В прицеле - финские асы 3

Андрей Грачев 2
24 июня при налете на Тулоксу был сбит и тяжело ранен лейтенант Вейкко Арвид Эвинен из HLLv32, летавший на "Хоуке". Это была ещё более старинная машина, чем "Буффало". Использовали его в то время как штурмовик. Эвинен, однако, был не только хорошим штурмовиком, но и успешным асом, имел 5 побед на счету. Тяжело раненый, он умер на следующий день. Советские истребители по причине плохой погоды не летали, аса сбила советская ЗА.

26 числа был сбит лейтенант Нильс Рудольф Тронтти из того же подразделения, но летал он на бф-109. Ас этот имел 7 побед на счету и попал в плен. По времени подходит бой 14-го гиап в районе Юустила четверки Скляренко с четвёркой бф-109. В этом бою Скляренко Иван Григорьевич сбил одного из нападавших, и нет никакого сомнения, что в его прицел попал Тронтти.

28 числа для финнов был особенно неприятный день. Впрочем, обо всем по порядку.

Надо было провести очень сложную разведку. Решено было отправить на неё двух опытнейших пилотов - второго аса финнов, капитана Ханса Хенрика Винда из LLv24, а ведомым - фёёпели Нильса Катаяйнена, который как раз вернулся недавно из госпиталя. Винд имел на счету 75 побед. Правда сразу скажем, что подтверждаемость их крайне низкая даже по финским меркам. Это происходило в первой половине дня. В районе цели ас был атакован то ли "Яками", то ли "Кобрами" (тут данные разнятся), причём группа была очень большая, сбил три из них, но один из снарядов разорвался в кабине. Ас смог довести сильно поврежденную машину до аэродрома и посадить её, но сам он был тяжело ранен и более участия в боях не принимал. Сразу скажем, что в кабину аса попал 37-мм снаряд, следовательно предпочительнее версия, что его атаковали "Кобры".

По советским данным, в указанном месте и в указанное время патрулировала восьмёрка "Кобр" 196-го иап. Шли они построением "этажерка" - одна четверка, ведущий Парфёнов, находилась снизу, вторая четверка, ведущий Шевченко - сверху.

Были обнаружены два самолёта, идущие на высоте 500 метров, опознаны они были как фв-190 (Кобры, как всегда, патрулирование осуществляли на большой высоте). Обнаружил их Парфёнов Алексей Степанович, очень опытный пилот, штурман полка. Он тут же решил атаковать. Атаковал он с почти вертикального пике и сбил одного из фв-190 с первой атаки. На этом бой и закончился.

Нет никаких сомнений, что в прицел Парфёнова попал Винд. Совпадает время, место и примерные обстоятельства (пара, идущая на средней высоте). Ошиблись только в типе атакованного и в его судьбе. Самолет не был сбит, а только подбит. Ну, а тип, учитывая тот факт, что расстояние было немалое, спутать было нетрудно.

Но уж финны в своей манере насочиняли. Никакого боя с превосходящими силами не было, не было его и вообще. Финны договорились до того, что их атаковали 30 советских самолётов. На самом деле всё было банально: Катаяйнен откровенно проморгал одиночную атаку по своему ведущему. Ладно бы это был новичок, но Катаяйнен был опытнейший ас. Атака была проведена Парфеновым просто блистательно.

Винд не смог выполнить задание по разведке, и днем на это же задание отправился другой известный ас - лейтенант Олави Кауко Пуро из того же подразделения. Он имел 22 победы на счету, кроме того был известен, как прекрасный разведчик. Он, в отличие от Винда, смог провести разведку, но на обратном пути его догнали "Яки-9" с 37-мм пушками (как легко догадаться, в "просторечии" называемые "Аэрокобра"). Он успел развернуться навстречу, сбил одного из нападавших, но и сам был ранен. Однако он тоже довёл "мессер" до аэродрома, совершил посадку и попал в госпиталь, откуда прямо в гипсе сбежал на фронт.

Изучив все заявки от Яков, мы не находим ни одной подходящей. Зато по времени, месту и обстоятельствам подходит один бой от "Кобр" 103-го гиап.

Сразу надо сказать, что "Кобры" вовсе за ним не гонялись, а сопровождали свои Пе-2, причём численность группы составляла 22 "Кобры". Дальше события, якобы, развивались так. Пара фв-190 пыталась атаковать в лоб Пе-2. Один из пилотов, Архипов Вячеслав Иванович, ведомый Калинина Дмитрия Александровича, атаковал фв-190. Он вёл огонь с 500 метров (!!!) на встречном курсе. С такой дистанции сбить кого-то было бы очень трудно. Однако ведущий фв-190 пошёл вниз. Архипов начал его преследовать, догнал и повторной атакой с "горки" добил, а ведомый фв-190 ушёл восвояси.

Это описание боя не может нас удовлетворить. Прежде всего, почему из всей большой группы атаковал только один пилот? Да ещё и ведомый. Более того: Калинин, ведущий Архипова, из того боя не вернулся, но что с ним стало, никто не видел. Включая и Архипова. Ведь задачей Архипова была вовсе не борьба с истребителями противника, а прикрытие ведущего. Начальство, видимо, было не в восторге от действий Архипова, и победа ему не была засчитана.

