Оставляем «за кадром» версию, что Рай и Ад были сотворены человеческим воображением для удовлетворения естественной потребности у значительной части общества, недовольной прижизненными реалиями, в «Высшей справедливости», в осуществлении «Божьего правосудия»,- хотя бы «на Том Свете».
А также, то обстоятельство, что представления о «жизни после смерти» существовали в самых разнообразных вариантах у множества племён и народов задолго до появления Библии (Торы), и одновременно с ней,- ведь «небытие» противно человеческому сознанию. *)
Атеистов «просят не беспокоиться».
Признавая непостижимость Бога, мы, тем не менее, продолжаем попытки изобразить (вообразить) «устройство» потустороннего мира, и, в т. ч. Ада и Рая, невольно перенося на него свой «земной» опыт.
Среди «моделей» Ада наиболее конструктивна и наглядна Дантова, с поярусным распределением грешников по видам и степеням грехов. Таким же образом, на основании чисто умозрительных рассуждений, моделируется «качество» и продолжительность процедур, проводимых с грешниками в аду. Детализация адских мучений полностью почерпана из человечьего прижизненного опыта. В т.ч. - изобилие адского арсенала пыток, изобретённых людьми.
Во всяком случае, в свидетельствах евангелистов «информации» об Аде немного; разве что, - упомянутая «Притча о богаче и Лазаре», да ещё, «Тьма внешняя, плач и скрежет зубовный». (Мф 8:11).
Или Апокалипсис тоже «считается»?
Однако, (возможно, я ошибаюсь), там нет других оснований для каких-либо выводов на счёт «обстановки» в этой «тьме», помимо Страшного суда, «конкретика» которого целиком на совести художников-живописцев, - Иеронима Босха и иже с ним.
Воображение, помимо щипцов и сковородок, представляет ещё ряд вариантов: есть образы Танталовых мук, прикованного Прометея, Сизифова труда.
http://proza.ru/2009/01/23/878
А можно представить себе вариант адской муки в виде, например, вечного и бесконечного, непрерывного общения с тем, кого особенно остро ненавидишь при жизни. Такая пытка может быть покруче, чем орёл, клюющий печень Прометея, - там хоть были предусмотрены перерывы на отдых: орлу ведь нужно было время, чтобы переваривать пищу. Так что от этого чувства лучше избавиться заблаговременно.
В христианских представлениях о Рае конкретики гораздо меньше, поскольку недостаёт «личного опыта» для аналогий. Апостол Павел рассказывает о том, как он был восхищен до третьего неба в Рай и слышал «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор.12:4).
В этом смысле больше преуспели язычники, с их лесами вечной охоты, да и мусульмане, с их фонтанами и гуриями. А ещё, например, - Свидетели Иеговы, которые выдают свою пародию на Новый Завет за истину, также изображают Рай в виде семизвездного отеля, где «всё включено» по части максимального благоустройства для наслаждений, имеющих вполне «земные» образцы.
Кстати, на «площади» триптиха Босха меньше всего отведено места для Рая, и предложенные воображением художника образы там тоже «бедноваты».
Теперь - «нравственно-социальный» аспект.
Рай - место максимального, абсолютного позитива. А что такое в представлении человека эта максима? Это, среди прочего, - абсолютное равенство.
Всем - поровну, (Мф 29:1-16).
Но ещё и абсолютная справедливость. Значит - каждому по заслугам. За бОльшие - больше. А это уже - неравенство.
Как совместить эти два полюса, чтобы удовлетворить чаяния всех «в жизни будущаго века»?
В Евангельском представлении о «Награде на небесах» есть «отсылки» к царскому пиру. (Мф. 22:11). Заметим, что «пир» и «стол» - тоже только образы, взятые из человеческого «земного» быта, доступные предметному представлению.
Теперь рассмотрим сведения в Евангелии для выводов о распределении «по справедливости» мест на пиру за райским столом, иными словами, - об иерархии в райских кущах.
Есть об этом только одно упоминание, - «Одесную и ошую». (Мф. 20:23). Но просьба матери сынов Деведееных как раз и была вызвана привычными «земными» социальными стандартами, и не зря Иисус их «одёрнул».
А ещё Иисусом сказано: - «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не было, разве Я сказал бы вам: иду приготовить место вам?» (Ин 14:2).
Но какие это обители? В чём их различие? Не уточняется.
Косвенно о различии «уровня наград», подобно степеням российских орденов, можно предполагать на основании притч «О талантах» (Мф. 25:14–30), и «Об урожае на разных почвах». (Мф. 13:3-8)
Однако, напротив, упомянутая уже притча о пришедших на работу в разное время, и получивших одинаковую плату, (Мф 29:1-16), наличие «степени наград» опровергает.
А ещё в Евангелии говорится о том, что больший в Царствии Небесном» должен быть меньшим, как дитя ((Мф.18:1-3). Но что это означает в рассматриваемом аспекте?
«И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.» (Мк.9:35)
С другой стороны, по-видимому, Богом равенство не предусмотрено: Иисус взял с собой на Фавор троих «выделенных» среди прочих. Отсюда. вероятно, и произошло слово «favorite».
И, наконец, ¬ аспект духовный. Если «принять за основу», что райское блаженство - это состояние Адама и его взаимоотношения с Богом до катастрофы в результате встречи со Змеем, то понятие о «местах» вообще не имеет смысла.
Что значит - «сидеть в Раю ближе, или «дальше», и как, вообще, на самом деле обустроен райский «стол», - нам знать не дано. Имеем лишь «умозрительные умозаключения».
А хотелось бы получить личные впечатления и опыт. Только бы, - не слишком скоро.
_____________
*) У некоторых народов похороны - весёлый праздник. Однако, и для них смерть также не означает «небытие», но лишь переход в другой, «лучший» мир. Оттого и веселье. Идея реинкарнации менее оптимистична, там предусмотрен неприятный вариант, подобный Аду. Но есть инструкция, как его избежать.
На фото картина Пиросмани «Застолье»