Валеркины рассказы. Ракета

Гарри Александров
    Валерка листал только что извлеченный им из почтового ящика журнал «Юный техник».  Самый интересный журнал из всех, какие только бывают на свете. К такому выводу Валерка пришел сразу же, как только просмотрел один из номеров, случайно попавший ему в руки. И сразу же оформил подписку на него. И с тех пор регулярно выписывал.

   В одной из рубрик этого журнала описывались различные самоделки, которые можно было изготовить в домашних условиях. Самая интересная рубрика этого самого интересного журнала. Валерка любил что-нибудь мастерить на досуге, поэтому он в первую очередь отыскал нужную страницу и обнаружил, что в полученном номере описывалось, как можно самому сделать ракету. Это его чрезвычайно заинтересовало.

    Ракетами Валерка баловался уже давно. Но это были, честно говоря, не ракеты, а маленькие такие ракетки, которые он делал из фольги, в которую обычно заворачивали шоколадные конфеты, и кусочков горючей фотопленки.

    Технология изготовления таких ракеток была проста. Кусок пленки подходящей длины скручивали в тугой рулончик и оборачивали фольгой. Один конец – передний, немножко заостряли, плотно закручивая излишки фольги, а в другом прокалывали небольшую дырочку – сопло. Теперь, если нагреть задний конец в пламени спички, пленка внутри воспламенялась, и из сопла вырывался поток вонючих газов. Ракетка начинала летать. Поскольку форма ее была далека  от аэродинамической, то угадать, куда она полетит в следующий момент, было совершенно невозможно. От нее надо было просто убегать. Главное, чтобы она не залетела кому-нибудь в глаз, в рот или за шиворот.

    Такими ракетками мальчишки любили терроризировать девчонок, которые, испуганно визжа, в ужасе разбегались от мечущейся туда-сюда и злобно шипящей серебристой штуковины. Под торжествующий гогот ребячьей компании.

   Один раз с помощью такой ракетки мальчишки решили наказать вредную тетку, которая частенько прогоняла шумную компанию со своего крыльца. Поздно вечером, когда уже стемнело, ракетку подожгли, сунули соплом в замочную скважину ее двери, а сами попрятались в зарослях сирени у соседнего дома. Пусть ей там навоняет как следует!

    Переполох был, конечно, знатный! Но поджигателей быстро вычислили – посторонних на их улице практически не бывало, а взрослые этим, конечно же, заниматься не будут.

    Больше всего досталось Валерке. Может потому, что именно он чаще всего придумывал всякие безобразия с огнем и взрывами, и вся улица была в курсе дела. А может просто видели, как он уже запускал подобные ракетки. Как бы там ни было, а ругали именно его и вдобавок грозили пожаловаться матери.

    Но теперь у Валерки возник более грандиозный замысел. Весной в Советском Союзе впервые в мире запустили в космос ракету с человеком на борту. Теперь этого человека - Юрия Гагарина, знал весь мир. Ну и Валерку, конечно же, тоже потянуло в космос. На той ракете, которую он собирался сделать, конечно, далеко не улетишь, но надо же с чего-то начать. И Валерка начал скрупулезно изучать основы ракетостроения, пользуясь тем, что по счастливому стечению обстоятельств попало к нему в руки – то есть драгоценным материалом, подробно изложенным в журнале «Юный техник».

    Конструкция самой ракеты была довольно проста – трубка из свернутой в несколько слоев и хорошо проклеенной чертежной бумаги. Наконечник можно вырезать из дерева, а потом обточить и отшлифовать, как положено. Нижнюю часть ракеты с соплом для выпуска газов в журнале рекомендовали сделать из куска карандаша с извлеченным из него грифелем.

    Сложнее всего Валерке показалось изготовление топлива. По рецепту, приведенному в статье, это была смесь аммиачной селитры, серы и активированного древесного угля в нужных пропорциях. Состав тот же, что и у обычного дымного пороха, но пропорции другие – чтобы смесь не взрывалась, а сгорала  постепенно.

    Валерка вспомнил, что недалеко от железнодорожной станции, где они с мальчишками частенько бывали, лежала целая куча этой самой аммиачной селитры – бери, сколько хочешь. Ее использовали в качестве удобрения.