В общем, сопоставив оба описания и отметив, что типы снова обе стороны перепутали, что, учитывая обстоятельства боя, неудивительно, мы можем составить более-менее целостную картину боя.

Пуро, выполнив задание, мирно возвращался домой и, конечно же, никакие Пе-2 атаковать не собирался (видимо, эта версия возникла на основе доклада самого Архипова). Его пару заметили Калинин и Архипов. Оба пошли в атаку. Вероятно, Архипов сильно отстал от Калинина, который хотел стремительной атакой сбить бф-109. Пуро успел развернуться навстречу ему и сбить его. Архипов не видел гибели ведущего, но обстрелял издали идущий на него бф-109, добился попаданий. Вторая его атака была безрезультатной, и ему совершенно справедливо победу не засчитали.

В общем, если Винд был ранен в результате эталонной атаки, то Пуро просто не повезло. Действия Советских пилотов в том бою были далеки от идеала. Тем не менее, факт остаётся фактом: Архипов смог подбить одного из лучших асов Финляндии. Любопытно, что Архипов, хотя и успешно встретил Победу, но так и остался с пустым счётом - ни одного сбитого самолёта за время Войны ему не засчитали.

Третьим асом, раненым в тот день, был керсантти (сержантский чин) Кости Рауни Кискунумми из той же части, имевший 5.5 побед на счету. Он тоже выбыл до конца Войны, а самолёт его был сильно поврежден, совершил посадку на брюхо. Как кажется, это был бой против 196-го иап, весьма масштабный, состоялся он в 15 с лишним в районе Тали. Изучив тщательно все данные, мы можем установить, что, вероятнее всего, в том же бою был подбит, однако не ранен, и четвёртый ас - фёёпели Эмиль Онерва Веса, имевший свыше 20 побед на счету, из всё той же многострадальной LLv24. Он, правда, не был ранен и тоже посадил свой "мессер" на брюхо.

Бой этот шёл целых полчаса, и, помимо LLv24, в нем участвовала LLv34. В бою снова участвовала восьмёрка 196-го иап в том же составе, что и в бою с Виндом. Ведущим снова был Шевченко. Бой был долгий и ожесточённый, причём велся сразу на "двух ярусах" - на высоте от 800 до 3000 метров. Финны пытались пробиться к Илам, но крепко завязли. Впрочем, по некоторым данным, прорваться им всё же удалось. Известно, что в тот день финны сбили три "Ила", но время потерь не установлено.

Как бы то ни было, бой оказался тяжёлым для обеих сторон. В бою было подбито два истребителя с каждой стороны. Обе советские "Кобры" были разбиты на вынужденных. Причём одним из сбитых был как раз Парфёнов, который утром подбил Винда. К счастью, и он, и второй сбитый пилот отделались ушибами.

Финны, что на них не похоже, скромно оформили две заявки, а советские пилоты, хотя и подбили два самолёта, оформили только одну. Впрочем, Весу, возможно, подбили стрелки "Илов". От истребителей отличился Остапенко Николай Ильич. Ему удалось подловить на вертикальном маневре "мессер". Наверное, в прицел молодого пилота, открывшего счёт победам в том бою, попал Кискунумми.

А вообще немного странно, почему "Кобры" сопровождали штурмовики. Их к этим заданиям привлекали редко, так как "Кобра" - самолёт высотный. Обычно они сопровождали Пе-2 и Ту-2.

В общем, финнам в тот день досталось крепко. Были ранены три сильных аса, двое из них уже не вернулись на фронт. Ещё один ас был подбит. Было ясно, что время лёгких прогулок для финнов уже позади.

29 июня был сбит лейтенант Ахти Тауно Илмари Лайтинен из LLv24 и попал в плен. Он имел 10 побед на счету. Тут нам есть смысл вновь вспомнить про Марченко, который верно установил обстоятельства его пленения. Исследователь пишет следующее:

"Скорее всего, его сбил ас 103 ГИАП Литаврин (18 побед, ГСС-28.01.43), так как точно совпадает место происшествия и по финским и по советским источникам - населенный пункт Ихантала, а также обстоятельства сбития совпадают:  по советским данным горящий Ме-109 перешел пикирование, Лайтинен вспоминает что он с трудом выпрыгнул из потерявшего управление, пикирующего "Мессера" на скорости 800 км. в час".

Добавим, что в целом бой Кобры вели не слишком удачно, финны прорвались к сопровождаемым ими Пе-2 и сбили три из них.

Итак, июнь закончился. По его итогам финны не добились особых успехов в боях, сами понесли большие потери, и было уже ясно, что в небе Финляндии превосходство крепко захвачено Советскими пилотами. Не слишком успешно здесь работали и немцы из JG54. Реально сильно досаждали советским пилотам только три человека - Тибен, Вернике и Кварда. Финны же маскировали свои неудачи откровенным враньем.