Сам себе хозяин

Александр Щербаков-Ижевский
САМ СЕБЕ ХОЗЯИН

При всех хитромудрых раскладах и даже при невротических расстройствах надо жить с удовольствием, тем более, когда неизвестно, что день грядущий нам готовит, что будет послезавтра.
Самый банальный совет от автора — проживать каждый день на полную катушку, с максимальной эффективностью или в полнейшем андеграунде с элементами личностной нирваны, как будто он последний.
Следует брать от текущего отрезка времени всё, что можно унести в завтра. Никто же не гарантирует, что в грядущем случится разгрузочно-увеселительная девальвация насущного природного феномена под названием «истинная реальность». Так что вперёд с полными кошёлками житейского багажа.
Хотя, что бы ни случилось, у человека всегда остаётся он сам. Остаётся его ум, образование, опыт, профессия, общечеловеческие ценности. А ещё остаются друзья, близкие люди, дети, родственники. Эти наиважнейшие собственные приобретения позволяют продолжать жить и выходить из самых трудных ситуаций.
Мы не знаем, что будет завтра. Но с высокой степенью вероятности завтра, как и сегодня, у нас останется "Я". Пока есть это "Я", есть малая толика определённости, за которую можно держаться каждый день. Остальное известно только Создателю.
Обычно за каждым нервным тиком с головой прячется увлекательная история. Так и хочется, расправив волосы на загривке, взглянуть за кулисы залобного драмтеатра местного пошиба. Сам себе хозяин обычно не возражает.
После антракта, наверняка станет понятно: существует ли на земле комплекс полноценности или наоборот — неполноценности?
Само собой понятно, если попадёшь на эксклюзивное рандеву с самосознанием — жди нелицеприятных откровений. Разная может случиться канитель. Но оказавшись в водовороте тематических событий, ожидаемо признаешь, что ещё не совсем дурак.
Не на пальцах же показано виртуальное положение дел, а зрительно осязаемо уложено в демонстрационный ряд. Значит, как пить дать повезло и вне всяких сомнений — ещё живой курилка, не сгинул в беспамятство со своим нервно-паралитическим самочувствием.
Опять же дома после фантасмагорической премьеры своей клоунады, в очередной раз может случиться традиционный момент эмоционального выгорания. Ведь ставшие обязательными упаднические настроения захлёстывают внезапно.
Словно бесчувственная тень печальных огорчений застилает чистую как слеза, шелковистую кожу любимой девушки с напрягшимися сосками на упругой и возбуждённой плоти выше пояса юбки. Остаётся лишь заметить: нормальному человеку разве причудится такое сравнение?
Конечно, это результат внутреннего перенапряжения. Целый день носишься, как угорелый, перекусить некогда. В результате ни нормальное дыхание, ни положенные сердечные сокращения, ни назначенные природой биоритмы не поспевают за трендовыми физиологическими процессами. Экспрессия генов невероятная.
Естественно, не бронебойный же организм из легированной стали. Ему не пристало реагировать на стимуляцию сверхчеловеческих усилий постоянными форс-мажорами, тем более что они с безнадёжной фатальностью постоянны и чрезвычайно навязчивы. В таких условиях свихнуться — запросто, на раз плюнуть.
Адаптационные возможности современной жизни бьют дерзко, жёстко, грубо, с циничной и смачной оттяжкой, как сыромятная плеть из-за угла.
В то же время сердцебиение, аналогичное темпам мощных вспышек солнечных протуберанцев снова и снова заставляет двигаться, жить, дышать, рефлексировать всё быстрее и быстрее.
Соразмерность перестука вспухшего до безразмерности пульса зашкаливает, толкает к новым шатко-валким результатам.
Участники марафонского забега по нескончаемому кругу испытывают невыносимые сверхнагрузки на улице, на работе, во взаимоотношениях, в городе, при распиле очередного денежного транша и даже дома. Правда иногда перенапряжение сбрасывается пограничными уровнями девиантного поведения. А что, и такое случается.
Под давлением внешних факторов деформация личности тоже запредельная, коронавирусная пандемия тому примером. Понятно же, что власть меньше всего озабочена проблемами глубинного народа. Для них главное выполнить план вакцинации, предотвратив массовые выступления несогласных, как в Италии. Зачуханому проблемами человеку сложно сориентироваться в океане проблем и текущих вопросов.
ТВ зомбоящик, Интернет прочно вселились в серое вещество человека. Без них уже никак. Стоит только включить телевизор с буйствующей обратной отрицательной связью рекламных роликов, а отключить придётся только при уходе ко сну.
Между делом ангажированные промоутеры впарят проблемы из Африки, Ближнего Востока, далёкой Венесуэлы. Не побрезгуют обмануть с раскладом цен на энергоносители, призовут лояльно относится к половым меньшинствам. Ядерная война и гомики — это их любимые темы.
