Диалог на предприятии будущего. 1. Сотрудники

Сергей Гайворонский
"Мы имеем дело с капитализмом (западным –  С.Г.), мы имеем дело с определенной системой, страшной, она порочна в самой сути. Поэтому для того, чтобы выкрутиться, она способна начать ядерную войну, она способна заразить человечество, устроить глобальный геноцид. Нельзя надеяться на то, что по какой-то собственной логике все само разрушится. Если мы не разрушим это, оно и не разрушится" (А.Дугин, 2021, https://rutube.ru/video/dc157d93aa99d37f3f26ec86b8b32434/ [27:30]).

Интересно, что страшный и порочный западный капитализм предлагается разрушить с помощью другого капитализма, который непонятно чем отличается от первого.  С одной стороны внутренне мы выглядим вроде бы чище за счет ранее сформировавшихся моральных устоев, но с другой стороны, если абстрагироваться и смотреть на себя  со стороны, эти различия непосвященному разглядеть сложно: наши олигархи ничем не отличаются от западных, рабочие эксплуатируются так же, как и на Западе, подход к частной собственности на средства производства аналогичен западному. Никаких изменений здесь не предвидится. И все-таки сами себя мы пока считаем вылепленными из какого-то другого теста. Оно и немудрено, ведь за плечами у нас героическая и сложная судьба как царской России, так и СССР, и в этой судьбе было немало хороших моментов. Но с другой стороны о многих событиях и свершениях осталась только память, которая постепенно стирается, и потому мы, опираясь на экономическую основу Запада, все более приобретаем качества этого Запада, которые пока еще выглядят для нас страшными и порочными.

Почему же так происходит? Очевидно потому, что в своем движении мы потеряли часть ориентиров и в настоящее время даже не понимаем, к чему должны стремиться. Как многие сейчас говорят, если нет собственной идеологии, то ее место займет чужая. Поэтому стоит все-таки поразмыслить над тем, чего мы хотим. Представляется, что залогом победы и успеха может быть только наука, которая и должна быть основой нашей идеологии. Прежде всего, потому, что наука следует фактам, а факты отражают законы Бога или природы, которым противоречить, как это иногда явно пытаются сделать на Западе, нежелательно. Но, опять же, научный подход должен для начала кому-нибудь понравиться настолько, чтобы это вызвало у него желание начать активно пробивать такому подходу дорогу. Поэтому далее последует изложение научного, но пока еще не академического подхода. Не академического потому, что в свое время наука под воздействием политиков попыталась избавиться от одного из научных направлений и, как иногда бывает, "вместе с водой выплеснула ребенка". В настоящей науке нельзя что-то, подтверждаемое фактами, взять и просто удалить. Мир один и законы у него одни. Поэтому что-то, хотя бы частично подтвержденное фактами, можно только развить, удалив из него то, что противоречит законам природы (Бога) или не соответствует опыту.

Мы хотим обеспечить связь времен? Хотим без противоречий гордиться советским прошлым, показывать детям советские мультики, сказ о Мальчише-Кибальчише, гордиться героями Октябрьской революции и, при этом, поддерживать существование частной собственности на средства производства? Мы хотим быть предпринимателями так, чтобы не превратиться в  буржуинов и не воспитывать мальчишей–плохишей? Если такое желание есть, взглянем на литературное описание условий работы на предприятии, обоснование и реализация которого не противоречит научному и божественному замыслу, кем бы при этом Бога не представлять.

Далеко не каждый всерьез мечтает о том, что с неба однажды спустится скатерть-самобранка, которая обеспечит любого всем необходимым, в том числе и крупными алмазами. Какая-то часть людей все же понимает, что такой скатерти никогда не будет и ее роль всегда будет выполнять предприятие, на котором необходимо трудиться. И потому мечтать можно лишь о том, чтобы предприятие выглядело пристройкой к родному дому, а работа на нем - активным отдыхом. Ведь любят же многие рыбалку или охоту. И есть даже любители целыми днями ходить по магазинам. А ведь такой отдых – это активный труд, после которого можно свалиться в койку "без задних ног" так же, как и после производственной деятельности. Если такой отдых сделать ежедневно обязательным, то при соответствующих условиях он может срочно разонравиться.

