Плохо ли в наше время на Украине быть хромым?

Карагачин
  Нет худа без добра?.. Откровенный рассказ молодого мужчины, который  я услышал во время поездки в гости к родственникам в сентябре 2014 года.

  "Что смотрите вслед, обратили внимание, что я хромой?" - так начал мой попутчик в купе поезда Москва - Одесса, вернувшись в плацкартный вагон после утреннего умывания. И нельзя было не заметить, что мой попутчик сильно хромает, и я скорее всего, проводил этого мужчину нескрываемо любопытным взглядом, заменченным им, потому он и начал весь этот разговор, вернувшись на своё место... Нас в плацкарте ехало четверо, но моё место было нижним и напротив, и, может, я был любопытнее от природы, - видимо, именно поэтому хромой сосед разоткровенничался именно со мной.
  -"Да я уже тридцать лет хромой, таким уродился, - продолжал он доверительно. - Но я не жалею. Точнее, раньше переживал, что нога кривая, а теперь нет. И что та хромота?.. Вот съездил же к родне аж в Калугу, теперь возвращаюсь в Березовку, и ничего, не упал и не пропал, так сказать".
  Да, судя по всему, этот человек не нуждался в посторонней помощи, хотя и хромал довольно заметно... (А Березовка, кстати, это городок, райцентр недалеко от Одессы)...
  Видя, что я расположен его слушать,- ведь не все общительны даже в длинной дороге, - мой попутчик продолжал:
  "Я и в армии не служил из-за своей хромоты, и сейчас не трогают, белый билет у меня, а что, это плохо? Может, и переживал в молодости из-за того, что я не такой, как все, к тому же я не сильный и не крепкий, и не очень большой. - Впрочем, я и сам обратил внимание, что мой случайный попутчик не только хром, но и невысокого, ниже среднего, роста.- Парни надо надо мной смеялись, это верно, но мамка тогда мне сказала: "Зато в армию не возьмут. И я не буду переживать из-за тебя".
  Мой попутчик демонстративно и даже гордо подвигал правой рукой с обручальным кольцом и продолжал:
  -Да, и женат, а что тут такого? И жинка симпатичная на вид, а не посмотрела, что я ... такой. И никого не слушала. И живём, как дай бог каждому, и две дочки-красавицы.
  - Для мужчины не нога главное,- с улыбкой сказал я просто из любезности.
  - Что верно, то верно,- тут же охотно отозвался мой общительный собеседник. - Ну и что, если я в армии не служил? Разве это главное в жизни?.. В Донбассе война... ну, не война, АТО, как пишут и говорят,- продолжал мой попутчик, понизив голос. - Сами знаете... ну, все знают...
  - Как не знать?.. Эта война, эта война...- искренне вздохнул я.
  Ведь было начало сентября, в Донбассе как раз и шла эта пресловутая антитеррористическая операция, и чем всё кончится, мы все, и я, знали тогда ещё меньше, нежели сейчас, в начале 2015 года, хотя вроде бы и состоялись переговоры, эти самые Минск-два... Я был рад тому, что поезд шёл уже по территории Украины, и в общем я надеялся доехать благополучно, - повидаться с сестрой, кумом, увидеть море, искупаться...
  - Вы не местный, не с Украины, поэтому вас эта АТО, или как её, мало касается,- продолжал мой собеседник даже несколько поучительно и снисходительно. - Едете себе и всё. К тому же через Харьков, Донбасс в стороне, далеко. А я местный, и мне как раз повезло, что я хромой. Многих мобилизовали, отправили в Донбасс, а меня не тронули. Какой из меня вояка?.. А здоровых не спрашивали: надо Родину защищать, раз враг напал, и всё. Даже наша районка так писала. И уже и к нам, на что несчастный городишко, по существу большая деревня, уже вернулись из Донбасса калеки на костылях. Так что мы теперь сравнялись,- усмехнулся этот мужчина. Кстати, с приятным лицом, с густыми каштановыми волосами,- может, его жена за это его и оценила?.. Неважно, не меня выбирала...
  - Как это - сравнялись?- не понял я.