Страшно становится, а вдруг? Нагнёшься завязать шнурок на ботинке и невольно станешь паритетным членом союза ЛГБТ среди лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров.
Не понятно станет: то ли свой среди чужих или чужой следи своих? То ли блаженно улыбаться от удовольствия, то ли орать на всю матушку, призывая свидетелей беспредела к спасению затолераненного в доску страдальца, ставшего уже полноправным заднеприводным членом.
Надо ли после этого удивляться тому, что люди в эпоху расцвета медицинских технологий гарантированно сгорают к пятидесяти годам как парафиновые свечи на новогодней ёлке? Правда и здесь мародёрам от человечества мало кажется — у нас период доживания старпёрам увеличили аж на пять лет.
Успеет ли отходящая в небытие инфантильная публика возрадоваться бесчеловечным нововведениям — неведомо, праздник жизни состоится уже без участия одряхлевших старческих сил патриархального СССР.
Вот и получается, что все несутся по жизни от понедельника до понедельника, мчатся, высунув языки, подобно гончим собакам на безбашенной охоте. Только непонятно, какого зверя травят и куда, сломя голову рвутся, в какую сторону несут неуёмные ноги?
Впрочем, если задуматься, становится понятно, насколько коварный изнутри результат обречённой гонки. Вывод становится достаточно прискорбный, с оттенком безнадёжной грусти.
Современный человек по незнанию дел — глубоко запыхавшаяся личность. Даже нашпигованный двуокисью азота воздух поглощается не в полные лёгкие — обжечься можно. Дышит прерывисто, часто, поверхностно, с надрывом прокуренных бронхов и без передышек на желанный отдых.
Специалисты знают — это дыхание страха. Сегодня у каждого в подкорке сидит боязнь за далеко не светлое завтра. Страх за невыплаченные кредиты, за ипотеку, за невозможность купить лекарства для матери, за призрачную перспективу вырастить образованных детей (диплом организовать это не проблема, а вот интеллект повысить — это практически невозможная процедура, у самих проблемы).
Страх — порождение неуверенности. Так и идут две страшилки вместе с хозяином по замкнутому кругу. Без удовольствия, но придётся осознать, что среди людей разучились нормально и полноценно наслаждаться процедурой дыхания. И чего тут удивляться, наивные холопы обстоятельств до полусмерти загнанны безумным ритмом жизни, диктуемой современной цивилизацией.
Невольные обыватели пыхтят, синея с кашлем, отдуваясь, сопят с надсадой, исступлённо хватают воздух ртом, дышат и не могут надышаться. Довольными точно не станут, ведь поневоле всё больше действуют полуоткрытым ртом. Как результат — растерянная по дороге способность получать радость от состояния праздничной эйфории. А ведь это так важно. Без всеобъемлющего полноценного ничегонеделанья не может быть нормальной работы. Так решила за нас мать-природа.
Худо-бедно, но считается, что среднестатистический современный человек — трудоголик. Общепризнанный факт — системообразующий. Это значит, что труженик ломом опоясанный безнадёгой, страшно напряжённый внутри себя, невротично и со всей страстью стремится к каким-то ему одному ведомым результатам. Добьётся цели — хорошо, сойдёт с дистанции — другим не помеха.
Настоящая и полноценная умиротворённая передышка для него просто жизненно необходима, иначе жди беды. А расслабляться-то он как раз и не умеет. Приплыли.
Создаётся порочный круг. Если человек не умеет отдыхать, он не может набраться сил. А если он не может набраться сил, то не сможет реализовать далеко идущие планы.
Если пока есть возможность, он не приводит в исполнение свои перспективные ожидания. Побудительные порывы воплощать их в жизнь усиливаются, в результате он и вовсе перестаёт отдыхать.
Как следствие, возможностей остаётся всё меньше и меньше, всё ближе и ближе выхолощенная выработка организма, край возможностей, капец жизнеутверждающим ресурсам. Так что беспросыпный пахарь-работяга по прямой дорожке входит в невроз со всеми вытекающими.
Между тем, якобы, непроизвольная меланхолия начинается с глубокого беспричинного уныния, банальной толкотни без дела, безрадостного снования туда-сюда от подоконника до книжной полки. Настроение постоянно грустное, печальное. Общая заторможенность соседствует с прогрессирующей гиподинамией.
Голышом и босиком по тёплому полу уже не походишь — депрессивный психоз не малина. Захочется укрыться в уютные одёжки, закутаться в бабушкин плед, и прикрыть глаза от нестерпимо яркого света. Шум-гам с улицы, скрип шарнира от двери в туалете, журчание схлынувшей воды в общедомовом стояке — абсолютно все животворящие звуки крайне напрягают, даже больше — раздражают.
