И тогда бог создал Кубу... - 3

Юрий Петрович Линник
               

                Благословенная Гавана. Первые впечатления

     Проснулся от ужасной духоты, головной боли и шума за окном. Глянул на часы – ого, спал почти 4 часа, потому и голова раскалывается. За окном разгар дня и  нещадно  палит солнце. По улице разъезжают ревущие, как танки, громадные закопчённые автобусы. Их выхлопные трубы беспрестанно  выплёвывают  облака черного дыма.    Пассажиров в них, что сельдей в  бочке.  Из открытых нараспашку дверей свисают гроздья тел, а   окна без стекол  забиты  сплошь множеством голов.
    Гавану одолевали в ту пору  чудовищные транспортные проблемы.  Рейсовых автобусов приходилось ожидать  очень долго, а приходили они столь переполненные, что порой людям приходилось оставаться на остановке.  Но в том же году на базе советских  комплектов грузовых КАМАЗов кубинцы начали производство больших городских автобусов, и ситуация постепенно стала улучшаться.
     Напротив через улицу жилой дом со сплошным вдоль всей  стены дома  балконом, на который выходит множество дверей. Все они открыты и зияют темнотой.  Полуголые люди стоят на балконе  или сидят креслах-качалках. Здесь же на верёвках сушится бельё.  Вот это экзотика! Первая картинка Кубы  из окна  отеля  «Линкольн» запомнилась на всю жизнь.
       В туалете меня ожидали  ещё два сюрприза кубинской экзотики.  Воды в кранах не было по-прежнему.   Что они вообще без воды живут? Позвонил вниз, впервые сформулировав   бытовые потребности на испанском.  Оказалось, воду дают на два часа утром и вечером. Утреннюю воду я благополучно проспал. Решил побриться,   благо , что бреюсь электробритвой.  Во время бритья оторвал  глаза от зеркала и почему-то  перевёл  вниз   на  пластиковую мусорную корзину. Перед сном она была совершенно пуста, ибо я не успел в неё  намусорить,  а  теперь там находился  сигарообразный   коричневый предмет около пяти сантиметров длиной. «Странно, ведь его точно не было перед сном, – размышлял я, продолжая  мусолить щёки  бритвой, – как вроде кто-то его подбросил, пока я дрыхнул без задних ног».   Вдруг, таинственный предмет  ни с того ни с сего зашевелился  и начал перемещаться по дну корзинки. Моё удивление его чудесному оживлению быстро  переросло в  омерзение, ибо до меня дошло, что это небезызвестный  кубинский таракан – кукарача. Так  это я с ним спал в одном номере,  не подозревая ни о чём. Да он при желании мог мне спящему  перегрызть  горло и был бы таков.   Оказывается, мне достался номер, принадлежащий тараканьему королю. Я даже побрезговал его уничтожить и следующие несколько ночей, проведённых  в отеле,  спал с  включенным торшером. Много впоследствии я видел на Кубе тараканов и, даже,  домашних скорпионов,  но такого  гаванского красавца видеть больше не приходилось.
      Впрочем, похожие эмоции мне пришлось испытать девять лет спустя, когда повторно приехал на  Кубу  в 1986 году  на строительство АЭС Хурагуа, что в провинции Сьенфуэгос. Тогда уже со мной  были  жена и двое сыновей – Максим  восьми лет и четырёхлетний Игорь.  Нас привезли из Гаваны в посёлок  строителей  АЭС и  разместили в  четырёх комнатной квартире   на первом этаже четырёхэтажного дома.  Когда я  вошёл в квартиру и включил  свет, то  первое , что я увидел,  были сидящие на стене два громадных  красных паука  размером также, как и гаванский кукарача-гигант   около пяти сантиметров, только в диаметре. Я остолбенел – таких громадных пауков  я не видел даже на картинках, а здесь они преспокойно обитают в квартире, где нам предстоит жить с маленькими детьми. Эти монстры местной фауны, испугавшись света и, возможно, меня,  поспешно ринулись вниз и укрылись под шкафом, что меня, естественно, не успокоило.  Благо, у меня за спиной находился сосед, взявшийся нам помогать заселяться.  «Не бойтесь, это не пауки, это крабята,  чертенята забрались в пустую квартиру и хозяйничают, – весело  разрядил напряжённую ситуацию наш добровольный помощник. – Ну-ка ребята, берите швабру и гоните их в дверь, а то они  всю ночь вам покоя не дадут,  будут до утра барабанить  клешнями по полу. Это мы уже проходили!» И тут я вспомнил ещё из первой командировки, что на Кубе живут сухопутные земляные крабы, и каждый год в определённое время у них начинается гон, когда они теряют всякий страх и массово мигрируют из одного в другое, им одним известное место, и ничто их не может остановить  – ни люди, ни автомобили. Вот мы и прибыли в посёлок  как раз в эту пору. Ещё дней десять мои  мальчишки вместе с соседской ребятнёй гоняли по посёлку крабов, пока они не пропали. А  их  в тот год  было очень много.               