  - А вот так,- после непродолжительного смеха последовал ответ. - Раньше я был хромцом, а теперь и те, кто бегал, как лошадь. Теперь не только моя старушка-мать, а и я сам рад, что родился хромым. Плохо, когда человек вообще прикован к постели, беспомощный, а не такой, как я. В наше время лучше быть горбатым, чем гераклем! - Так и произнёс -"гераклем". - Быть хромым ещё лучше, чем, например, спортсменом и прыгать в высоту или в длину,-засмеялся мой собеседник. - Допрыгались многие в том Донбассе, теперь на одной ноге прыгают... Я сам убитых не видел в Донбассе, но все люди знают, что появились и убитые даже в нашем районе,- сказал он с раздражением.
  Я некоторое время молчал...
  - Горе есть горе, и жизнь у всех одна... - опять засочувствовал я.
  - Теперь не только моя мать, но и я рад тому, что родился хромым,- изливал душу мой попутчик. - Это инвалиду-колясочнику в поезде было б плохо одному, так я же не такой? Сам добрался до Калуги, и, тьфу-тьфу, чтоб не сглазить, вернусь потихоньку до дому к жинке и дитям...
  Я обратил внимание: уже во второй раз повторяет слово "жинка", теперь - "дитям".
  - Вы украинец? - внешне не к месту неожиданно спросил я.
  - Да, но какая разница? - недоуменно приподнял крови мой собеседник.
  - Да так... Говорим мы сейчас по-русски...
  - Ну и что? Кто сейчас в городах говорит по-украински, особенно в Одессе? В сёлах так, чуть-чуть, да и то старики.
  - А в Калуге родня - русские? - полюбопытствовал я.
  - По паспорту украинцы, но я хотя бы понимаю украинский язык, слышал и иногда слышу, а они нет. Простые люди, им это надо - вся эта политика? Были бы мир, работа!
  - Вы работаете?..
  - А как же! - гордо ответил мой попутчик, будто давно ждал этого вопроса.-Думаете, если одна нога короче и тоньше другой, так обязательно нахлебник? Была в детстве пенсия, но я отказался. Работал сторожем, теперь закройщиком в местном ателье. И дома шью, и не только комнатные тапочки, а и сапожки. Берут люди, сами приходят и заказывают! Так что и хромым не пропадёшь, если руки есть, а не растут из одного места. К тому же...
  - Что - к тому же?
  - Так мы стремимся в Европу! - разошёлся мой общительный собеседник. - А в Европе об инвалидах вообще заботятся больше, чем о здоровых людях! Попробуй тронь хоть безногого, хоть безрукого! О чём тогда вообще переживать? В наше время в нашей стране быть хромым даже лучше, чем здоровым - хотя бы на войну не пошлют... Вот что хорошего быть богатырём, если тебя в двадцать или в тридцать лет убьют на войне?..
  Мой собеседник не просто спорил, а говорил таким тоном, будто старался убедить меня в своей правоте и, более того, как бы обижался на то, что безоговорочно и сразу не признаю эти банальные истины....
  Стучали колёса поезда, затем - довольно частые остановки - пошла густо  заселённая Одесская область, люди выходили, входили... Конечно, больше входило. В Одессу, скорее всего, ехали местные люди, из сёл,- что греха таить, очень многие - и на привоз с кошёлками, корзинами... Всегда так было, и двадцать с лишним лет назад. Пять лет назад, когда я вот так же подъезжал к Одессе - этой жемчужине у моря, было что-то похожее... Так или почти так же было и тридцать лет назад, - и тогда бабки с кошёлками и корзинами лезли в первый попавшийся вагон, не отличались ни высокой нравственностью, даже хамили похоже, а лезли потому, что их, как и десятки лет назад, так же пускали проводницы, чтобы заработать "какую-то копейку". Одна бабка лет пятидесяти бесцеремонно засунула плетёную покрытую покрывалом корзину (скорее всего, с овощами и фруктами) так близко к моему собеседнику, что тот не сдержался, сделал ей замечание: "Полвагона уже пустой, а ты именно возле меня расселась! Что, не можешь пройти дальше? Засунула корзину мне под ноги, шевельнуться нельзя! Ты где, у себя в сарае?" -"Ты такой злой, потому что у тебя, видно, нет родни! " - огрызнулась бабка. -"Всё есть, бабка, и побольше, чем у тебя!" Провинциальные бабки, лезут чуть ли не напролом, чтобы им было хорошо, и только. И поближе к выходу. Что делать, приходится их терпеть! В принципе вообще не положено в поезд дальнего следования, проводники вообще не должны их пускать, но то теоретически, а не на практике. Все эти бабки с кошёлками лезут в первый попавшийся вагон, даже в купейный, боясь, что не успеют сесть в поезд, так как поезд стоит всего две-три минуты... Пригородного поезда не ждут, да и, как я позже узнал, те стали ходить гораздо реже,- экономия! А чем раньше попадёшь на привоз, тем быстрее и дороже продашь товар... О, это бабки знают получше меня, ибо они только об этом и думают...
