Путешествуя, мы теряемся во времени

Федоров Александр Георгиевич
  Впервые о Каменец-Подольском я узнал в школьные годы, когда прочитал роман-трилогию Владимира Беляева «Старая крепость». За эту книгу писатель, уроженец этого города, был удостоен Сталинской премии третьей степени (1952 год), а в 1967 году стал первым почетным гражданином Каменец-Подольского. С 1914 года Каменец-Подольский был съёмочной площадкой 25 фильмов, в том числе «Старая крепость» (1937, 1972), «Щорс» (1938).

  Сейчас я познакомлю вкратце, тебя, любознательный читатель, с одним из древнейших украинских городов. Каменец-Подольский, который известен с конца 12 века. Он расположен на Волыно-Подольской возвышенности в ста километрах от города Хмельницкого,  Каменец. Название происходит от скалистых пород в долине реки Смотрич. Скалистый каньон реки образует петлю, внутри которой находится неприступный полуостров с высоким каменным плато. Он связан узким перешейком с сушей. На его территории расположен Старый город.
  Здесь каждый приехавший в город может посмотреть и седую старину и полюбоваться прекрасными природными ландшафтами. Вот я и решил совместить приятное с полезным и посетить это городок. Было это в начале семидесятых годов.
Купил на работе туристическую путевку по сходной цене (порядка 90 рублей), билеты на самолет с пересадкой в Киеве…. И полетел.
 Наш АН-24 приземлился утром в киевском аэропорту Борисполь. Он был построен по специальному проекту архитекторами А. В. Добровольским, А. И. Малиновским, Д. П. Попенко в 1961 году. Такого замечательного аэропорта я ещё не видел.
Мой самолет до Каменца улетал утром следующего дня. Я же, конечно, поехал осматривать великий город Киев.
Сначала прогулялся по главной улице Киева. В путешествиях такое иногда случается – ждёшь одно, уже мысленно выстраиваешь  свой образ этого неведомого, а тебе вместо этого вдруг встречается нечто иное, неожиданное, но часто ещё более поразительное, чем ожидал. Это знаменитая на весь мир улица Крещатик!
  Этот бульвар – символ города, он достигал ширины в сто метров, он был  весь в пышной зелени: по сторонам росли огромные тенистые каштаны,  располагались великолепные клумбы душистых цветов и другой сочной, радующей глаз своей свежестью растительности. Дома, которые я увидел, строились в 1950 – 1970-х годах в едином архитектурном стиле – «сталинском ампире», или «сталинском барокко» и поражали своей величественностью и монументальностью. Я затерялся в толпах радостных, оживленных и веселых людей.  Какое удовольствие я испытывал, гуляя по Крещатику!

  Посетил я и Киево-Печерскую лавру со знаменитыми пещерами. Это один из первых монастырей Киевской Руси. Летним жарким днём церковное торжество было в самом разгаре. Пожилой монах встретил меня у входа и пригласил посетить подземные пещеры, подчеркнув, что это особый случай, который нельзя упускать. Слово «подземелья» вызвало у меня не только интерес, но также и некоторый смутный страх, так, как до этого я никогда в пещерах не был. Тем не менее, я купил билет и получил свечи, чтобы осветить себе дорогу. Входы в пещеры были такими невероятно узкими, что заставляло нас, экскурсантов, идти в друг за дружкой. Прогуливаясь по Киево-Печерской лавре, я испытывал чувства благоговения и удивления перед богатой историей и духовностью этого древнего монастыря.
   Затем я осмотрел развалины Десятинной церкви. Это была первая на Руси церковь. От нее мало что осталось, и это понятно. Она была построена давно, в далеком 996 году князем Владимиром. После крещения Руси он поставил в Киеве эту церковь и отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание.
   Вечером я, усталый, попробовал устроиться в какую-нибудь гостиницу, но в СССР с этим было традиционно плохо. Пришлось поехать в аэропорт Жуляны, откуда ранним утром летел самолет Ан-2 до Каменец-Подольска. Я заночевать прямо в кресле в ветхом одноэтажном здании аэропорта, больше похожим на сарай. По крайней мере, именно такие воспоминания остались в памяти.
   Утром, полусонного, меня ждало новое испытание. Самолет Ан-2, в просторечии «кукурузник» летел на высоте всего 300-500 метров, и его так болтало…. Не буду упоминать неприятные подробности полета
Днем я уже добрался до туристической базы прямо над обрывистым берегом реки. Смотри и блаженно растянулся на железной прогнувшейся койке в двухместном маленьком деревянном летнем домишке.
   А утром была экскурсия в полуразвалившуюся средневековую крепость Каменец-Подольского, стоящую на высоком каменном плато, которая была неприступной для захватчиков в течение нескольких столетий. Мы облазили всю крепость, снизу доверху.
   Осмотрели когда-то грозные оборонительные укрепления Каменца, которые считаются образцом лучших фортификаций Восточной Европы. За свою историю взять эту крепость приступом, как нам рассказал экскурсовод, не удалось ни одной армии. Он же нам рассказал, что Каменный замок построили литовские князья Кориатовичи, а в средневековье кому он только не принадлежал – и Литве, и Речи Посполитой и Сиятельной Порте. При разделе Речи Посполитой он отошел Российской империи. В 1923 году Постановлением СНК УССР Старая крепость была объявлена государственным историко-культурным заповедником.

