Невероятное, но реальное на земле Узбекистана

Баширова Шаира
     Это было в конце девяностых, прошлого века. Приехала ко мне подруга из Томска, когда-то она проживала по сосеству со мной в Ташкенте. С детства мы с ней дружили, но закончив политехнический институт, Розия, так звали мою подругу, вышла замуж и уехала в Томск. Там она закончила ещё один институт, почему-то интересовалась мистикой, разного рода аномалиями. Так, закончив второй институт, она всецело занялась уфологией. Мы несколько лет с ней переписывались, но как это бывает, у нее семья, работа, у меня так же, письма стали приходить всё реже. А в конце девяностых, Розия вдруг приехала в Ташкент, чем и удивила, и обрадовала меня. Но когда я услышала о цели её приезда в родные места, я была удивлена, но заявила, что буду рядом с ней и по возможности, буду ей помогать.
     Как оказалось, это была командировка, а цель поездки - найти аномальные зоны Узбекистана. Вот те раз! Я об этом понятия не имела, но мне и самой стало жутко интересно.
     Было жаркое лето, а жара в Ташкенте обычно бывает за сорок. Правда, нам к нашей жаре не привыкать, обилие фруктов, арбузов и дыней, особенно из холодильника, в меру утоляли и жажду, и позволяли переносить жару. А фрукты, я вам скажу, да и арбузы наши, и дыни... таких вы точно нигде не найдёте.
     Так вот, Розия приехала не одна, с ней вместе в командировку выехали и два сотрудника института уфологии, где она работала. У них с собой были какие-то приборы и инструменты, как сказала мне Розия, чтобы фиксировать и наблюдать активность аномальных зон. Что ж... я в этом не разбиралась, но Розия согласилась, чтобы я поехала вместе с ними.
     Сотрудники, двое мужчин в возрасте тридцати пяти и сорока лет, ну и мы, уже примерно такого же возраста. В общем, Розия сказала, что ей будет со мной спокойнее. Собравшись в дорогу, мы выехали в южную часть Узбекистана, в Сурхандарью.
     Далеко за полями, высоко за горами, располагалось одно из самых удивительных чудес света - Кызыл каньон, что означает Красный каньон. Протяжённость каньона составляет тридцать километров. Место специфическое и известное не только из-за естественного, природного ландшафт а, но и из-за необъяснимых, аномальных явлений и прибыв на место, мы в этом убедились.
     А необычное явление мы увидели, когда оставили машину на спуске в каньон, чтобы пройтись пешком и размять ноги. Что произошло потом, повергло нас в шок! Выключенная машина без водителя, по идее, должна была двигаться по склону вниз, но напротив, она стала двигаться по склону вверх, это было невероятно интересно наблюдать! Удивительное явление ломало все законы физики, но мы это видели.
     Некоторые учёные утверждают, что это происходит из-за мощных магнитных полей, заставляя двигать даже тяжёлые предметы, например машину, по склону вверх, а не наоборот, как полагалось. Так же существует версия, что это место, действельно гравитационная аномалия. Выдвигают так же предположение, что это искривлённое пространство. Формирование уникальной, замкнутой экосистемы, происходило на протяжении тысячелетий, так появились каменные лабиринты, сотни ущелий и обрывов. Воды и ветер, годами оставляли свои отпечатки на суровой, каменной пустыне.
     Самой высокой точкой каньона, является гора Буритазт, высота которой тысяча двести восемнадцать метров. Я и мои спутники впервые видели красоту  Узбекистана, перед нами открывались невообразимой красоты величественные, красные горы. Всё-таки не зря в народе говорят, что природа - лучший врач, а лучшее лекарство - это солнце и чистейший горный воздух.
     Описав происходящее, изучив местность на мониторах аппарата, исследовав всё вокруг, наша маленькая экспедиция двинулась в путь, так сказать, на изучение новых, нами неизведанных аномальных мест Узбекистана.
     Эта поездка даже у меня, человека, не имеющего отношения к такой науке, как уфология, вызвала глубокий интерес и недоумение.
