Ещё раз про Рай и Ад

Марк Олдворчун
 
 
Оставляем «за кадром» версию, что Рай и Ад были сотворены человеческим воображением для удовлетворения естественной потребности у значительной части общества, недовольной прижизненными реалиями, в «Высшей справедливости», в осуществлении «Божьего правосудия»,- хотя бы «на Том Свете». 

А также, то обстоятельство, что представления о «жизни после смерти» существовали в самых разнообразных вариантах у множества племён и народов задолго до появления Библии (Торы), и одновременно с ней,- ведь «небытие» противно человеческому сознанию. *)

 Атеистов «просят не беспокоиться».
   
Признавая непостижимость Бога, мы, тем не менее, продолжаем попытки изобразить (вообразить) «устройство» потустороннего мира, и, в т. ч.  Ада и Рая, невольно перенося на него свой «земной» опыт.   

      Среди «моделей» Ада наиболее конструктивна и наглядна Дантова, с поярусным распределением грешников по видам и степеням грехов. Таким же образом, на основании чисто умозрительных рассуждений, моделируется «качество» и продолжительность процедур, проводимых с грешниками в аду. Детализация адских мучений полностью почерпана из человечьего прижизненного опыта. В т.ч. - изобилие адского арсенала пыток, изобретённых людьми. 
 
Во всяком случае, в свидетельствах евангелистов «информации» об Аде немного; разве что, - упомянутая «Притча о богаче и Лазаре», да ещё, «Тьма внешняя, плач и скрежет зубовный». (Мф 8:11).
Или Апокалипсис тоже «считается»?
Однако, (возможно, я ошибаюсь), там нет других оснований для каких-либо выводов на счёт «обстановки» в этой «тьме», помимо Страшного суда, «конкретика» которого целиком на совести художников-живописцев, - Иеронима Босха и иже с ним.   

 Воображение, помимо щипцов и сковородок, представляет ещё ряд вариантов: есть образы Танталовых мук, прикованного Прометея, Сизифова труда. http://proza.ru/2009/01/23/878

 А можно представить себе вариант адской муки в виде, например, вечного и бесконечного, непрерывного общения с тем, кого особенно остро ненавидишь при жизни.  Такая пытка может быть покруче, чем орёл, клюющий печень Прометея, - там хоть были предусмотрены перерывы на отдых:  орлу ведь нужно было время, чтобы переваривать пищу. Так что от этого чувства лучше избавиться заблаговременно.

 В христианских представлениях о Рае конкретики гораздо меньше, поскольку недостаёт «личного опыта» для аналогий. Апостол Павел рассказывает о том, как он был восхищен до третьего неба в Рай и слышал «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать»    (2Кор.12:4).

В этом смысле больше преуспели язычники, с их лесами вечной охоты, да и мусульмане, с их фонтанами и гуриями. А ещё, например, - Свидетели Иеговы, которые выдают свою пародию на Новый Завет за истину, также изображают Рай в виде семизвездного отеля, где «всё включено» по части максимального благоустройства для наслаждений, имеющих вполне «земные» образцы.
 
Кстати, на «площади» триптиха Босха меньше всего отведено места для Рая, и предложенные воображением художника образы там тоже «бедноваты».
 
 Теперь - «нравственно-социальный» аспект.

Рай - место максимального, абсолютного позитива. А что такое в представлении человека эта максима? Это, среди прочего, - абсолютное равенство.
Всем  -  поровну,  (Мф 29:1-16).
Но ещё и  абсолютная справедливость. Значит - каждому по заслугам. За бОльшие - больше. А это уже - неравенство. 
 
Как совместить эти два полюса, чтобы удовлетворить чаяния всех «в жизни будущаго века»?   

В Евангельском представлении о «Награде на небесах» есть «отсылки» к царскому пиру. (Мф. 22:11). Заметим, что «пир» и «стол» - тоже только образы, взятые из человеческого «земного» быта, доступные предметному представлению.
 
  Теперь рассмотрим сведения в Евангелии для выводов о распределении «по справедливости» мест на пиру за райским столом, иными словами, - об иерархии в райских кущах.
Есть об этом только одно упоминание, - «Одесную и ошую». (Мф. 20:23).  Но просьба матери сынов Деведееных как раз и была вызвана привычными «земными» социальными стандартами, и не зря Иисус их «одёрнул».
А ещё Иисусом сказано: - «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не было, разве Я сказал бы вам: иду приготовить место вам?»          (Ин 14:2).
Но какие это обители? В чём их различие? Не уточняется.

Косвенно о различии «уровня наград», подобно степеням российских орденов, можно предполагать на основании   притч  «О талантах» (Мф. 25:14–30), и  «Об урожае на разных почвах». (Мф. 13:3-8)
Однако, напротив,  упомянутая  уже притча о пришедших на работу в разное время, и получивших одинаковую плату,              (Мф 29:1-16), наличие «степени наград» опровергает.
 А ещё в Евангелии говорится о том,  что больший в Царствии Небесном» должен быть меньшим, как дитя ((Мф.18:1-3).  Но что это означает в рассматриваемом аспекте?

«И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.» (Мк.9:35)
С другой стороны, по-видимому, Богом равенство не предусмотрено: Иисус взял с собой на Фавор троих «выделенных» среди прочих. Отсюда. вероятно, и произошло слово «favorite».   
 
И, наконец, ¬ аспект духовный.  Если «принять за основу», что райское блаженство - это состояние Адама и его взаимоотношения с Богом до катастрофы в результате встречи со Змеем, то понятие о «местах» вообще не имеет смысла. 

Что значит - «сидеть в Раю ближе, или «дальше», и как, вообще, на самом деле обустроен райский «стол», - нам знать не дано. Имеем лишь «умозрительные умозаключения».

 А хотелось бы получить личные впечатления и опыт.  Только бы, - не слишком скоро.
_____________
*) У некоторых народов похороны - весёлый праздник.  Однако, и для них смерть также не означает «небытие», но лишь переход в другой, «лучший» мир. Оттого и веселье. Идея реинкарнации менее оптимистична, там предусмотрен неприятный вариант, подобный Аду.  Но есть инструкция, как его избежать.

 На фото картина Пиросмани «Застолье»