    С серой было сложнее. Валерка не знал, где ее можно достать. Потом вспомнил, что в школе, в химической лаборатории она вроде бы была. Надо только как-то незаметно стырить немножко.   
               
   С углем казалось бы просто, но не очень. Уголь нужен не простой, а активированный. Порывшись в книгах, Валерка выяснил, что активированный уголь можно получить, сжигая деревянные щепочки без доступа воздуха. Правда, как это сделать, он пока еще не придумал.

    На следующий день, собираясь в школу, Валерка прихватил с собой чистый пузырек от пенициллина – для серы. Проникнув в химлабораторию и пошептавшись кое с кем из тех мальчишек, у кого должны быть там занятия, он передал ему свой пузырек. Приятель обещал помочь и обещание свое выполнил – к концу занятий пузырек с красивым ярко-желтым порошком лежал у Валерки в кармане.

    По дороге домой Валерка придумал, как изготовить активированный уголь. Для этого он топором настругал деревянных щепок из полена, валявшегося в сарае, и набил ими металлическую баночку из-под крема для обуви. Крышка баночки  закрывалась довольно плотно и воздух внутрь вроде бы проходить не должен. Но на всякий случай Валерка еще и обмазал ее по краям глиной – так будет надежней. Потом в дальнем углу двора разжег небольшой костер и бросил в него баночку.
Когда костер догорел, Валерка извлек из него коробочку и, подождав, когда она остынет, открыл. Щепочки превратились в черную блестящую золу – как раз то, что надо. Вроде бы он сделал все правильно, и это и должен быть тот самый активированный уголь.

    Фарфоровая ступка и пестик для того, чтобы истолочь золу в порошок, у него уже были – все это он стащил из школьной химлаборатории уже давно. Химическими опытами – в основном со всякими взрывчатыми веществами, Валерка увлекся с самого начала школьного курса химии. Он даже купил в аптеке маленькие весы с набором разновеса – химические опыты требуют точности. К тому же Валерка увлекался фотографией, и все это позволило ему самому составлять нужные фотореактивы, а не покупать готовые в магазине. Так ему было интереснее.

    После этого он нашел пустую поллитровую банку и отправился к станции за селитрой. Главное, чтобы ее за это время не успели убрать. К счастью, куча селитры оказалась на своем месте, и Валерка наковырял себе из середины, где селитра была почище, почти полную банку.

    Теперь у него были все ингредиенты. Можно было приступать к изготовлению ракетного топлива.

    Взвесив все необходимое в точности по рецепту из журнала и тщательно перемешав, он решил испытать полученное топливо. Для этого насыпал ложечку смеси на жестянку и, отодвинувшись подальше, осторожно поднес к ней горящую спичку. Смесь зашипела и быстро сгорела, оставив после себя клубы дыма. Но не взорвалась. Значит, он все сделал правильно. Можно было приступать и изготовлению ракеты.

    Корпус ракеты и контейнер для топлива он склеил из нескольких слоев бумаги, наматывая ее на подходящие по размеру металлические трубки. С одной стороны контейнера вставил на клею кусочек карандаша с извлеченным из него грифелем. Это будет задний конец ракеты с соплом. С другой – такой же кусочек, но грифель из него не извлекал. Это будет передний конец контейнера, куда будет засыпаться топливо. Этот кусочек он пока не вставлял – надо было все сначала хорошенько просушить.

    Теперь нужно было изготовить стартовую установку и придумать, как поджечь топливо во время старта.

    В качестве основания стартовой установки можно было использовать доску от ящика. А в качестве направляющих – четыре куска толстой алюминиевой проволоки, воткнутые в просверленные в доске отверстия – так, чтобы проволоки торчали перпендикулярно доске и параллельно друг другу на нужном расстоянии.

    Как изготовить приспособление для поджига топлива Валерка уже придумал. Можно использовать вольфрамовую нить накаливания от лампочки для карманного фонарика. Для этого лампочку надо разбить, а то, что останется, засунуть в сопло. Длины всего этого как раз хватит, чтобы нить накаливания соприкоснулась с топливом. Лампочку с разбитым стеклом можно вставить в патрончик от того же карманного фонарика, присоединить к нему провода и подвести их к батарейке через какую-нибудь кнопку. Нажимаешь кнопку, нить нагревается, зажигает  топливо и ракета стартует! Все как положено!

