Учеба в мореходке Глава 10

Владимир Чугай
               
В летний период между ротами проводились соревнования по пятиборью: бег, стрельба из малокалиберной винтовки, перетягивание каната, ходьба на десяти или шести весельных шлюпках на веслах и под парусом.

По этим же видам была в училище и сборная команда, которая добилась весомых результатов. Победила на соревнованиях в Приморском крае, затем по зоне Сибири и Дальнего Востока и далее участвовала в соревнованиях по Российской Федерации, и тоже неплохо.

 В этой сборной принимал участие и наш сокурсник Анатолий Медведь. Весной первого курса был объявлен набор в сборную по многоборью. Первым испытанием был забег на три километра, пригласили всех желающих. От нашего курса изъявили желание несколько спортивного вида ребят, в том числе и Анатолий. Он был крупный, но внешне казался рыхлым и толстоватым и не производил впечатление бегуна. Но какое же было изумление, когда к финишу он пришел первым.

По окончании третьего курса мы приступили к сдаче экзаменов, потом ожидался отпуск, а с конца июля – годовая практика. И тут грянул гром среди ясного дня. Отчислили хорошего парня, Анатолием звали, и тут же стало известно об увольнении преподавательницы по химии. Все мы недоумевали. Но вскоре все прояснилось.

Преподавательница была одинока, не дурна лицом, но ее худоба не привлекала мужчин. Анатолий, тоже холостой, был симпатичен и у них началась тайная связь, но когда она забеременела, их связь стала известна руководству училища. Кто-то прознал и настучал.
 
Их связь и стала причиной изгнания из училища. Я до сих считаю это нелепой несправедливостью. Кому и как они помешали, и какую заповедь нарушили?

Она пошла работать технологом в рыбный порт, родила мальчика и, не выйдя замуж, была счастлива, что есть сын.

Анатолий уходил из училища со слезами. Три года учебы пропали даром, он остался без образования. Я его видел как-то во Владивостоке. В училище он был аккуратным, вполне культурным, почти не выпивающим, любителем художественной литературы, но встретив в рыбном порту, не сразу признал его. Он был крепко поддатым, небритым и циничным. Ходил в море на рыболовных судах матросом.

Мы же продолжали сдавать экзамены, омрачненные отчислением товарища из наших рядов.

У нас за годы учебы была отработана четкая система организации сдачи экзаменов.
Накануне экзамена снаряжали группу ребят в рядом растущий лес, которые приносили охапки пионов и лилий. Утром непосредственно перед экзаменом закладывали цветы в трехлитровые банки с водой, и ставили их на преподавательский стол, закрывая классный зал, где сидели курсанты, готовящиеся к сдаче.

Заранее готовили шпаргалки. Но самое главное – непосредственная организация сдачи экзаменов. Выбирали двух самых шустрых и разбитных ребят в качестве помощников преподавателя. Но по существу они были помощниками сдающих экзамены, имея возможность выходить из классной комнаты, они передавали из класса заявки на шпаргалки, и затем передавали их жаждущим.

Я всегда шел на экзамен в первой пятерке курсантов. Сдал и свободен, и никаких волнений. Но когда сдавали экзамены по точным наукам, в которых кроме теории были и задачки, мне надо было обязательно первым сдавать экзамен. Далее я располагался в каком-либо свободном помещении, и решал задачи для тех, кто сам не мог их решить. Затем помощники тайком передавали решенные задачи кому надо. Иной раз меня подгоняли, чтобы быстрее решал.

Как-то раз я расположился в соседнем пустом классе и строчил задачи, преподавательница обратила внимание, что все легко справляются с задачами, в том числе и те, которые спотыкались на них во время ученого года. Заподозрив что-то неладное, она вышла из класса и вошла в комнату, где я трудился. Устроив мне взбучку, она прогнала меня, но я перешел в другое помещение и продолжил свое дело.

В конце июня, успешно сдав экзамены, мы разъехались по домам на каникулы в преддверии годовой практики. В рамках этой практики мы должны были освоить рабочую профессию матроса обработчика, с тем чтобы после окончания училища со знанием дела приступить к работе мастерами. Практика предстояла на крупных судах, где велась обработка рыбы в виде заморозки неразделанной рыбы или обезглавленной, и плавбазах, на которых осуществлялось производство консервов, в основном из сайры и скумбрии, и пресервов из сельди и скумбрии. Из отходов вырабатывали рыбную муку для нужд животноводства и птицеводства.

              Продолжение следует:  http://proza.ru/2023/06/19/1190