Когда выпускники не договариваются о встречах...

Михаил Сафиканов
   О вечере встречи выпуск6ников нашей школы №7 я узнал из городской газеты , поэтому никак не мог пропустить это событие.  Хотелось вновь увидеть одноклассников, с которыми не встречался 8 лет. Когда пришел в назначенное время школу, заметил, что на директорской стенке плакат, написанный красным шрифтом о предстоящей встрече выпускников школы.
   - Раз информация в газете была и плакат о этом событии есть ,- подумал я.- Значит, наверняка встречу кого-то из одноклассников.
   Но не тут –то было. Хожу по коридору в пальто, застегнутый наглухо, будто на морозе. Ни одного знакомого родного лица.
   Когда я увидел Галину Андреевну Максимову, которая была математичкой в  нашем классе,  решил спросить её:
   - Где же мои одноклассники?  Почему они же не пришли на встречу?
   - Ваш выпуск, - начала учительница, - почему-то не договорился о том, что надо будет встречаться в школе через пять лет, потом через десять, 15, 20 лет.
   - Галина Андреевна,  мы же тогда не были догадливыми.. В голову не пришло договариваться о встрече. Хоть бы вы, учителя, надоумили.
   -Мы учили  вас каждый   учитель по своему предмету и считали, что если захотите, то сами будете искать встречи с одноклассниками  в стенах школы.
   - Понятно, мы были тогда после экзаменов неразумными, но все-таки вы   могли же  подсказать, не так ли?- продолжал я навстаивать.
   - Да, почему-то не сообразили, - призналась Галина Андреевна.- Тогда у нас еще не было традиции организовывать встречи выпускников, поэтому все так получилось. Ваш выпуск тогда был  первым в истории нашей новой школы.
   Математичка Максимова увидела кого-то из своих бывших учеников и позвала их. Я была у этих ребят классным руководителей.  Это выпуск 1975 года.
К Галине Андреевне подошли две девушки и моряк такого роста, что дальше мог бы и не расти, если не баскетболист.
  - Похоже, что эти ребята договорились о встрече, а мы нет,- подумал я.
Мне ничего не оставалось, как сказать учительнице:
 - Спасибо за ответы на мои вопросы. Рад был вас увидеть.


  Оставшись один, я чувствовал себя неуютно. Раньше мы были хозяевами школы ( по крайней мере  так считали), потому что нас перевели из школы №8  в седьмом классе. И все годы учебы были самыми старшими.
   Стою с непокрытой головой, Проходят мимо меня пионерчики, Девчонки смотрят  на меня с любопытством и говорят:
   - Здрасте.
   В ответ я улыбаюсь. Мне приятно, что хоть эти замечают уже взрослого дяденьку их первого выпуска школы.
   Около зеркала толпятся традиционно красивые, и шаблонно некрасивые девицы средних классов, которые уже начали оформляться. Они были  в  коротеньких юбках обнаглело обнажающие ноги. Прически у них были такими, будто делал им один мастер: челка, а остальные волосы распущенные.

  Вскоре я увидел директора школы Николая Григорьевича Пастухова, который преподавал у нас  историю. За прошедшие годы он заметно изменился. В наше время он брил голову и красил усы. Если бы он еще отпустил бороду, то был бы похож на Владимира Ильича Ленина, Теперь он без усов,  прическа стала как у вождя. Не увидел я в нашем директоре прежней щеголеватости, пиджак на нем был попроще. Но сам он остался довольно демократичным. В свое время в 10 классе мы с братом были  единственными которые на вступили в комсомол. Тогда мы набрались наглости просить рекомендацию у директора школы фронтовика Николая Григорьевича.. И надо же, хотя он нас и ругал за поведение, тем не менее, дал рекомендацию.
Директор похлопал меня по плечу и предложил:
   - Пошли, Сафиканов, в президиум, Скажи людям что-нибудь от имени нашего первого выпуска.
   - Ладно,- ответил я.
   Вместе мы пошли в актовый зал школы, где уже собрались выпускники школы разных лет. Попутно я спросил  директора:
   - Николай Григорьевич, а какой классе мы учились в 10 А или 10.Б.
   - Не помню, надо посмотреть в журнале,- ответил.
   - Дожили,  доехали, какие вещи уже забываем, - с усмешкой над собой произнес я.
   - Ничего отыщем классный журнал и выясним всё.
   - Заодно не плохо бы из журнала выписать адреса моих одноклассников, - сделал я для себя вывод,- чтобы следующий раз хотя бы пригласить на встречу тех, кто живет в нашем городе.

