Помним

Анастасия Титова87
Маленькая девочка тихонько сидела на стуле возле дверей и завороженно смотрела на своего старшего брата. Она то вздрагивала, то зажмуривала глаза, а иногда даже пряталась за своего плюшевого медвежонка, но все равно выглядывала из-за него и продолжала смотреть.
Ее брат, тем временем, увлеченно играл в компьютер, а именно, в игру про войну. Он виртуозно расстреливал противников, не теряя при этом ни капли своей крови. Ловко попадал гранатами в нужные места. Быстро прятался в окопы, когда ему это было необходимо. Парню, точнее его солдату, даже удалось захватить танк, и теперь уж он точно стал не победим. Спустя час непрерывных сражений, мальчишка откинулся на спинку стула и выдохнул:
-Наконец-то! Победа! Всю войну прошел! – с этими словами, он крутанулся на своем компьютерном кресле и только сейчас увидел свою маленькую сестренку – Эй, мелкая, ты че тут делаешь? Кто тебе разрешал? Мааааам, она опять в мою комнату без спроса вошла!
Мама, в этот момент, глубоко вздохнула и покачала головой, но ничего не ответила и продолжила резать овощи, чтоб приготовить салат к обеду. Она снова услышала, как старший сын возмущается на сестру и прогоняет ее из комнаты.
Маленькая девочка поспешила к маме на кухню, но не чтобы пожаловаться на старшего брата, а чтобы задать вопрос. Она вошла в маленькую, но уютную комнатку и села на диванчик.
-Мама, а сто такое война? – серьезно спросила девчушка.
Мама не сразу ответила. Честно признаться, она и не знала, как объяснить четырехлетнему ребенку, что такое война. Она сама, знала не понаслышке, что это. Хоть конкретно ее война и не коснулась, она будто пережила ее сама.
Дело в том, что ее собственная мама, в свое время, проводила на войну и отца, и двух старших братьев. Проводила и больше их не видела. Ей пришлось стать взрослой, будучи маленькой. На нее свалился огромный груз ответственности. За себя, за свою маму, которая никак не могла пережить потери, за своих маленьких сестренок, одна из которых еще проводила все время в детской колыбельке. Днем десятилетняя девочка была совсем взрослой, занимаясь всем домашним хозяйством, а заодно и поддерживая любимую маму. Ночью же она снова становилась ребенком, рыдая в подушку до тех пор, пока силы не покидали ее, и она не забывалась беспокойным сном... Всего на пару часов, чтобы снова проснуться взрослой.
Мама четырех летней малышки до сих пор помнит крики во сне своей матери, когда та доживала свои дни вместе с ними несколько лет назад.
Мама отложила нож, вытерла слезу со щеки и повернулась к дочке.
-Война это голод, война это холод, война это слезы, война это раны, война это боль,  война это смерть, много смертей – медленно произнесла мама, наблюдая, как у дочурки испуганно округляются глаза. Конечно ей в ту же секунду захотелось обнять свое дитя и сказать, что это все уже в прошлом, что сейчас мир... Но она подавила в себе это желание и дала возможность самой дочке уложить эти слова в своей голове.
Малышка, тем временем, посидев пару минут на диване, спрыгнула с него и стремительно направилась в комнату старшего брата, который уже выключил компьютер и оделся потеплее, чтобы пойти погулять с друзьями.
Девчушка вошла в комнату, подошла к брату и подняла голову.
-Ты сто голодал? Тебе было больно? Ты плакал? Ты умиал? – строго спросила она у него.
Парень рассеяно глядел на сестренку и не понимал о чем она говорит. Он перевел свой взгляд на маму, которая бесшумно подошла и встала в дверном проеме.
-Нет – только и смог ответить он сестре.
-Тогда посему ты говоишь, сто плошел войну? – задала вопрос малышка.
У брата к горлу подкатил ком. Он сделал глубокий вдох, чтобы подавить его. Парень сел на корточки рядом с сестренкой и взглянул ей в глаза.
-Ты права, малышка, я не проходил войну! Ее прошли наши дедушки, когда дома плакали наши бабушки. А в моем компьютере все не по настоящему! – с этими словами старший брат обнял сестренку и поднял ее на руки – А теперь пойдем смотреть мультики.
-Ула! Мультики! – воскликнула девчушка, сидя на руках у своего старшего брата.
Мама проводила их взглядом и только сейчас поняла, что ее пятнадцатилетний сын уже совсем взрослый. И в этот момент она благодарила Бога, за то, что они есть друг у друга и за мирное небо над головой.