    С наконечником для ракеты Валерке пришлось повозиться – хотя сначала это представлялось самой простой задачей. Ну никак он не получался ровным и красивым. И чтобы плотно входил в корпус ракеты. Более-менее прилично получилось только с третьего раза.

   Изначально Валерка хотел обклеить корпус фольгой – чтобы ракета была серебристой. Но фольга никак не хотела приклеиваться и отваливалась, как только клей высыхал. К тому же конфетные бумажки, которые он для этого использовал, были маленькие, их нужно было много и получалось все совсем уж как-то неопрятно. Поэтому Валерка решил с фольгой не связываться, а просто покрасить ракету обыкновенной акварельной краской. В общем, выкрасил ее в ярко-желтый цвет, а сверху и снизу сделал красные ободки.

    Надо было еще придумать ракете какое-нибудь название. Валерка недавно прочитал фантастическую повесть Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». Она ему очень понравилась, и он до сих пор ходил под впечатлением. Космический корабль, в котором летали герои повести, назывался «Тантра». Поэтому свою ракету он тоже решил назвать «Тантра». Правда, что означает это словечко - «тантра», он толком не знал – вроде бы что-то из индуистских учений. Но само слово красивое и какое-то очень волнующее и загадочное. Так что пусть будет «Тантра».

    Название он тоже написал на корпусе красной краской. А с противоположной стороны корпуса написал «СССР».

    Сборка ракеты была проста. Топливо он засыпал в контейнер и утрамбовал остатками карандаша, от которого отпиливал заднюю и переднюю части контейнера. Потом переднюю часть на клею вставил сверху. А сам контейнер – тоже на клею, вставил в нижнюю часть ракеты. В верхнюю часть воткнул предварительно окрашенный в красный цвет наконечник. По бокам приклеил четыре вырезанных из картона и покрашенных также в красный цвет стабилизатора. Все! Ракета была готова, и ее можно было запускать.

    Старт Валерка решил назначить прямо на завтрашний вечер – на улице, недалеко от ворот своего дома, и оповестил об этом знаменательном событии всех своих приятелей с улицы, включая даже девчонок.

    Потом ему подумалось, что очень неплохо было бы, если бы в ракету кого-нибудь посадить. Только кого? Ракета маленькая, собака туда не влезет, кошка тоже не влезет. Даже мышка не влезет. Тут разве что какого-нибудь жучка поймать в качестве космонавта. Или муху. В общем, надо продумать этот вопрос. А если кого-то сажать, то надо бы сделать так, чтобы этот космонавт там внутри не умер. От удушья. Или от разогретого двигателя.

    Валерка вытащил из ракеты наконечник и в верхней части корпуса проколол несколько дырок. Теперь жучок, или кто там еще попадется, уже не задохнется, если его туда посадить. Ну, если, конечно, там не станет слишком жарко, когда топливо загорится.

    Валерка задумался. В принципе топлива не так много и вряд ли верхняя часть корпуса успеет сильно нагреться. Но, на всякий случай, надо все же каким-то образом обеспечить термоизоляцию  капсулы с «космонавтом» от двигателя.
 
    Валерка решил сделать еще один контейнер – типа того, в котором было топливо, но пустой, и вставить его выше двигателя – так, чтобы между ним и наконечником оставалось достаточно места для «космонавта». Это и будет его жилой отсек. Воздух - хороший теплоизолятор, поэтому в жилом отсеке должны быть вполне комфортабельные условия.

    Наконечник он пока вставлять не стал – вставит завтра, когда поймают «космонавта» и посадят его внутрь.

    Назавтра, ближе к вечеру, возле ворот Валеркиного дома собралась публика, жаждущая зрелища. Валерка вытащил все необходимое для старта своего желто-красного космического корабля. Всем мальчишкам было дано задание - поймать кого-нибудь, кто сможет стать первым космонавтом на их улице.

    Федька поймал кузнечика. Но эту кандидатуру Валерка отверг – кузнечик слишком длинноногий и ему в корабле будет тесновато.