Представим, что разработана, прописана в ГК РФ и внедрена новая организационно-правовая форма (ОПФ) предприятия, достаточно серьезно изменяющая существующие производственные отношения. Считается, что изменение производственных отношений приводит к образованию новой общественно-экономической формации. Считать так научно, потому что такое утверждение поддерживается фактами: рабовладельческий строй по многим параметрам серьезно отличается от капиталистического, а капиталистический строй, серьезно отличается от строя, именуемого социалистическим. При этом производственные отношения в них разные. Поэтому если поставить целью качественное изменение существующей общественно-экономической формации, то работу желательно начинать с обоснования и настройки новых производственных отношений.

Рассмотрим новую ОПФ, способную работать в существующем экономическом и правовом пространстве. Кроме того, будем считать, что уже есть предприятия, которые эту форму используют. В таком случае разговор в отделе кадров между работником, желающим устроиться на работу, и достаточно доброжелательным и не слишком занятым кадровиком может выглядеть так:

       ***

- Здравствуйте! Хочу устроиться на ваше предприятие токарем.

- Здравствуйте! Такая специальность нас интересует. Кем Вы хотите устроиться? Наемным работником или сотрудником?

- Не понял. Я хочу просто работать и зарабатывать деньги.  В чем смысл Вашего вопроса?

- Вижу, что Вы не в курсе того, что пришли на предприятие нового типа. Здесь у работника существует возможность выбора формы договора, который будет заключаться с предприятием. С одной стороны работник может заключить договор найма и тогда он будет работать в качестве наемного работника, а с другой стороны, он может заключить договор о сотрудничестве и тогда он будет работать в качестве сотрудника. Различаются наемный работник и сотрудник тем, что доход наемного работника (зарплата) фиксирован и определен договором найма, а доход сотрудника – нет. Он определяется текущей прибылью предприятия, а также его трудовым и материальным вкладом. В договоре с сотрудником фиксируется лишь его текущая квалификация или вес, как мы его называем. Понятно, что и зарплата, и квалификация (вес), впоследствии могут по соглашению сторон корректироваться, если работник реально будет иметь более низкие или, наоборот, более высокие показатели трудовой деятельности.

- Нельзя ли подробнее?

- Конечно, можно. У наемного работника величина зарплаты определяется заключенным договором найма. Эту зарплату предприятие обязано выплатить наемным работникам ровно так же, как оно должно выплатить долги контрагентам по заключенным договорам. Контрагентами считаются поставщики материалов, предприятия или предприниматели, оказывающие услуги. Реальное отличие  наемного работника от контрагента лишь в том, что у контрагента предприятие приобретает товар или услугу, а у наемного работника оно приобретает лишь услугу – наемный труд. Зарплата наемных работников считается необходимой затратой предприятия и целиком включается в себестоимость так же, как стоимость использованных материалов и сумма выплат контрагентам по заключенным договорам. А себестоимость определяет цену производимого предприятием товара или услуги. Обратите внимание вот на что: раз наемный работник практически ничем не отличается от контрагента, то, как и контрагент, он не имеет никакого отношения ни к основным средствам, ни к распределению прибыли предприятия.  Несмотря на то, что наемный работник приходит работать на предприятие, он там, как и контрагент или представитель контрагента, – чужой человек.

- Интересно, на частном предприятии мне никто почему-то не говорил, что я там чужой и не сравнивал с контрагентом.

- А зачем об этом говорить и заострять на этом внимание, если у работника там выбора нет? Здесь же есть возможность стать не наемным работником, а сотрудником, который отличается от наемного работника тем, что:
* у сотрудника договором о сотрудничестве определяется не зарплата, а его квалификация (вес) относительно квалификаций (весов) других сотрудников предприятия.
* сотрудник получает не зарплату,  а доход, состоящий из зарплаты и доли от распределения фонда развития производства. Размещается эта доля на производственном счете предприятия. Сумма всех производственных счетов работников представляет собой основные фонды предприятия.
* доход сотрудника определяется как величиной прибыли предприятия, так и трудовым и материальным вкладом этого сотрудника в производство.
* даже если работник не делал при оформлении договора о сотрудничестве никаких материальных вкладов в производство, через один отчетный период - у нас он равен месяцу -  этот работник обязательно становится совладельцем предприятия. Совладельцем его делают специальные экономические механизмы, учитывающие интересы всех сотрудников предприятия и не позволяющие никому из  сотрудников эксплуатировать (незаконно присваивать результаты чужого труда) других сотрудников. Алгоритмы работы механизмов построены на научной базе и не нарушают никаких юридических, правовых и прочих норм. Сотрудник становится совладельцем примерно так, как показано на рисунке 1, где у нового сотрудника сначала на производственном счете ничего нет, но по мере приложения им трудовых усилий сумма на этом счете постепенно увеличивается, если, конечно, предприятие является рентабельным и прибыльным. Именно из-за того, что в среде сотрудников отсутствует эксплуатация, производственные отношения в такой среде называются сотрудничеством. А производственные отношения между сотрудниками и наемными работниками, в которых эксплуатация по объективным причинам не может быть исключена (будет существовать), у нас называются партнерством, совместной деятельностью или как-то иначе. Стоит добавить, что:
*  если позволяют условия коллективного договора, сотрудник может вносить на свой производственный счет дополнительные средства. Это сразу же отразится на величине его дохода. Другими словами, вместо того, чтобы класть остатки неиспользованной зарплаты в банк, работник может инвестировать эти средства в производство и получать дивиденды.
 * правила пользования средствами с производственных счетов сотрудников устанавливает коллективный договор.