   Меня не покидало чувство, что и не было всех этих двадцати с лишним лет, что люди живут так же, как и десятки лет назад, а не играют в жизнь, как нынешние власти... Ведь даже эта бабка, не задумываясь, нахамила по-русски, хотя, скорее всего, она украинка по национальности...
  ... Ехать ещё несколько часов, и, возможно, мой разговорчивый хромой попутчик снова переключится на меня, начнёт на меня изливать свои откровения. Ещё что-нибудь расскажет "за имением слушателя", так сказать. Или будет доказывать. Если бабка не испортила ему настроение своим бесцеремонным вторжением (даже ногу ему придавила тяжёлой корзиной), если у него не появится желание поругаться с этой бабкой, а то и потребовать от проводницы справедливости - чтобы она "убрала эту бабку",- кажется, к этому пока всё и идёт, судя по выражению лица этого хромого человека... А я своего попутчика поддержу - мне эта хамоватая бабка-торговка тоже не нравится, слишком уж удобно расселась... Её особенно и не интересует, что мы едем уже почти сутки, утомились куда больше неё,- да ещё и нахамила моему попутчику - у торговок это быстро, да и сознательно, чтобы задеть побольнее и "отбрить раз и навсегда", - зачем такую жалеть?.. Даже если мой сосед по плацкарте промолчит, я сам заведу эту бабку и поставлю её на место. И до проводника дойду. И, если надо, так повышу голос, так сверкну глазами, сделаю такое страшное лицо, даже, если понадобится, так красноречиво сожму руку в кулак, что эта бабка наверняка испугается и, во всяком случае, соседу и мне, не захочет больше хамить и портить нам настроение оставшуюся часть пути... Кстати, люди ещё при Советской власти, в семидесятые, "такими стали"... Говорят (позже я узнал, в пригородных электричках иногда появляются ребята, молодёжь, шалят, демонстративно распевают украинские песни, кричат "Слава Украини!", но их пристыдили и они быстро успокоились, замолчали. Вот и всё")... Правда, про майские события не говорили. Боялись? Я тоже не испытывал судьбу, не заводил разговора об этом.
 
  Постскриптум. Доехал я тогда благополучно, и повидался с родными, и море увидел. Был немного разочарован: море грязноватое, хотя оно возле Одессы и тридцать лет назад не было идеально чистым. И много суеты, много частников, захламлено море, много шума, толкотни,- всё это и морским прибоем мешает наслаждаться...
  Когда снова поеду в эту потускневшую жемчужину у моря - не знаю... Ведь киевское правительство от нечего делать ввело загранпаспорта, а это ли не лишняя морока, особенно  на старости лет?..

  Постскриптум. Прошли годы, а лучше не стало... Ведь на Украине только ли хромым быть плохо? Если этот хромой человек до сих пор жив (скорее, да), то после всех понесённых украинцами жертв, он, хромой, рад, что остался жив... Стало гораздо хуже, убитых столько, сколько никому и не снилось девять лет назад! А хромой - живой. Даже если такое хромцы боятся или не имеют возможности поехать в Россию в гости к родственникам, да и не может принять их у себя под Одессой, да и где угодно на Украине, всё равно живёт, не ранен и тем более не убит в Донбассе или под Каховкой... Может, и он, и его семья, его дочки-красавицы дождутся лучших времён...