     Розия предложила взять курс на Самарканд, тем более, дорога вела в Ташкент. Наш водитель, сосед, который хорошо знал и Розию, и меня, изначально согласился поехать с нами и сопровождать на всём пути следования. Тем более мужчины, сотрудники института, которые приехали вместе с Розией, обещали ему заплатить и наполнять бак бензином до возвращения в Ташкент.
     Ехали молча, кажется, каждый из нас осмысливал увиденное, да и очень устали в дороге. Благо дело, по дороге часто встречались придорожные кафе, где можно было отведать национальные блюда Узбекистана. Гости из Томска предпочитали плов и шурпу. В жару, это было тяжело, но им нравилось. А мы с Розией ели более лёгкие блюда, машхурду с кислым молоком или маставу, заправляя листьями райхона, хотя кухня Узбекистана более чем калорийная и удивительно вкусная и разнообразная.
     В Самарканде нам предстояло обследовать не менее удивительное место. В холмах Афросиаба, находится место, поражающее своей историей. Это могила Святого Даниила, Холи Даниеля, или Хазрата Даниёра, - так называют его три разные религии, Христианство, Буддизм и Ислам. Никто не знает, что на самом деле скрывает огромный, восемнадцатиметровый гроб - прах Пророка Даниила, вывезенный Амиром Тимуром из Суз, или там захоронен сам Даниил, поставленный Дарием сатрапом над Согдианой. И когда мы поднялись на холм Афросиаб, почувствовали некое притяжение благодати и покоя. Время словно остановилось и уходить оттуда не хотелось.
     В тысяча девятьсот девяносто шестом году, это святое место посетил Патриарх Алексий || и долго не мог уйти из мавзолея, настолько был заворожён святостью этого места. А когда уходил, благословил старое фисташковое дерево и случилось чудо, дерево ожило. По поверью, дерево исполняет желания и те, кто посещает это святое место, к его ветвям привязывают ленточки, загадывая желание. Но исполняются ли желания, наверняка никто не знает, только посетив это место, выходишь оттуда чистым, словно заново родившимся.
     Что ж, спустившись с холма, мы поехали в сторону Ташкента, по дороге сделали остановку, водитель должен был заправиться, а мы решили зайти в придорожное кафе. Несмотря на жару, заказав бульон из конины и нарын, мы с удовольствием поели и попили шербет из свежих фруктов. Пришлось ждать и водителя, но он, съев самсу, пообедал быстро. Самса эта была необычная, Джиззакская, она на много регионов Узбекистана славилась своим вкусом.      
     Дальше, наш путь лежал в сторону Ташкента, но Розия, разглядывая карту местности, где были обозначены необычные места, попросила Фархада, это наш водитель и сосед, чтобы он заехал на Нефритовое озеро Урунгач. Если честно, я о таком и не слышала и с удовольствием согласилась поехать туда вместе со всеми.
     Эта необычная местность находилась в ста пятидесяти километрах от Ташкента, на территории Угам-Чаткальского национального парка. В долине ручья Урунгач, нам открылись два озера, нижнее озеро, совсем небольшое, но очень красивое, с нереальным цветом воды и Верхнее - небольшое озеро. Их названия в переводе означают "светлый" и "белый" нефрит. В современном уйгурском языке, Каш-нефрит, урунг, означает светлый.  Расположены они на высоте тысяча двести двадцать семь метров, в Угам-Чаткальском Национальном парке. Озеро Урунгач - необыкновенный природный водоём, вода в нём имеет красивый нефритовый оттенок. Окружающие ландшафты, да и сами озёра, разительно отличаются друг от друга. Они меняют цвет и свой уровень, в зависимости от времени года, уровня воды в ручье Урунгач.
     Насладившись необыкновенной красотой природы, Розия со своими коллегами сделала записи в журнале. Затем, спустившись вниз, мы сели в машину и наконец отправились в путь. Розия и её коллеги остановились в моём доме, правда провели в гостях всего один день. Муж приготовил им плов, с салатом ачукчук, заправив мелко нарезанными листьями райхона, заварил душистый зелёный чай и мужчины, до поздней ночи сидели на топчане и разговаривали. Я им там и постель постелила, где они под утро и уснули. Мы с Розиёй легли на открытой террасе и тоже долго говорили. И тут я вспомнила случай из моего далёкого детства...
