Поражение заполярного охотника

Андрей Грачев 2
Тео Вайссенбергер, о котором мы рассказывали в одной из прошлых статей, не только одерживал в воздухе множество побед, как реальных, так и мнимых (вторых значительно больше, чем первых). Его и самого не раз сбивали. Про один такой случай мы и расскажем.

Это было 28 марта 1943 года. Ас тогда командовал 6 отрядом. Отражая налет на Луостари, он вступил в бой с "Кобрами", сбил три из них, но потом сам был сбит и приземлился на советской территории, однако был вывезен на "Шторьхе".

Дело было, по советским документам, так. Налет на аэродром  осуществляли "Илы" в сопровождении "Кобр" 19-го гиап. Налет был произведён совершенно внезапно, немцы попробовали по тревоге поднять два бф-109, но оба были сбиты ещё на взлете. Отработав без всяких помех, "Илы" пошли восвояси, но уже на обратном пути их попыталось атаковать звено бф-109 (количество определили в пять штук). Но "Кобры" их не пустили к "Илам", связали боем. Бой был долгий и упорный, немцы, что называется, пошли на принцип. Надо отметить одну особенность заполярников: при всей своей склонности к самому нелепому завышению результатов, это были пилоты рисковые, часто шли в групповые бои на виражах, которые иногда шли очень долго. Вот и в этом бою немцы вцепились в "Кобры" крепко, и бой этот продолжался уже над советской территорией. Советские пилоты 19-го гиап тоже прекрасно работали в группе, строй не теряли и грамотно отражали атаки. Наконец, в районе озера Шовна-Явр советские пилоты, дождавшись ошибки врага, сбили ведущего немецкой группы, после чего остальные наконец отстали. Это и был, как легко догадаться, Тео. Довольно любопытно, что сам он решил, что сбили его огнём с земли, чему, впрочем, начальство не особо поверило. Кроме того, он претендовал на три "Кобры", сбитые в том бою. Ему эти победы засчитали. Ещё три "Кобры" пошли на счёт других участников боя. Но на самом деле никаких потерь советские пилоты не понесли. Довольно любопытно, что, хотя в полку асов хватало, сбил Тео лётчик не самый результативный, хотя и опытный - Лобкович Степан Францевич. Это была всего вторая победа в его карьере и, к сожалению, последняя: этот пилот погиб 20 августа 43 года в бою.