  Позже я прочитал, что польский писатель, лауреат Нобелевской премии Генрих Сенкевич в романе «Пан Володыёвский» подробно описал героическую оборону Каменец-Подольского, которая закончилась сдачей крепости и самоубийством одного из главных защитников полковника Михаила Володыёвского. Действительно, его исторический прототип ротмистр Ежи Володыёвский погиб при обороне Каменца.
 Побывал я и в папской башни Старой крепости, которая была сооружена на средства римских пап, а позже стала тюрьмой. Интересна она, что в ней в начале 19 века трижды находился в заточении разбойник Устим Кармалюк. Его называют «украинским Робин Гудом».
   Крепость меня просто поразила своей грандиозностью и величием – она осталась в моей памяти, как один из главных символов города.
  До крепости нам пришлось добираться на лодке. Река Смотрич в этом месте мелкая, на перекатах было вообще воды сантиметров сорок. Вот и пришлось мне выполнять обязанности бурлака. Взял я в руки железную цепь на носу лодки, обмотал вокруг запястья левой руки, перекинул через плечо и шею на правую руку и потащил лодку вместе с пассажирами. А вода в реке была весьма и весьма прохладной. На следующий день я заболел! Я весь горел, температуру я не мог померить, но было явно за 39 градусов. За врачебной помощью я не стал обращаться, да и не знал, есть ли таковая на летней турбазе. Пришлось моему соседу – немолодому мужику из Сахалина, который прибыл в путешествие с одним легким рюкзачком – меня лечить. Лечил он меня весьма оригинальным способом – купил семисот пятидесяти граммовую бутылку местного портвейна и пачку аспирина. Я выпил на ночь залпом два стакана этого пойла и закусил тремя таблетками указанного лекарства. Потом лег на койку и сверху натянул на себя три шерстяных одеяла. За ночь я сильно пропотел и на утро жар у меня прошел. Пошатываясь, утром сходил я в столовую, что-то поел и снова завалился на койку. Но к обеду я уже настолько лучше стал себя чувствовать, что отважился на прогулку в Старый город. А посмотреть там было на что.
  Это и Доминиканский костел Святого Николая, который считается одним из древнейших храмов Каменца-Подольского, воспет поэтами как «Жемчужина Подолья». В храме я увидел поразившую меня своей красотой и поэтичностью мраморную скульптуру работы  Виктора Бродского – надгробие 21-летней Лауры Пшездецкой – трагически погибшей дочери известного магната. «Статуя девушки лежит на античном ложе, словно заключенный в белый мрамор прекрасный цветок. Скульптуру называют «Спящая царевна», поскольку Лаура кажется погруженной в ангельский сон – и она вот-вот проснется, чтобы вернуться к чтению книжки, раскрытой на двадцать первой странице. История создания скульптуры, рассказанная нам экскурсоводом, одновременно красива и ужасна своей обыденностью. Во время самой обыкновенной конной прогулки по окрестностям усадьбы 21-летняя Лаура упала с лошади и сломала позвоночник. Спасти ее врачи не смогли, через несколько месяцев девушка умерла. Всё, что мог сделать безутешный отец Кароль Пшездецкий, о любви которого к дочери слагали легенды, это увековечить ее в камне.
  Экскурсовод нам рассказал, что в 14 столетии в городе сформировался мощный монастырский католический центр, куда вошли монастыри доминиканок, кармелитов, иезуитов, францисканцев, которые я тоже осмотрел. Сначала я посетил сам монастырь доминиканок, полуразрушенные узкие кельи которого я хорошо разглядел ещё из крепости, затем запущенный дворик монастыря, который поразил меня романтичным обликом. Расположенный дальше Францисканский монастырь был мне очень интересен – ведь это была настоящая готика, начало 17 века.

  Полазил я и по обрывистым скалам каньона, в котором течет быстрая речка Смотрич. Они невысокие, всего метров 20-50. На берегах и скальных образованиях постоянные и временные водопады, реликтовые растения. Я довольно быстро, но неосмотрительно забрался в одном месте каньона на высоту всего-то каких-нибудь 6 метров. И был очень доволен, когда с великим трудом спустился с них. Спуск занял у меня втрое больше времени, чем подъем, причем этот спуск закончился благополучно, только потому, что сбежавшие на мой отчаянный крик товарищи, все время поддерживали меня морально. И снизу давали мне рекомендации, куда мне ставить ноги при спуске, ведь когда лезешь вверх, все уступы и места, на которые можно поставить ногу, очень хорошо видны, а вот когда спускаешься – ничего не видно!

Поездку мы с товарищами закончили в местном буфете, вспоминая все перипетии наших походов, с аппетитом уминая отличные свиные шашлыки, запивая ароматным сухим красным вином «Изабелла».