     Произошедшие события, о которых я рассказала подруге, имели место быть в начале пятидесятых годов прошлого столетия. Объяснить то, что происходило тогда, было невозможно, да и объяснять было некому, да и нужно ли было? В те годы, люди в подобные вещи не верили, чего доброго, могли счесть тебя сумасшедшим. Это сейчас полно экстрасенсов и магов, тогда, после войны, людям хотелось просто жить, без войны, жить счастливо.
     Но землю, которую купил папа в конце сороковых в Ташкенте, в районе реки Салар, он всё же облюбовал и начал строить дом. С мамой к тому времени они уже поженились, это был второй брак, как у папы, так и у мамы. Так уж сложилось, что у отца от первого брака был сын, у мамы дочь.
     Когда папа ушёл на фронт, его жена умерла и сын остался один, без присмотра. То ли до него никому не было дела, то ли мальчик просто сбежал из детского дома, но вернувшись после окончания войны в Ташкент и узнав, что его жена умерла, а сын пропал, папа начал поиски своего сына. В конце концов, он нашёл его в городе Чирчике, в подвале какого-то дома. Сейчас трудно сказать, как это происходило и как папа смог найти сына, ведь свидетелей тому не осталось, все уже покинули этот мир. Но отец был сильным и решительным человеком и очень любил свою семью. Коли уж так случилось, что жена умерла,
он должен был найти сына и нашёл еге, неважно где и сколько времени искал.
     У мамы наверное, всё было проще, хотя как могло быть проще в те непростые годы во время войны... Бабушка, строгих правил, отдала маму замуж в шестнадцать лет, не спросив согласия. Мама, видимо, характером была в отца, который в своё время был предводителем банды басмачей, его расстреляли в тридцать девятом году, когда в Туркестан пришла Советская власть.
     Курбаши басмачей, в те годы, был врагом народа, теперь же, в двадцать первом веке, он стал народным героем. Несмотря на юный возраст, мама ушла от мужа, с грудной дочерью на руках и даже строгая бабушка, не смогла заставить её вернуться к мужу.
     Видимо, нашими судьбами распоряжается Всевышний, глядя на нас сверху, но и папа, и мама полюбили друг друга, потом поженились. Землю папу купил, чтобы построить дом и создать семью, что и начал делать, вернувшись с войны и найдя сына. Но по воле случая, земля, которую он купил, оказалось на месте старого кладбища, только в те годы, в мистику не верили, после победы над фашизмом, верили в светлое будущее.
     Меня в те годы ещё не было, я родилась много позже, но сестра, эта та, которую мама родила от первого брака, рассказывала. Так вот, она рассказывала, как после того, как вырыли котлаван под будущий дом, вернее дома, ведь строились и соседи, на поверхности земли валялись кости... да-да, кости людей!
     Всё же бабушка была верующая, несмотря на атеистический настрой народа в те годы, мама из белого ситца нашила мешочки и вместе с сестрой, они собирали кости, складывали в эти мешочки и хоронили поодаль. Благое дело, приходилось и выкапывать кости, так как они были разбросаны повсюду и засыпаны землёй.
     Но дом папа всё же построил... да, построил. Вначале, всё было спокойно, вроде никаких мистических проишествий не было. Папа работал водителем, мама сидела дома с пасынком и уже двумя своими детьми, со старшей дочерью от первого брака и сыном, которого родила от отца. Они были счастливы! Бабушка жила вместе с ними, уединившись в комнате, она часто читала молитвы, может эти молитвы и хранили покой семейного очага моих родителей, кто знает.
     В начале пятидесятых, родилась я, но после сильного землетрясения, в тот год бабушка умерла, но дом выдержал и выстоял. Может быть разные, мистические случаи и стали происходить после ухода бабушки, ведь молитвы ушли вместе с ней, я этого не могла помнить, была слишком маленькая. Но вот когда мне исполнилось лет пять и я стала осознавать происходящее... чёрт, это было довольно страшно и главное, реально, как бы на самом деле.
