К проблеме Единого

Альберт Афлитунов
В связи с обращениями и дискуссиями по тематикам Единого, монотеизма и представлениями Бога в мировых религиях мы должны дать некоторые пояснения.
Отождествление Единого и Бога происходит в течениях пантеизма, в теориях религии часто в виде доктрин единства или слияния, тождества мира и бога. В исламе на арабском языке их называют «аль-хулюль ва аль-иттихад». Однако это не является монотеизмом (единобожием) в каноническом смысле. Монотеизм как единобожие получил своё детализированное развитие в последней мировой монотеистической религии – исламе.
Дело в том, что ислам опирается на факт самостоятельного и изначального существования высшей творящей нетелесной сущности – концепция «ваджиб аль-вуджуб». Предвечная сущность отличается от любой творящей и её творений. При этом все антропоморфные качества, приписываемые единому богу – Аллаху (таджисим сарих), являются свидетельством неверия (куфр) и заблуждений (мубтади). В суфизме происходит процесс любовного слияния с богом, наполняющим мысли и сердца суфия, но предвечная сущность Аллаха остаётся самодовлеющей и не растворяется полностью ни в мыслях, ни в чувствах, ни в образах и знаках субъектов и объектов.
Вообще, проблема определения Единого и творящего высшего начала, вопросы взаимодействия тварей, природы, вселенной с творящей программой, с абсолютом, с высшей сверхабстрактной сущностью остаются открытыми  и человеческим умом непостижимыми, хотя и даны познавательные способности и шаги в этом направлении.