом ещё дольше выкармливали птенцов.
          В этот раз, взобравшись на берёзу, я убедился, что в гнезде никто не поселился. Интерес к нему сразу пропал.
          День клонился к вечеру. Солнце уже цеплялось за макушки сосен. Вышел из леса на дорогу, идущую кромкой поля. Но идти по ней было невозможно, ноги всё время разъезжались по густой грязи. Пришлось снова свернуть под кроны деревьев. Солнце село, хотя темнело медленно. Вдруг за спиной услышал непонятные звуки. Они быстро приближались.
 `           Звуки напоминали хрюкание: «хорьк, хорьк, хорьк», но слышались не с земли, а над деревьями. После этого слышался резкий свист «ци-цик –ци-цик». И тут я увидел птицу, летящую над дорогой в мою сторону на высоте чуть выше деревьев. Взмахи крыльев довольно медленные, клюв опущен вниз. Звуки явно издавала она. Птица пролетела надо мной и я узнал в ней вальдшнепа. Звуки постепенно стихли. Я уже собирался двинуться дальше, как вновь услышал точно такие же звуки и с той же стороны. Надо мной c хорканьем и циканьем пролетел второй вальдшнеп. Но далеко он не улетел. С земли раздалось аналогичное циканье. Вальдшнеп круто снизился и опустился в сухую траву впереди меня.
          Я медленно подошёл к этому месту. Буквально из-под ног вылетели одновременно два вальдшнепа и улетели друг за другом в одну сторону. Так я впервые увидел и услышал брачные игрища этих птиц, которые охотники называют «тягой»