Максимус Часть одиннадцатая

Александр Павлович Антонов
   Вот видишь, Максим, зачем люди лазают в болота, - закончил я свой рассказ.
 – Да, Александр, ну и приключения у тебя, как в кино, - Макс покачал головой, - мне б такую женщину. Будь я на твоём месте, я бы остался с ней на любых условиях, наплевал бы на всякие предрассудки.
– Ну, ты бы остался, а у меня семья, дети, - возразил я мечтателю. Ладно, пойдём за корзиной, тут недалеко.


  Мы поднялись и стали одевать рюкзаки. Пента, сидевшая возле меня, и, наверное, потерявшая уже всякую надежду на продолжение охоты, вскочила и немедленно, пока я не передумал, подняв мордочку, стала что-то вынюхивать, показывая всем своим видом, что она уже работает.  Пройдя метров двадцать, я повернул в лес. Пента же, вдруг подняв голову и кого-то причуяв, побежала в болото.  Я успел вскинуть ружьё одновременно с тем, как из кочкарника вспорхнул выводок рябчиков. Выстрелы прозвучали почти одновременно из обоих стволов; два рябчика упали в болото. Пента без команды сбегала и принесла одного рябчика.


– Молодец, Пента, давай за вторым беги, - отправили я собаку за другим рябчиком. Собака вопросительно посмотрела на меня, мол, чего тебе ещё надо, я же принесла дичь. 


 – Она не заметила, что два упали, - догадался Максимус.
 – Правильно, Макс, на лету всё схватываешь,- похвалил я товарища.
 – Пента, алга, бас, бас, бас, -  отправил я снова  Пенту в поиск.
 – Что это за команда у тебя такая прикольная?  - удивился Макс.
 – Помнишь, земляк, как казахи на соревнованиях своих ребят подбадривают? – спросил я его.
 – А, точно же, а точно же,  «алга» по-казахски вперёд, - рассмеялся Макс, - да, прикольно.


 Пента принесла второго рябчика и проследила, как я убрал добычу в рюкзак.
 – Смотри Макс, какая хозяйственная у меня собачка, - похвалился я другу и потрепал Пенту по загривку.


    В старом ельнике снег местами ещё не растаял. Макс, шедший сзади, вдруг дёрнул меня за рюкзак. Я обернулся.


 – Что это? – Макс показал рукой на снег.
  В том месте, куда он указывал, на заснеженной поляне между двух елей  проступило, возвышаясь, над снежным покровом барельефное  изображение, упавшего могильного креста.
  - Это православный могильный крест Макс, который стоял над могилой, но со временем упал, -  пояснил  я ему.
- Откуда здесь крест, могила?- Недоуменно спросил Максимус.
– Мы идём по кладбищу. Здесь в годы войны трудармейцы лес заготавливали. Работа тяжёлая была, условия жизни никакие, медицинской помощи нет, вот, люди и умирали от болезней. Никто умерших никуда не увозил,  хоронили прямо здесь, - коротко пояснил я появления кладбища в лесной глуши.
 – Да, Александр, с тобой не соскучишься: по бурелому меня протащил, в болото едва не уволок, теперь вот по кладбищу идём, - сварливо высказывал мне  свои претензии  Макс. – Да ладно тебе ворчать, пришли уже, вон поляна, где мы вчера пировали, - показал я на просвет в соснах.

 
  Корзина с грибами, припорошенная снегом, стояла за стволом упавшего дерева там, где Макс её оставил. Я поднял её, смахнул снег и только сейчас разглядел, что корзина полна не настоящими груздями, а условно съедобными скрипунами.


– Макс, эти грибы не совсем съедобные, они условно съедобные - придётся их выкинуть.
– Что значит условно  съедобные? – Удивился тот, - почему условно?


  Я рассказал ему об особенностях этого гриба и как его солят. Макс, видимо, не совсем доверяя моему рассказу, откусил часть небольшого  гриба; лицо его исказила гримаса отвращения.


 – Зачем ты это сделал? Теперь весь остаток дня эта горечь будет у тебя во рту.
  Дегустатор  стал  черпать пригоршнями  воду из речки и полоскать рот.  Горечь, конечно же, не проходила; это я знал по личному опыту.
  – Я не отравлюсь? – Спросили Макс.
   – Нет, не отравишься, - успокоил я товарища, - раньше надо было спрашивать, а не после того как откусил.

 
    Макс поворчал ещё, но, видимо, осознав, что сам виноват, вскоре замолк и стал непрерывно плеваться, как принтер у которого закончилась бумага.


