Обелиск Антиноя на холме Пинчо

Людмила Хаустова
(Из цикла «Азбука Рима»)
    С площади дель Пополо  наверх поднимается извивистая  дорога, выводящая на центральный холм огромного парка Пинчо. В древности на зеленых, отдохновенных окраинах Вечного города раскидывались поместья римской знати. Изначально на этом живописном холме обосновался древнеримский консул, полководец Лукулл, прославившийся покорением  понтийского царя Митридата и испанских провинций. Неимоверно разбогатевший в военных походах, Лукулл построил на северной окраине Рима великолепную резиденцию  и насадил огромные сады, где устраивал вошедшие в поговорку роскошные и изысканные  «лукулловы пиры». Гостей угощали жареными павлинами с острова Самос, рябчиками, привезенными из Азии, журавлями из Греции. Были даже немыслимые блюда из соловьиных язычков! Французы, желая поблагодарить хозяина за изысканный обед, по сию пору иногда говорят: "Сегодня я поистине обедал с Лукуллом".
   Впрочем, Лукулл был не просто сибаритом и чревоугодником, он был хорошо образован, покровительствовал художникам и поэтам, собирал рукописи и книги, с которыми мог  ознакомиться любой желающий. К несчастью, беспутная Мессалина, жена императора Клавдия, побывав в гостях у Лукулла, воспылала черной завистью. Она внесла Лукулла в проскрипционные списки. Лукулла изгнали,  а Мессалина завладела лакомым поместьем. Впрочем, здесь она вскоре и закончила свои дни. В 48 году Мессалину изобличили в попытке заговора и, приговорив к смерти, отправили в поместье Лукулла, под надзор её матери, Домиции Лепиды, которая всегда порицала непристойное поведение Мессалины. В последний час она наставляла дочь: «Твоя беспутная жизнь завершена. Сделай хотя бы конец её достойным». Но Мессалина не смогла покончить с собой, и присланному легату пришлось  заколоть  её кинжалом.
    Позднее  резиденция перешла в собственность римских патрициев из рода Пинчо, которые и дали свое имя холму.  В XIX  веке после  реконструкции площади дель Пополо, Джузеппе Валадье, римский архитектор французского происхождения, приступил к обустройству обширной территории соседнего холма и парка. В ту пору, после присоединения папских владений к Французской империи, римский неоклассицизм удачно наследовал опыт французского градостроительства. Подобно  парижской площади Этуаль, по плану Валадье от площади дель Пополо звездой расходились три улицы. И на холме Пинчо он также использовал подобные принципы застройки. Надо сказать, что план Валадье  был одобрен самим Наполеоном. С той поры и по сию пору с   высокой  террасы бельведера, носящей имя Наполеона,  жители Рима и туристы любуются живописной панорамой города, раскрывающейся вплоть до собора Святого Петра.  Гуляя потом долгими часами, они открывают для  себя бесценные сокровища, собранные на огромной территории парка.
   Кстати сказать, район  Пинчо стал первым, открытым для публики городским парком, который поначалу величали «Садами  Великого Цезаря».  Живописная дорога, идущая по склону холма, приводит к  так называемой «КазИна Валадье». (Не путать с казинО. КазИна – уменьшительное от слова casa (дом). Архитектор мечтал построить здесь свою обитель, но не дожил до завершения строительства. Ныне в залах КазИны обосновался   шикарный ресторан.  Неподалеку расположилась построенная французами в XVI веке вилла Медичи и церковь ТринитА  дей Монти.