Ещё того хуже, когда после многодневного меланхоличного топтания с тусклой харизмой, начинаешь внезапно рыдать из-за того, что на кухне беспричинно нашипел чайник, как всегда невовремя забурливший стоградусным ключом.
Кстати, очередной цинично свершившийся беспредел случается чрезвычайно грубо, подло, исподтишка. Не секрет, не тайна, в натуре обидная вещь и в очередной раз поверится тоже с трудом.
Депресняк налицо. В цивильном мире говорят, что в идеале люди должны хотя бы раз в месяц ходить к психологу — эта практика успешно проходит на западе. А вот в нашей тьму-таракани с релаксом проблемы. Сами знаете, что лекарство располагается на донышке поллитровки. Согласно традициям русской болезни впору пить горькую.
Если лихоманка минует, и не сопьёшься от нахлынувшей хандры, надо будет собрать остатки силы воли в кулак и прямым ходом двинуть к врачевателю души, заплутавшей в трёх соснах.
После того, как начнёшь ходить к психотерапевту, поймаешь себя на мысли, что окружающих тоже так и хочется послать к нему. Хотя у женщин всё проще. Например, когда девушка влюбляется, её подруга в одном лице автоматически становится психологом, психиатром, адвокатом, частным детективом, прокурором, судьёй, иногда даже палачом. Кому как повезёт на расклад сил по взаимовыручке.
В некоторых случаях всё обходится простым народным целительством самозваного психолекаря: «Сходи погуляй, что ли». «Не грусти». «У него кредитов выше крыши, после банкротства сам удавится». «Всё будет хорошо». «Да успокойся ты! По секрету скажу, что баба-то ему рога наставила». «Он самый больной из всех шизанутых». «Это фигня, а не проблемы». «На море хорошо. Пляж, тёплая водичка, красивые фотошопы», «Не горюй, подруга. Разойдёшься, подберём нового мужика. Куда он денется, сердешный».
Но такой легкомысленный случай редкость. Случается, что с раскладом относительно мозговых извилин не прокатит, ответы на головоломку не сойдутся в правильности обратных связей. Если пазл не срастётся и тогда, пожалуйста — тяжёлый внутренний рецидив, благодушными словами не отделаться. И одиночество, самоизоляция от внешних раздражителей тоже не айс, не вариант — не прокатит.
В некоторых случаях больные душой впечатлительные люди толкают себя на сиротливую уединённость. Надо понимать, что одиночество — это классический наркотик, только с обратным механизмом действия. Сначала внутри адские простосердечные ломки. Потом сиротливое уединение воспринимается как необходимое дополнение к нахлынувшим минорным чувствам. И только потом начинается возвышенное, ни от кого не зависящее существование. Словлен непритворный кайф сиротливой изоляции.
Но если что-то пойдёт не так против традиционных зон удовольствия, тогда только держись, тряханёт по самую маковку, мало не покажется. Хорошо, если не приключится стать асоциальной личностью, впав в беспамятный маразм.
При любом раскладе, одиночество не сахар. Преодолев свалившиеся на голову испытания, может быть, и поднимешься, начав жизнь сызнова, снова встанешь на крыло.
Именно на благоприятный расклад и стоит рассчитывать. Иначе, зачем затевать пустяковую белиберду с самоспасением?
При всех хитромудрых раскладах и даже при невротических расстройствах с отчасти «протекающей крышей» надо жить с удовольствием, тем более, когда неизвестно, что день грядущий нам готовит, что будет послезавтра.
Самый банальный совет от автора — проживать каждый день на полную катушку, как будто он последний. Брать от этого дня всё, что можно унести в завтра.
Совершенно не важно, будет это завтра или не будет, главное — есть сегодня, наполненное смыслом и ценностью. А если предположить, что это последний день, то зачем отравлять его всякой гадостью?
Завтра будет завтра. Возможно, его вообще не будет. Возможно, кто-то уйдёт, заболеет или умрёт. Но если сегодня все живы, никто не ушёл и не был пойман во время измены, этому нужно порадоваться сегодня.
А когда что-то случится, тогда и начать переживать. Но не раньше. Только важно подготовиться к тому, чтобы выстоять и выжить при любых обстоятельствах, а не жить, как попрыгунья Стрекоза из басни Крылова.

Что бы ни случилось, у человека всегда остаётся он сам. Остаётся его ум, образование, опыт, профессия, общечеловеческие ценности. А ещё остаются друзья, близкие люди, дети, родственники. Эти наиважнейшие собственные приобретения позволяют продолжать жить и выходить из самых трудных ситуаций.
Мы не знаем, что будет завтра. Но с высокой степенью вероятности завтра, как и сегодня, у нас останется "Я". Пока есть это "Я", есть малая толика определённости, за которую можно держаться каждый день. Перспективная предполагаемая реальность известна только Создателю.


Октябрь 2021 года