Молчание 1963 реж. И. Бергман

Максим Странник Петров
#### Молчание ума — ключ к принятию жизни

Иногда люди любят изрекать мысли типа: "человек не меняется", "переделать, перевоспитать человека невозможно", "это его суть, его природа" и т.д.

Рассматриваемый сегодня фильм иллюстрирует то, что жизнь никогда не остаётся неизменной. А значит, и человек не может быть застывшей скульптурой, потому что он всегда находится в потоке жизни. Возникают такие ситуации, такие обстоятельства, которые можно назвать моментом истины.

Мы в жизни всё время играем какие-то роли. Но уверены, что это не роль, а наша истинная сущность, наше Я, наша природа. И тогда то, что мы делаем, нам кажется, мы делаем из наших глубоких убеждений, что это правильно, что это истина, проверенная опытом или опытом многих других людей, которым мы доверяем, которых мы считаем авторитетами.

Но вдруг жизнь подкладывает нам такую ситуацию, которая всё переворачивает, перетряхивает наши самые глубинные основы мировоззрения. Словно мы жили с какой-то пеленой перед глазами. Она слетела, и мир заиграл другими красками, очертания вещей изменились. И оказалось, что мы стоим на пороге совершенно другой реальности, о которой у нас нет пока предположений, суждений, для которой нет оценок. Этот новый мир нам пока неизвестен, хотя и даёт вдруг ощущение освобождения.

Возникает эмоциональный взрыв. Даже агрессия, которая обрушивается либо на того, с кем мы ассоциировали свой предыдущий этап жизни, на кого молились, кому доверяли, кто был для нас авторитетом, с кого мы брали пример. Либо эта агрессия разворачивается к самому себе. Мы обвиняем себя в том, что были так слепы, так бездумно потратили многие годы на ошибочные концепции.

Собственно, в самом эмоциональном взрыве нет ничего особенно плохого. Возможно, он даже необходим и полезен. Долгое время вы удерживали в себе многие порывы своей души, потому что ваш ум пытался убедить вас в том, что сдерживание ваших инстинктов, ваших страстей — это благо для вас. В вас жило навязанное извне убеждение в греховности многих ваших желаний и устремлений. В вас вложили трафарет, в котором прорези, через которые вы смотрели на жизнь, символизировали всё, что называют "хорошим", "добрым", а всё, что прикрыто от ваших глаз, является "плохим", "злым".

И когда вдруг этот трафарет исчезает, появляется ощущение страха перед неизвестной вам реальностью, ощущение того, что вас обманули. И ваша злость, обида разворачивается против того, кого вы считаете виноватым в ваших заблуждениях. Обычно это кто-то из ваших близких людей или вы сами.

Так происходит с героиней фильма Ингмара Бергмана "Молчание" (1963). С детства Анна была в тени своей старшей сестры Эстер. Эстер была целеустремлённой, волевой, "правильной" натурой, нетерпимой ко всему тому, что может считаться беспорядком, безответственностью, безалаберностью. Она стремилась контролировать не только свою жизнь, но и жизнь своей сестры. Анна считала свою сестру авторитетом, эталоном справедливой благочестивой жизни. Но и боялась её, как боится человек своих строгих родителей, своих учителей, зная, что за проступок их будут ругать.

И вот этот непререкаемый авторитет, это существо высшего порядка, которое, казалось, стоит на пьедестале недосягаемости, почти небожитель, вдруг предстаёт перед тобой слабым, больным, умирающим человеком, которому самому нужна помощь, забота, сочувствие.

Мы застаём героев фильма в поездке домой. Они сначала едут в поезде, затем останавливаются в гостинице в некотором неназванном городе и некоторой неназванной чужой стране, в которой говорят на незнакомом для них языке, так что изъясняться приходится жестами. С сёстрами едет сын Анны Йохан. О нём я скажу немного позже.

Эстер не хочет примириться с тем, что она умирает. Она пытается ухватиться за привычный ей образ жизни: выпивка, сигареты и работа над переводами. Больше всего её угнетает то, что она не может вернуть себе имидж и роль сильного, волевого, принципиального человека, справляющегося со всеми превратностями жизни. Анна же, почувствовав эту слабость Эстер, ощутив то, что колосс-то был на глиняных ногах и король оказался голым, пускается в загул как бы назло своей сестре. Так и вспоминается фраза из известного фильма: "Завулон, у тебя нет власти надо мной!" Чары рассеялись, и Анна вдруг ощутила себя свободной от наваждения. И, конечно, она не столько назло сестре отправляется в путешествие по незнакомому городу в поисках телесных наслаждений, сколько в результате того, что до сих пор это было для неё запретным плодом, за вкушение которого могло наступить порицание, осуждение и презрение.

Анна начинает заново познавать себя, прислушиваться к себе, к своим потребностям, своим желаниям, своему Я. Она начинает чувствовать себя личностью, индивидуальностью, пусть и стихийно, ещё не вполне понимая то, что есть её действительное Я. Но она уже не тень Эстер. У неё есть собственная воля, собственные решения. Она находит первого встречного, официанта из кафе, и уединяется с ним в номере той же гостиницы. Но этот опыт любви не приносит ей удовлетворения. Всё, что она достигает — это уязвить самолюбие Эстер, отомстить ей за годы своего поклонения перед её авторитетом.

Это выглядит жестоко по отношению к Эстер, но освобождение Анны даёт ей право принимать решения, не считаясь с тем, что будет дальше с её сестрой. Теперь их жизненные пути расходятся. Эстер остаётся умирать в номере гостиницы под присмотром пожилого коридорного. А Анна с Йоханом едут домой. "Маски сброшены". Какое облегчение!

Но сыграна лишь очередная игра. Разоблачена лишь одна иллюзия реальности. Сколько их ещё впереди? И поезд уносит Анну к новой жизни,  новой версии себя...

А как же выглядит жизнь, если снять все маски, освободиться от всех ролей? Фильм предлагает нам и это. Для этого и существует в фильме мальчик Йохан. Можно сказать, что мы всё действие видим его глазами. Картинки проплывают за окном поезда, люди идут непрерывным потоком за окном гостиничного номера. Вот Йохан бродит по лабиринтам пустынных коридоров, встречает забавных лилипутов, слушает старого коридорного, общается с Анной и Эстер, читает, рисует. Он встроен в поток жизни. У него нет сопротивления ей. Он всё воспринимает как данность, наблюдает жизнь как она есть, без суждений, оценок. Ему интересно просто быть с жизнью, он не стремится клеить ярлыки на то, что наблюдает, чувствует, на свои ощущения. Он без претензий общается и со своей тётей Эстер и со своей мамой. Наоборот, в нём чувствуется интерес, симпатия, теплота ко всем персонажам, которых он встречает в этой поездке, не считая кого-то отвратительным или злым.

Жизнь просто есть. Она такая как есть и не нуждается в том, чтобы её судили...