    Гуляя по лабиринту бесконечных аллей на Пинчо и прилегающей виллы Боргезе,  интересно рассматривать многочисленные (228) бюсты знаменитостей, вошедших в историю Италии и мира. Начало этой галерее под открытым небом было положено в конце XIX века, когда правительство выделило средства на социальную программу, назначенную  занять безработных скульпторов и одновременно украсить город. Позднее многие страны почитали за честь поставить здесь памятники своим прославленным представителям культуры и политическим деятелям. Помимо знаменитых итальянцев, здесь можно встретить памятники Гёте, Гюго, Шатобриану, Байрону, персидскому  поэту Фирдоуси, египетскому поэту Ахмед Шавки, колумбийскому политическому деятелю Сантандеру, уругвайскому генералу Артигасу и  многим другим. Есть среди них и  три женских скульптуры: Катерина Сьенская, покровительница Италии, Виктория Колонна поэтесса первой половины XVI века, подруга Микельанжело, и современная  писательница Грация Дэледда, удостоенная Нобелевской Премии.    Не так давно на Пинчо установили монументы Пушкину (2000 Год) и Гоголю. (К слову сказать, для мелкого ремонта тех бюстов, которые  подчас калечат современные варвары, в парке предусмотрен специальный склад, где стоят  коробки с надписями «нос того-то», «уши такого-то» и т.д.).
        Мостом, перекинутым в 1908 году через запруженную транспортную артерию Муро Торто, парк на холме Пинчо соединяется с примыкающим к нему еще одним,  огромным (6 км в окружности) городским парком Рима. Он был создан кардиналом Сципионом Боргезе в конце  XVII  века.  Большой  знаток и любитель искусства, кардинал построил здесь  виллу Боргезе  и разместил в ней самую богатую частную, но открытую для публики  коллекцию  произведений  искусства.  В уютных, богато декорированных залах с великолепными мозаичными полами собраны античные скульптуры и шедевры Бернини, картины Рафаэля, Ботичелли, Караваджо, Тициана, Рубенса и многих других. В  начале XIX века тогдашний владелец виллы Камилло Боргезе женился на Полине Бонапарте, сестре Наполеона,  молодой  экстравагантной женщине, любившей шокировать высшее общество Рима скандальными выходками. Она согласилась позировать полуобнаженной знаменитому   Канове, который  изобразил ее в виде Венеры-победительницы,  грациозно возлежащей,  полуопершись, на  одре  и  держащей в левой руке яблоко,  врученное ей Парисом. Когда одна из знакомых спросила Полину, не чувствовала ли она себя неуютно во время сеансов, та, обходя двусмысленный намек, ответила, что в зале было хорошо натоплено. Работа вызвала "скандал в благородном  семействе"  Боргезе,  и  первоначально  скульптуру  показывали лишь близким друзьям по вечерам, при свете свечей. Именно в то время по настоянию Наполеона значительную часть коллекции из музея Боргезе перевезли в Лувр.  Несмотря на это, экспозиция галереи остается чрезвычайно богатой и интересной.

    Восхищение вызывают и удивительные памятники садово-парковой архитектуры XVIII—XIX веков, работающие поныне водяные часы и фонтан Моисея. Тут можно увидеть храм Эскулапа на островке посреди озера, круглый храм Дианы, Египетские ворота с неизменными обелисками, музей скульптора Пьетро Каноника.  На одной из  улиц парка стоит небольшой дом,  в котором имел обыкновение отдыхать Рафаэль,  поэтому  улица носит название КазИна Рафаэля. В этот богато украшенный фресками домик можно свободно зайти, ибо теперь здесь  размещается церковь Непорочной Девы Марии. Неподалеку от площади Сьены можно даже обнаружить павильон «Глобус»,  созданный по образцу шекспировского театра в Лондоне. Есть на территории парка Пинчо стадион, ипподром, зоологический сад. К садам виллы Боргезе примыкает вилла Джулия, где разместился  Музей этрусков с огромным собранием монументов,  предметов искусства и быта интереснейшего и  загадочного  народа,  оставившего  неизгладимый след  в истории Рима и мировой цивилизации. Здесь можно видеть работы мастера Вулка, того самого, который  строил Храм Юпитера на Капитолии и создал  всемирно известную  Капитолийскую волчицу. По соседству находится Национальная галерея современного искусства с полотнами Монэ, Климта, Кандинского и других.