    Сашка ловко словил в кулак муху, которая нахально уселась ему на коленку. Это был неплохой вариант, и Валерка протянул ему корпус ракеты со снятым наконечником, чтобы он посадил туда плененное насекомое. Но, как ни аккуратничал Сашка, осторожно разжимая кулак перед отверстием в трубке корпуса, муха из плена вырвалась и улетела. Не оценила эта невежда высокой чести стать первой мухой, побывавшей в космосе.

    А вот Лилька нашла где-то в траве божью коровку – это был идеальный вариант. Божьи коровки не особенно любят летать – больше ползают, поэтому ее без труда удалось затолкать в кабину космического лайнера.

   – Раз она божья коровка, то и пусть слетает поближе к богу! – глубокомысленно хмыкнул Ванька, когда Валерка вставил наконечник в корпус ракеты.

    Теперь все было готово к запуску. Валерка разложил все детали пусковой установки посередине площадки у ворот и подключил батарейку к проводам. Честь производить отсчет секунд до старта была предоставлена Федьке. Кнопку старта Валерка оставил себе.

    – Десять, девять, восемь, – громко начал отсчет Федька,  – два, один, пуск! – Валерка нажал кнопку.

    Ракета зашипела и стремительно взмыла в небо. Публика задрала головы и зааплодировала.

    Правда, топлива было немного, поэтому до космоса ракета не долетела. Даже не смогла скрыться с глаз и начала падать вниз. Хуже того, ветерком ее отнесло в сторону, и упала она прямо на черепичную крышу Лилькиного дома. Крыша была очень старая, как и сам дом, и даже провисла. Лезть на нее за ракетой было нельзя – можно было провалиться внутрь.

    Сашка предложил сбить ракету из рогатки. Но это была не очень хорошая идея. Стрелять с земли по крыше пришлось бы издалека, и попасть в цель с такого расстояния было бы непросто. Да если и попадешь, то ракета от этого только еще дальше от края перепрыгнет, и задача еще более усложнится. Поэтому самое разумное – приставить в нужном месте к стене лестницу, залезть на нее и чем-то спихнуть ракету. Она к тому же совсем недалеко от края лежала. Валерка сбегал за лестницей, а Лилька притащила из сарая метлу.

    Лестница, увы, оказалась коротковатой и до края крыши не доставала. Но если встать на последнюю ступеньку, то руки можно было вытянуть даже выше крыши. Если взять в одну руку метлу, а другой за что-нибудь держаться, то до ракеты можно было дотянуться. Правда, номер был рискованный – запросто можно было свалиться сверху.

    Валерка решил рискнуть. Лестницу приставили к стене, а Сашка и Ванька крепко ухватили ее, чтобы она не соскользнула и не шаталась, пока Валерка будет забираться наверх.

    Валерка осторожно полез вверх, держа метлу между подбородком и вытянутыми вверх руками, которыми он сначала цеплялся за лестницу, а потом просто опирался о стену. Став на верхнюю ступеньку и одной рукой держась за стену, второй он перехватил метлу и положил ее на крышу. Девчонки, стоя вдалеке, чтобы было видно, где лежит ракета, подсказывали, куда направлять метлу, поскольку сам Валерка крыши не видел и действовал вслепую.

    К счастью, обошлось без падений. Хотя Валерке, когда он вставал на верхнюю ступеньку, верилось в такой исход с трудом. Но все получилось – он благополучно сбросил ракету, потом метлу, а потом медленно и осторожно спустился сам.

    Теперь надо было освобождать «космонавта». И вообще – жив ли он там?
Когда наконечник вытащили из корпуса, то оказалось, что сидевший внутри «космонавт» не только жив, но и находится в хорошей физической форме. Поскольку сразу же выполз из капсулы, раскрыл крылышки и улетел, не дожидаясь бурных и продолжительных аплодисментов в честь своего благополучного возвращения на землю.

    Зато аплодисментов удостоился Валерка, в коем признали наличие зарождающегося таланта конструктора космических кораблей и потребовали, чтобы он в следующий раз построил ракету побольше. Чтобы в нее можно было посадить кого-нибудь поинтереснее неблагодарного насекомого. Валька пообещала поймать ему в качестве космонавта живого мышонка – у них во дворе такие нахлебники время от времени появлялись. И лучше бы, чтобы он назад вообще не возвращался.