     Но вернёмся  в полдень 13 июля 1977 года.   Явиться в  наше экономическое представительство  мы были должны на следующий день, потому в тот день  осматривались и сделали вылазку в город. Перед этим пообедали  в ресторане отеля, где нас, как оказалось к нашему удовольствию, кормили бесплатно.  С одной стороны  это было приятно – халява всегда приятна, с другой стороны было как-то не по себе. Правда, когда я глянул в ресторанное меню, то разгадал секрет щедрого  гостеприимства.  Наших двадцати песо, ссуженных нам по приезду,  вряд ли хватило бы даже на один обед.   
  Вышли из отеля – жара, духота и автомобильный смог от  громадных дизельных автобусов и старых автомобилей  снующих по узким улицам.  И какой-то незнакомый запах. Нельзя сказать , чтобы он был приятным, но и противным не назовёшь, словом, специфический. До меня дошло, что это запах Гаваны. Со временем он даже мне начал   нравится, ибо Гавану я полюбил, а как её не полюбить, если  даже названия улиц и переулков на нашем пути к знаменитому Малекону поразили моё  воображение своей поэтичностью. Мы пытались  перевести их русский – некоторые удавалось:  Виртудес -  добродетель, Анимас- души. А как   романтично звучит  название улицы  Гальяно, по которой мы двигались  к морю,  к Малекону.
         Вид моря и Гаваны  с Малекона  вновь меня привёл к мысли о том, какие крутые  перемены произошли в моей жизни  за прошедшие сутки. Ещё  вчера  привычные взору  московские улицы, а сегодня  перед  глазами экзотические  виды  с   величественной набережной,  на которой  с волнами Мексиканского залива встречаются  живописные  улочки, здания, памятники и старинные крепости Гаваны –  драгоценной жемчужины  Антильского архипелага. 
     Насладившись  видами   Малекона  и открывающейся с него   захватывающей панорамой Гаваны, мы решили обратиться  к приземлённым делам нашей  новой жизни, а именно, посетить  специальный магазин  для иностранных специалистов, где обслуживание  велось по специальным карточкам – тархетам.  По приезду нам выдали временные карточки на время нашего проживания  в отеле. Карточки были привязаны к  магазину, расположенному в здании отеля Фокс.   Оказалось что  отель этот расположен довольно далеко, и нам посоветовали ехать на специальном автобусе, который каждый час объезжает все отели, где проживают  советские специалисты.  После хоть и живописных, но запущенных  кварталов  Гальяно  Ведадо  предстал  перед нами роскошным, можно сказать фешенебельным, в полной мере соответствуя   столичному статусу Гаваны. Высотные здания, широкие проспекты, ухоженные скверы, масса каких-то вывесок,  магазины придавали ему вид крупного делового центра. На самом деле  Ведадо и был таким центром, к тому же   резиденции  почти всех органов  государственного управления  располагались в этом районе.   
      Когда нам сказали, что магазин для специалистов расположен в отеле Фокса. Я, разумеется, и понятия не имел, что  представляет собой отель Фокса.  Ну отель и отель, я уже познакомился  со  «Сьеррой Маэстра» и «Линкольном», и ничем меня уже  не удивишь.  Но когда передо мной предстал этот небоскрёб о тридцати девяти этажах высотой сто двадцать один метр в виде полу-развёрнутой   книги, у меня захватило дух, не смотря на то, что это величественное  здание мне было знакомо по фотографиям   в прессе и даже по знаменитому кинофильму  Калатозова 1964 года  «Я Куба».  Это уникальное здание, признанное  лучшим архитектурным  проектом Кубы,  было спроектировано архитекторами семейной парой Самперо - Эрнесто и Мерседес,  а  закончено строительством   в 1956 году.
 