     Как повелось в Риме с античных времен, центральную площадь парка Пинчо украсили  небольшим девятиметровым египетским обелиском, привезенным в Вечный город императором Адрианом. Адриан входит в список пяти так называемых «хороших императоров»  из династии  Антонинов:  Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий  и Марк Аврелий. Не имевший прямых наследников   Траян усыновил Адриана, а сирийские легионы провозгласили его императором. С юности Адриан    проявлял  особенный интерес к греческой культуре и литературе, даже получил прозвище «маленький грек». Это был интеллектуал, наделенный тонким артистическим вкусом. При Адриане по всей стране строились театры, библиотеки, города украшались множеством статуй. Рим украсили  Пантеон и мавзолей Адриана (известный как замок Святого Ангела), а за пределами  Вечного города император Адриан построил знаменитую виллу Тиволи.   
    За годы своего правления Адриан объездил все балканские провинции Рима, посетил Антиохию и Пальмиру, Африку,  укрепил  северо-западные границы Германии и Британии, где воздвиг уцелевший доныне  Адрианов вал протяжённостью 117 км.   Главной военной кампанией Адриана стало подавление иудейского восстания 131-135 годов под руководством Шимона Бар-Кохбы.  Иерусалим был разрушен, и на его месте Адриан решил возвести город под названием  Элиа Капитолина.    
   В 124 году в поездках по Малой Азии (территория современной Турции) Адриан познакомился с 12-летним греком Антиноем.  Своих детей у правителя не было, и он искренне привязался  к прекрасному, кроткому юноше с поистине херувимской внешностью.    Антиной стал самым любимым другом и фаворитом императора Адриана. Но в 130 году, во время путешествия по  Египту, Антиной утонул в Ниле. Обстоятельства трагедии были загадочны. Ходили кривотолки о некой ритуальной жертве, об убийстве, самоубийстве и просто несчастном случае.  Безутешный Адриан приказал жрецам обожествить Антиноя. Он основал на месте его гибели город Антинуполь и воздвиг в его честь многочисленные  статуи в различных городах обширной империи.
     С собой из Египта император привез обелиск и установил на своей вилле в Тиволи, которую обустроил по типу  эллинистических построек. Территория была украшена неимоверным количеством скульптур, в основном великолепных римских копий с греческих оригиналов. И хотя на протяжении  двух тысячелетий вилла нещадно разворовывалась, она и поныне  удивляет  неповторимыми постройками, типа Морского театра и  Музея Канопа, названного по имени города в Египте, где утонул Антиной.
      Посвященный Антиною обелиск    много раз менял место своего пребывания в Вечном городе. Он то украшал арену цирка Чирко Массимо, то стоял у ворот Порта Маджоре, то во дворце Барберини. Наконец, в 1822 году, по изволению папы  Клемента XIV архитектор Джузеппе Марини  установил обелиск на холме Пинчо.  В элегантной иероглифической надписи, сделанной римскими учеными, увековечена память друга и фаворита императора. В ней говорится, что по египетскому поверью человек, который обретал  вечный покой в водах  Нила,  становился божеством. Потому  Антиной был причислен к пантеону  богов. И это был последний языческий бог, данный Риму  Египтом.
    А император Адриан в тоске по утраченному любимцу удалился в добровольное изгнание в Байи (курорт в окрестностях Неаполя), где и умер в 138 году, оставив наследником усыновлённого  им  Антонина Пия.   
     Продолжая прогулку по бесконечным тропам парка, можно встретить  памятный  монумент королю Умберту I, который  в 1901 году выкупил виллу с парком и передал их  в собственность Вечного города.  По выходе из парка через врата Порта Пинчана можно попасть на    виа Венето, прославленную Федерико Феллини в знаменитом фильме «Дольче вита» - «Сладкая жизнь».