   -Макс, - сказал я немного успокоившемуся товарищу, - у нас есть два путя как домой идти. Первый - на переправу, это восемь километров по лесу, из них пять по болоту. Места там всё гиблые - пройти можно, но больно уж дорога тяжёлая; часа два убьём на неё не меньше, и ноги сотрём до тазобедренных суставов. Зато, успеем на переправу на четырёхчасовой катер и в пять будем в городе, но дорога, повторяю, изматывающая.      
  Вторая дорога гораздо короче, всего пять километров и по хорошим местам, а приведёт она нас на полустанок Листвяжный. С Листвяжного электричка в город идёт в восемь вечера - так что нам с тобой придётся, скорее всего, болтаться до этого времени на деревянном перроне.
 -Давай пойдём по хорошей дороге,  на электричку, - высказал своё мнение  мой напарник, - это ты сейчас  говоришь, что дорога там по болотам идёт, и ничего так дорога, а на самом деле,  небось, тропка какая-нибудь через топи и ты, злодей, меня там утопишь. Хватит с меня настоящей тайги, - обосновал он свой выбор.
- Ну, тогда можно и не спешить. Слушай, у тебя там, в мешке, может, найдётся ещё геркулеса на кашу? - спросил я владельца бездонного рюкзака


 Макс полез в рюкзак и достал пакет с хлопьями.
 - Вот, как раз на котелок хватит, - Макс передал мне пакет с хлопьями, - и добавил, - а чего их варить, давай так съедим. Спиртику жахнем и закусим.
 - Нет, Макс, я категоричски против, во-первых: каши по объёму будет больше, а во-вторых: горячего надо похлебать, да и не животные мы с тобой, чтобы комбикорм есть, - аргументированно возразил я.
 - Я же сказал: спиртика жахнем, - стоял на своём Макс.
 - Ладно, давай тогда  сварим овсянку как шотландцы варят.
–Порридж? – Вспомнил Макс название  овсянки, которую варят в Англии.
 – Ну, да, -  как говорится: ни вашим ни нашим, поедим и закусим, согласен?
 - А ты рецепт знаешь?
-Ну, так, интуитивно, главные ингредиенты у нас есть - спирт и овсянка. - Давай, сдался Макс, - балдеть так балдеть, правильно зёма?
- Правильно Макс, от жизни нужно брать всё, пока есть здоровье.


 Каша сварилась моментально.
- Овсянка, сэр, - сказав как можно учтивей, я снял с огня котелок и поставил его перед Максом на бревно.
 - А спирт как смешивать? - с ухмылкой спросил Макс, - давай, напрягай интуицию.
 -Душа мера, - предложил я испытанный вариант.
 -Что и разводить не надо?
 -Давай, один к пяти разведём, ну и по объёму определимся, посмотрим, какая консистенция получится.
 -Вот это жесть, - скривился Макс, - как её только англичане едят?
 -Ну, они ведь не такую бурду едят; я читал, что они порридж готовят с молоком, со сливками, с сахаром, а виски три чайных ложки всего.
-А мы на хрена по полстакана налили? -    предъявил претензии Макс, - ты так и норовишь меня погубить, Александр.


 За составлением рецепта про Пенту как-то забыли. Она сидела, глядя на нас и ожидая, когда ей тоже дадут каши. Макс отдал  ей ложку остатков каши, которую он не осилил. Пента понюхала и есть не стала.
- Видишь, даже собака не ест, - укоризненно сказал Макс.
-Она у меня вообще не пьёт, - пояснил я ему поведение Пенты. Ну что, друг, пора в дорогу.


 Мы собрали свой скарб, вывалили грибы; пустую корзину приторочили к рюкзаку Макса.
  Солнце, там, куда попадали его лучи, почти растопило выпавший ночью снег; не успевшая остыть земля способствовала этому. Опять появилась зелёная травка возле речки, земля возле догоравшего костра была почти сухой. 
  Мы шли на этот раз по мокрому песку  дороги, которая неспешно поднималась в гору. Опять пересекли Уренгой; Макс в очередной раз восхитился пейзажами, которые при свете солнца выглядели ещё более впечатляюще – теперь, по мере удаления трассы на восток, было видно сразу несколько холмов, которые при определённом воображении можно было принять за далёкие хребты уральских гор. Воображение у Макса было достаточно хорошо развито, а коварный порридж усилил эффект восприятия. Фотографировать Макс ничего не стал.


 Сразу за трассой начались полянки с молодыми сосенками, и я вспомнил, как в позапрошлом году собирал здесь, в эту же пору, может чуть пораньше, рыжики.
- Максим, давай твоей соседке рыжиков нарежем, - предложил я, - рыжик - царский гриб, ей должно понравиться.
 -А где мы их нннарежем? -  спросил  Макс.
  Порридж со спиртом  сделали своё дело - язык Макса начал заплетаться. Дилетантский порридж догонял и меня – настроение моё заметно улучшилось.
 - Давай зайдём вон на те полянки, посмотрим, -  я свернул в сосновый подрост.
 -Фьююю, нифига себе! Это что всё рыжики? - Удивился Макс.
 -Они самые, давай нарежем корзину, время у нас много впереди.
  Меньше чем за полчаса набрали мы корзину рыжиков; грибов было столько, что резать  их было не интересно - как картошку собирать после копки.