     Сам магазин, правда,   наших ожиданий не оправдал.   Просторные его полки были уставлены   банками консервов, главным образом,  овощных и фруктовых.  Оказалось, что даже из того небогатого ассортимента  мы могли  купить  далеко не всё. Только постоянные жители отеля могли пользоваться всеми благами  этого магазина, а проживание, кстати,  в «Фоксе» считалось  престижным, и обитали там далеко не простые специалисты.   Нас, естественно, привлекли полки со спиртным.  Несколько видов знаменитых  и неизвестных нам видов   кубинского рома воодушевили нас, но довольствоваться пришлось   лишь  албанским коньяком, к тому же, цена его была смешная  даже для нас.  Всё остальное было  также недоступно.  Вернувшись в свой «Линкольн» мы попытались отпраздновать наше прибытие в Гавану, открыв бутылку  албанского якобы коньяка. Разочарование постигло нас буквально после первого пробного глотка.  Словом,  бутылку, что показалось бы  немыслимым недоразумением,  мы не допили,  познав при этом житейские  истины,  что  кроме французского, армянского и молдавского  коньяков существует ещё албанский, от которого стоит держаться подальше и что халявный уксус не всегда бывает сладким. 
 На следующий  день  мы явились в  экономическое представительство  СССР на Кубе,  которое все, чтобы не ломать язык, называли просто ГКЭС.  Разумеется,  настоящий  ГКЭС,  внешнеэкономический  монстр  СССР,   находился  в Москве.    В ГКЭС  нас сразу направили в отдел переводчиков, где нам провели  короткое испытание, путём прослушивания   по радиоприёмнику гаванской  радиостанции  Радио-релох, что в переводе означает радио-часы.  Эта необычная  радиостанция находится в эфире  круглые сутки. Два диктора – обычно мужчина и женщина -  в  быстром темпе читают  последние новости страны и мира.  При этом они через каждую минуту  объявляют  текущее время с точностью до минуты.   То есть, человек может заниматься своими делами и при этом  знать точное время, если это конечно ему необходимо, или же  включить радиоприёмник  и тотчас узнать точное время.  Впоследствии, я часто использовал эту возможность, несмотря  на имеющиеся наручные часы.   Результаты испытания для нас были плачевны.   Мы, ещё кое-как понимая кубинцев на бытовом уровне,   с  трудом расшифровывали пулемётные трели   дикторов.  Поняв около четверти сказанного, полную картину услышанного я пытался  составить  путём  смысловой увязки того, что понял.
 Впрочем,  экзаменаторов  нисколько не удивил уровень  нашей подготовки, и  нас    распределили по объектам.  Трое  из нас пятерых остались в Гаване, двоих направили  в Санта Клару.  Мы  с Петром Василенко получили назначения  на тепловую электростанцию  Мариэль, расположенную недалеко от Гаваны, причём  меня направили   в  группу энергоремонта, Пётра – в группу  строительства новых энергоблоков. 
  Весь день 14 июля   мы провели  в ГКЭС и в отеле  «Сьерра Маэстра». Дело в том, что работники ГКЭС работали в так называемом  тропическом режиме. С утра до обеда они находились на службе.  В обед  же расходились по своим жилищам, а жили они совсем рядом – в Сьерре или в близ расположенных  домах – «касах», а  возвращались в здание ГКЭС уже часов в пять, чтобы поработать  на благо Родины ещё пару часов.  «Такой шикарный  режим работы совслужащих, – Вот кому на Руси, то бишь  на Кубе, жить хорошо! – меня весьма удивил» Поэтому, если кто из приезжих или отъезжающих специалистов не успевал оформить    свои дела до обеда, был вынужден  кантоваться поблизости  до вечера. 
      Мы же это время  зря не теряли  – расположились   во внутреннем дворе  отеля, где были бассейн, раздевалки с душевыми и даже площадка для игры в футбол. В бассейне, правда, купались   только постояльцы  отеля, но здесь же был спуск к небольшому пляжу, где мы не преминули искупаться.  Пляжик так себе –  и вода грязноватая, и дно неприятное, и морских ежей полно, (того и гляди наколешься), но для нас это было весьма  символично, ведь мы впервые окунулись в воды  Атлантики. Приняв душ после океанской воды, которая  меня разочаровала – тёплая и солёная, смахивающая на мочу,   азартно играли в футбол с молодыми ребятами – аргентинцами.  Что интересно, аргентинцев я понимал прекрасно, чего не скажешь о кубинцах.
     Рядом в галерее отеля  работала пиццерия, из которой призывно веяло ароматами съестного.   Скромно перекусивв, в баре  надыбали  ещё одну приятнейшую вещь – хайбол.  Вот тогда я впервые услышал это слово, не понимая  поначалу, что  оно означало.  А это простейший и дешёвый освежительный коктейль  на скорую руку. Высокий тонкий  стакан с золотистой хиральдией на боку, что есть эмблема Гаваны, наполнялся 20-ю граммами  трёхлетней  «Гаваны клуб», местным лимонадом, кусочком льда и ломтиком лимона.  Дёшево и сердито. Сердито, потому что  верхом блаженства было утолить жажду  прохладным и вкусным напитком, а стоило это маленькое удовольствие всего около  песо, что  было не  так губительно для наших кошельков.  К тому же, после такого стаканчика  мягкий бодрящий кайф  проникал в тело и душу, а в  просветлённой голове рождалась   назойливая мысль о необходимости  повторить это доброе дело.
      Словом, отпущенное нам время  мы провели весьма недурно – искупались (впервые!)  в океане,  поиграли в футбол со «знаменитыми» аргентинцами, приняли душ,  позагорали на лежаках  с перерывами на хайбол. И всё это под замечательную  кубинскую и   западную музыку какой-то  гаванской радиостанции, звучащей на  площадке. Там то я и услышал впервые  входящие в популярность вечные хиты  70-ых: «Отель  Калифорния» группы «Игл»,  «Флай Робин флай» группы «Сильвер  конвейшин»,  композиции «Темптейшн», очень популярная песенка испанской певицы Жаннет «Потому, что ты уходишь?»  из испанского фильма «Выкорми ворона» ну и забытый совсем, но  в ту пору очень популярный на Кубе  дуэт  «Лас Грекас».  Впоследствии и много лет спустя, заслышав   что-то из  этого перечня  я вспоминал  мои первые дни пребывания на  острове Свободы.