- Любопытно. Но как-то сразу сложно осмыслить деятельность сотрудника.

- Да, действительно, все тут неоднозначно. Ведь сотрудники, будучи совладельцами предприятия, при распределении полученного предприятием дохода обязаны сначала покрыть все совершенные необходимые затраты. Это значит, что если предприятие заключало договора с наемными работниками и контрагентами, то сотрудники обязаны  сначала погасить задолженность перед наемными работниками и контрагентами, а уже потом распределять оставшуюся прибыль предприятия. Поэтому в каких-то кризисных ситуациях, когда доход предприятия мал, сотрудники могут получать доход (в том числе, зарплату) меньше, чем наемные работники. Но, если предприятие работает стабильно и прибыльно, в чем сотрудники заинтересованы значительно больше, чем наемные работники, то и доход у сотрудников выше, чем у наемных работников.

- По большому счету, мне более привычно работать наемным работником. Заключил договор, отпахал смену и никаких забот. Получил в положенное время аванс с зарплатой и голова не болит.

- Ну, не все работники с такими устремлениями, как у Вас. Существуют работники, которые стремятся не к спокойствию, а к получению более высоких доходов. Есть и такие, которые на частном предприятии считают хозяина эксплуататором – справедливо, кстати, считают - и сами хотят стать предпринимателями, чтобы работать на себя. Но проблема в том, что не каждый специалист обладает даром предпринимательства. Кроме того, становясь предпринимателем, иногда приходится жертвовать любимой профессией. Наше предприятие позволяет стать предпринимателями всем, не жертвуя при этом своей специальностью. Оно позволяет работать на себя, не покидая при этом коллектив и не становясь эксплуататором. Разумеется, в этом предпринимательстве, как и в любом другом, присутствует определенная доля риска, но она минимальна, поскольку управление предприятием осуществляется наиболее способными и подготовленными специалистами. Кроме того, в связи со всеобщей максимальной заинтересованностью в конечных результатах труда, эффективность работы предприятия очень высока.

- Надо же, я не думал, что мне будет так сложно определиться. Нужно подумать над тем, что Вы мне рассказали. А есть какие-нибудь материалы, которые обосновывают то, о чем было сказано? Если они не слишком заумные, то хотелось бы почитать.

- Рассказал я Вам еще не все. Но вряд ли стоит валить все в одну кучу. Если пока не можете принять решение и сильно не спешите, то действительно стоит ознакомиться с обоснованием и описанием организационно-правовой формы, которую использует наше предприятие. Нельзя сказать, что эти материалы совсем простые, но, по крайней мере, они логичны и изложены простым языком с приведением примеров.  Вот часть ссылок на них:
1. Гайворонский С.А. Краткое описание новой ОПФ. 15 стр: http://www.gaivoronsky.narod.ru/articles/NESP/NESPr1_5.pdf
2. Гайворонский С.А. Эксплуатация человека человеком. 261 стр. : http://www.gaivoronsky.narod.ru/books/exp/EXP_r9.pdf

- Спасибо, почитаю. Немного времени у меня есть. Интересно поработать на этом предприятии, но пока трудно принять решение, в каком качестве тут устраиваться. Потом еще зайду. До свидания.

- До свидания. Заходите. Я дополню то, что я Вам уже рассказал и отвечу на вопросы, если они появятся.

***

Диалог 2: http://proza.ru/2023/07/10/1035