    После выступления директора школы, слово представили мне.
   -Мы были первыми выпускниками нашей школы,- начал  я. -. К сожалению,  никто из нашего класса не пришел на эту встречу. Оказывается, что мы не договаривались о будущих встречах и нам никто не подсказал, что это нужно было сделать, поэтому мне придется мне сказать за всех.
   Нам повезло. Мы  были с седьмого класса самыми старшими классами. Над нами никого не было, это приучило нас самостоятельности. Мы принесли в школу первые спортивные трофеи. Я был председателем спорткомитета школы. Наша команда по волейболу дважды становилась чемпионом города по волейболу, побеждали мы и  по пожарно-прикладному виду спорта. Ученики нашего класса поступили в МГУ, Московскую военную академию, а также в Вузы Уфы и других городов республики. Это значит, что у нас были хорошие учителя во главе с директором школы Николаем Григорьевичем Пастуховым.
    В зале вижу молодые лица. Тех, у кого всё впереди.
Приход  на встречу выпускников, вы можете сравнить, что удалось сделать вам в жизни со своими школьными товарищами, убедиться, что еще не все сделано, чтобы расти и развиваться.
Хочется пожелать всем сил и упорства взять в жизни новые рубежи в карьере, достижения благополучия в семье.
   И еще добавлю, что когда придет время, не повторяйте нашей ошибки – договоритесь о регулярной встрече в родной школе.

    После встречи с  выпускниками мы с директором школы Николаем Григорьевичем продолжили разговор.   Он неожиданно повернул наш разговор в сторону своей фронтовой юности.
   -Я вот тоже хотел собрать фронтовых друзей. Разыскиваю,  знаешь как, Сафиканов?
   Я пожал плечами.
   -Через пионеров,- продолжил директор,- Они народ серьезный, и они помогли кое-кого разыскать. Они не разочаровываются, если ответ придет не сразу, терпеливо ждут.
   - Ну и какой результат?- спросил я.
   - А еще как? Однажды перебирал старые бумаги и нашел там конверт со штемпелем сороковых годов. Тогда мы переписывались с замполитом нашей части, Потом так случилось, что мы потеряли друг друга. Я решил написать новое письмо. Жду ответ, еще посылаю письмо. Нет и нет ответа. Переехал, наверное, замполит. Пока вот не встретились. Мне так и не удалось увидеться с однополчанами. После войны  как и не думали, что с годами потянет другу к другу, захочется вспомнить наше общее прошлое, заново пережить то, что было с нами. Жалею, что мы на прощании после войны не договорились  встречаться, не взяли адреса друг друга
   Если до сих пор не встретились с однополчанами, сами виноваты, - с этим выводом Николая Григорьевича  я согласился.




    P.S.  Желание увидеться св одноклассниками у меня не пропало, поэтому я снова пришел в школу. Пионервожатой Р. поручили  найти классный журнал нашего 10-го класса.  Я стал оттуда выписывать адреса соучеников, а потом отправлял им открытки – приглашение встретиться  в год 10-летия окончания школы.
Однако эта затея не увенчалась успехом. Пришли на встречу только три девушки. Жаль. Вот что значит не договариваться еще во время учебы о будущих встречах после окончания школы.

   Свой долг перед родной школой все же я выполнил. В 2009 году я подготовил  цветную  книгу «Школа седьмая – школа родная». Это  было первое издание о школах в нашем городе. Моему примеру последовали и в других школа, что меня радует. О каждой школе должна остаться книга.
   Написал я отдельную. книгу "Слово о первом директоре школы" о фронтовике Николае Григороьевиче Пастухове, каким он был для нас учеников, как воевал в Великой Отечесвенной войне. О наших с ним встречах повле окончания школы.

    P.S. -2
Как должны были организованы встречи выпускников,  я увидел, когда  поступил на факультет журналистики МГУ. Здесь сложилась традиция приглашать выпускников -«юбиляров», которые закончили университет 10 лет назад, 20, 30 и так далее..
На сайте журфака заранее вывешивается такая информация:
2 июня состоится День встречи выпускников факультета журналистики МГУ. Начало в 17:00.
Этот день был пятницей. Этот день стал традиционным для встреч.
Жаль, что в наше время не было интернета.

    P.S. -3
   В 2018 году от имени нашего курса выступал я в юбилейный год окончания хурфака. А связано это с тем, что к юбилею я подготовил книгу о нашем курсе « В сердце моем журфак-2».Первую книгу о своем курсе я подготовил к юбилею 2003 года. Подарил его на сцене декану факультета журналистики МГУ Ясену Николаевичу Засурскому. Оказалось, что это первое издание на факультете об отдельном курсе.
   Я был комсоргом курса и поэтому считал, что мог долг написать книгу. Так или иначе, я знал всех однокашников, кто чем дышит.
   Второе издание книги «В сердце моем журфак-2» оказалось нарасхват, не всем хватило тиража. Это говорит о том, что  сколько бы времени не прошло после журфака однокурсникам интересна судьба каждого, с кем учился.

    Мне остается добавить, что  чтобы встречи выпускников школ или Вузом состоялись, надо договариваться  заранее, особенно, когда это юбилейные годы.