     Папа работал дальнобойщиком и часто по несколько дней отсутствовал, уезжая в другие города. Брат и сестра уходили в школу, сестрёнка была слишком мала, ну а мама... тоже часто оставляла меня с сестрёнкой дома, а сама уходила к соседке или на базар.
     Дом папа построил из четырёх комнат: зал, большая спальня, маленькая комната, типа детской и терраса. Так вот, маленькая комната, где обычно спали мы, в смысле, сестра с братом и я с сестрёнкой, стала местом мистических событий. Но я жуть, как боялась этой комнаты.
     Сначала я ничего такого не замечала, нет. Но бывало, сидела я за хантахтой (стол на низких ножках) и рисовала, что очень любила делать, хотя и плохо у меня это получалось. Так вот, положу я карандаш на стол, отвлекусь, поворачиваюсь, а карандаша на месте нет. Я глянь под стол - нету, опять смотрю на стол - карандаш лежит на месте.
     Поначалу это забавляло и ничего такого я в этом не видела, но однажды я осталась в доме одна, папа уехал в очередную поездку, брат и сестра ушли в школу, сестрёнка игралась во дворе, я была одна в маленькой комнате. Тут сестрёнка заплакала и я выбежала во двор, чтобы успокоить её, а когда вернулась, дверь маленькой комнаты оказалась запертой, не просто прикрытой, а запертой на ключ, хотя я этого не делала.
     Но не это было самое страшное, в дневной тишине, когда на улице было очень жарко, от асфальта шёл пар испарения и тоже было тихо, ни людей, ни даже собак и кошек, которые обычно бегали по улице... вдруг в этой гробовой тишине я услышала из маленькой комнаты, за запертой дверью, некий шум, грохот, словно внутри кто-то разбрасывал вещи. Да какие вещи? Мы жили более чем просто, две железные, никелированные кровати и хантахта, вокруг которой были постелены небольшие курпачи. Что можно было там разбрасывать? Ровным счётом ни-че-го! А грохот стоял...
     Не знаю, как я набралась смелости, но припав к замочной скважине, я заглянула в эту маленькую комнату... Будучи маленькой девочкой, я была так напугана, что казалось, кровь застыла в жилах. С криком, напугав сестрёнку, я как угорелая выскочила во двор, но и там казалось неспокойно, у страха глаза велики. Забыв о сестрёнке, я выбежала на улицу и перебежав дорогу, затарабанила в деревянные ворота соседей. Только и соседей дома не было, может только дети, но никто не вышел и ворота мне не открыл.
     У дороги стоял бетонный круг, типа широкой трубы, неизвестно откуда здесь поставленный, там прятались дети, запрыгивая внутрь, когда играли в прятки. Только бросив взгляд туда, я просто застыла на месте. Поверьте, всё рассказанное мной, было наяву, прошло более шестидесяти лет, а словно всё было вчера. Так вот... я бросила взгляд на эту широкую трубу, она лежала  одним отверстием в земле, другим наверх, туда бросали и камни, и прутья, и Бог весть что. Но когда я посмотрела на край трубы, оттуда выглядывало НЕЧТО... я сначала подумала, может кто-то из соседских детей играется, но извините... жара под сорок, пар от асфальта такой, что босиком на него не встать, солнце палит, кому захочется играть в такое пекло? Но это был не ребёнок... может у страха и правда глаза велики, да и была я ребёнком шести- семи лет, но... думается мне, что видела я самого чёрта.
     Я похолодела, волосы на моей голове зашевелились, жара под сорок, а меня начало знобить. С криками, совершенно забыв о сестрёнке, которую я оставила во дворе нашего дома, я побежала к соседке, тёте Даше, кстати, она обладала некими силами, могла лечить заговорами. К моей радости, тётя Даша оказалась дома, правда она всегда была дома и непременно за каким-нибудь делом, без дела она никогда не сидела. Сколько себя помню, тётя Даша и внешне не менялась, даже не старела. В платке набекрень, в длинном цветном платье и непременно в фартуке, она всегда была занята делом. Стирала, подметала, убиралась, пекла... и от неё постоянно пахло сдобой, которой она непременно угощала нас.