  Макс, увидев особо живописную, по его мнению, стайку рыжиков на заросшей зелёным мхом полянке, решил их увековечить.
 - Александр, я должен запечатлеть это чудо, - Макс полез в рюкзак и стал доставать кофр с фотоаппаратом. Кофр, за что-то зацепившись, вылезать не хотел и фотограф  отматерил его; оказывается, ненормативной лексикой знаток французского владел тоже довольно прилично.
   В это время Пента, опять кого-то причуяв, потянула в сосняк.  «Глухаря слышит», - догадался я и пошёл вслед за ней. Хлопанье крыльев и лай Пенты подтвердили мою догадку, но на поляне, где собака обнюхивала пень, уже никого не было. Видимо, птица тут кормилась,  а мы испортили ей трапезу.
  –Пойдём, собачка назад, - позвал я Пенту, - не всё коту масленица. Пента, видимо, не поняла переносный смысл пословицы и хотела продолжить поиски, но услышав грозный окрик, смирилась и мы пошли назад.


  Макса  я нашёл не сразу, что  со мной бывает редко;  порридж продолжал своё коварное действо.


  Фотограф лежал на рюкзаке, в руках у него был закрытый кофр. Глаза Макса тоже были закрыты – он спал здоровым сном уставшего и слегка захмелевшего человека. Бывает. Я стал будить товарища, тот что-то мычал, но просыпаться не хотел. Пришлось поставить его на ноги и немного потрясти.
  -Просыпайся, сокол, кочета поют, - я потёр Максу уши. Не открывая глаз, тот спросил:
  -Что поют?
 – Как прекрасен это мир, посмотрии, как прекраасен этот мииир, - напел я.
 -Ха, это «Весёлые ребята» поют, а  никакие не кочета, - ухмыльнулся Макс, - за кого ты меня держишь? Думаешь я пьяный? 
 «Молодец, малыш, пьяный – пьяный, а чувство юмора присутствует» - отметил я с чувством гордости за стойкость земляка.


  Кое-как мне удалось привести Макса в чувство. Нести он, конечно, ничего не мог, поэтому мне пришлось приторочить корзину на себя – не выбрасывать же царские грибы. Рюкзак  свой он мне тащить не позволил, так как это было бы для него унижением. Мы тронулись в путь.


  Макс шёл сзади, придерживаясь за мой рюкзак за спиной, чтобы, как он пояснил не отстать и не заблудиться. Пройдя таким образом метров сто, Макс вдруг упал.
 Не щитово, это я посклизнулся, - стал оправдываться  он, - так-то я вообще не пьянею. Это всё порридж твой поганый.
 Я поставил друга на ноги; ну что с малыша взять? – После таких приключений хоть кого развезёт.

 Не успели мы пройти и десяток шагов, как на Макса напала икота. Он икал на каждый четвёртый шаг. Наконец это ему надоело, и он попросил меня остановиться, чтобы выполнить упражнение тибетских монахов для прекращения икоты. Макс набирал в лёгкие воздух, задерживал дыхание до посинения, выкатывал свои чёрные глазищи и со свистом выдыхал. Если бы не клоунский колпак на голове Макса, он вполне сошёл бы за коренного тибетца.
 – И когда это ты, Макс, в Тибете побывал? – Не смог я удержаться, чтобы не подколоть пьяницу.
 -Издеваешься? Ладно, отольются кошке мышкины слёзки, - пригрозил тот.
«Нет, что не говори, а напарник для походов  Макс всё же классный» - подумал я.
   Тибетская метода не помогла; страдалец только  закашлялся и стал шумно сморкаться; икота теперь перемежалась ещё и трубными звуками, которые носом издавал Макс.
- Вот что, друган, тебе надо воды попить, ровно девять глотков, - вспомнил я детское средство от икоты (другого я не знал).
  – У меня только спирт.
  – У тебя ещё спирт есть? – Ошарашенно спросил я.
  -Есть, - Макс в очередной раз икнул. Ценность его, как напарника по походам, ещё больше возросла  в моих глазах. 
 – Соберись, сейчас будем речку переходить, там море воды, попьёшь, - пообещал я ему.       – В речке море воды? Не смешите меня, Шура, - отбрил меня тот. Мы были оба изрядно навеселе; мы прикалывались.


  Макс сказал, что не надо доставать  котелок, он так попьёт воду из речки; встанет на руки и попьёт.

 Я, когда нахожусь в состоянии лёгкого опьянения (повторяю – лёгкого опьянения), становлюсь чрезвычайно осторожным и предусмотрительным. Я вспомнил случай, как знакомый охотник, находившийся под шофе, так же решил попить из речки воды. Встал на руки, и, не устояв, упал в воду; если бы не товарищи, он мог бы запросто утонуть.


  Макс стоял на руках возле берега и лакал воду из речки. Я стоял рядом и, во избежание несчастного случая, придерживал его за капюшон куртки. Пента зашла в воду и тоже стала лакать воду. Мне самому тоже захотелось пить.


  Внезапно за спиной  раздался заливистый громкий смех. Я обернулся. На опушке сосняка стоял дед Струков. В руках он держал велосипед, на руле которого висела корзина с грибами.
 –Ты, чё Саня, новую собаку завёл? – Успел спросить дед пред тем, как зайтись  новым приступом смеха.