     Когда я прибежала к ней, женщина не удивилась, а как в порядке вещей, усадила меня за стол, тут же вытирая клеёнку и ставя передо мной тарелку с выпечкой и гранёный стакан молока. Почувствовав голод, я с аппетитом поела и выпила молоко. Следом пришла мама, с сестрёнкой за ручку, зная, что конечно я тут. А когда я рассказала ей, потом и папе о том, что в пустой комнате происходят непонятные вещи, мама меня успокоила, сказав, что мне это просто показалось. А брат, после этого, часто меня пугал, зная, как я боюсь эту маленькую комнату. Я жаловась папе, ведь была его любимицей, он хватал палку и гонял брата по двору.
     Воспоминания детства всегда хранятся в памяти, ведь нет ни отца, ни матери и даже братьев нет, все ушли в мир иной, да и дома нашего давно нет, там стоит особняк, который построил новый хозяин, купивший наш дом. Но забыть того, что ты выросла в том... старом доме, невозможно. Только на этом история не закончилась.
     Недавно, решила я проехаться по родным местам, где выросла, видимо ностальгия привела меня на родную улицу. Нет тех стареньких домов, всё изменилось, по улице выстроились огромные дома, люди стали неплохо жить.
     Но вот напротив нашего дома, рядом, по-соседству, жили три друга. Старшему было пятнадцать, среднему тринадцать, младшему двенадцать лет. Что их связывало, теперь трудно сказать, но они дружили с детства... дружили...   
     Приехав через полвека на свою улицу, я зашла к соседям напротив, дом стоял тот же, старый. Ко мне вышел младший сын одного из друзей и пригласил в дом, я конечно зашла, скорее из любопытства, да и хотелось пить. Как и полагается у узбеков, мне накрыли дастархан, поставили на хантахту сладости и налили чай. За разговором я узнала, что многие уехали, иных уж нет... но Хайрилло рассказал мне странную историю о трёх друзьях, ведь младшим из них был брат Хайрилло. Он вынес несколько фотографий, где друзья сидят по возрасту. Причину так никто и не мог объяснить, но три фотографии, почти одинаковые, с разрывом в несколько лет,  и везде друзья сидят по возрасту и так, по возрасту, они один за другим покинули этот мир. Каждые полгода, за полтора года они и ушли, причём не болели, не лежали с недугом, ушли почти одинаково.
     Незадолго до этого, как Хайрулле рассказывал брат, они сидели и мирно беседовали, но вдруг у ним подошёл человек, старец, и своей клюкой дотронулся до каждого из друзей в том порядке, в котором они и ушли потом за полтора года. Может скажете, это совпадение? Может быть... но уходя, старик растворился в воздухе, словно его и не было.
     Трое друзей значения этому не придали, только когда умер их старший товарищ, двое других вспомнили того старца, а когда по очереди умер второй, до которого своим посохом дотронулся старец, младший из друзей, брат Хайруллы, сказал ему, что очередь за ним.
     - Он ведь даже дату своей смерти мне назвал, я правда не поверил и забыл об этом. Но брат умер тихо, во сне, именно в тот день, - с грустью закончил свой рассказ Хайрулла.
     Хотела я ему рассказать, что место, где мы проживали и они живут поныне, неспокойное, что это бывшее кладбище и многие могилы были разрушены, а значит, души неупокоены... но говорить ему я ничего не стала. Зачем понапрасну беспокоить людей, может души давно упокоились? Или нет...
     Розия меня не перебивала и внимательно слушая, записывала мои слова в свой журнал. Но главное, она мне верила, хотя я, вспоминая об этом, сама сомневалась, было ли это всё  на самом деле или это плод детских фантазий и видений от страха, уже и не знаю.
     Утром, мы с мужем проводили наших гостей в дорогу, собрав им гостинцы нашей щедрой, благодатной земли. Доехав до вокзала, мы с Розиёй крепко обнялись и пообещали не прерывать связь друг с другом. А она пообещала приехать следующим летом, чтобы посетить не менее удивительные места нашей с ней земли.