Отшельник с Подкаменной Тунгуски. Книга 2. Глава 5

Владимир Васильевич Анисимов
Глава 5. Палыч.
               
             Начинался второй месяц от тех событий, что случились вдруг на такой родной мне реке. Некоторые подробности первых дней после высадки уже стали стираться из памяти, и лишь в редкие минуты, просиживая у костра, рисовал себе вероятные картины последующих бы далее начинаний. Оставаться одному, да еще на неблизком удалении от селений, было бы слишком авантюрно для моего неокрепшего еще организма. И вряд ли при таком раскладе  новое пристанище обратилось бы в место с постоянной пропиской. Та невероятная и случайная встреча изменила и все мои планы, и будущий уклад несостоявшегося отшельника.
        Лысуха оказалась покладистой и непритязательной лошадкой, как будто бы создатель уготовил ее лишь для одного избранного – для меня. За те, ушедшие уже в прошлое, дни мы стали с нею единым организмом и, вспоминая былые свои походы, сожалел, что не было рядом еще и такого товарища. Жеребенку первым делом сколотил загон, не хотелось таскать малого следом, еще надломит ненароком ногу о камни. Да он и не стремился особо, лес ему виделся чуждым, и при первом встречном, звере или птице, шарахался в испуге по сторонам. Вот и сейчас, оставив его дома, мы приближались к редкой пристани на большой реке.
      Я уже проделывал этот путь десять дней назад, изучив по карте вероятные поселения на реке. Самое близкое оказалось удаленным на одну дневку, состоящим из двадцати дворов охотников и рыбаков, да магазином от заготконторы, работающим раз в неделю. Ждать тогда три дня не решился, и вот сегодня как раз поспевал к его открытию.    
               
                На пристани было многолюдно. У причала в глаза бросилась большая и крытая моторная лодка,  на корме которой красовались целых два мотора. Такую не приходилось еще наблюдать. Рядом с магазином гора из коробок и дощатых ящиков. Я не спешил, еще в первый свой приход ознакомился с вывеской на магазине: «Работаем до последнего клиента!», но так и не уловил ее смысла. Расседлал Лысуху и свел к воде. На меня, в отличие от прошлого раза, уже никто не обращал внимания, лишь несколько встречных махнули головой, а большей массе я был неинтересен, видимо такой сложился здесь жизненный уклад. Первыми необходимыми вещами определил для себя пару килограммов гвоздей, ножовку, тафель прочного стекла, да подковы для Лысухи – уж больно было наблюдать за ее осторожной поступью по камням. Где-то через час народ рассосался, и я ступил за порог магазина. Прилавка как такового не наблюдалось, а за широким и длинным столом восседал солидный мужик в зеленой и пятнистой одежде. В свете единственного небольшого окна мне показалось что-то знакомое в его чертах, и я поздоровался. Ответ последовал сразу, и я издал из себя еще одно, редкое за последние дни, звучание:
       - Палыч?
  Мужчина надел блестящие очки, и решился повнимательнее ко мне присмотреться:
      - Ну допустим, а ты кто такой будешь? 
      - Егор я, из пятого отряда, - выдал первое, что пришло на ум.
          Палыч привстал и вышел из-за стола. Затем, ухватив меня за руку, резко потащил наружу. Он был на голову выше, и теперь в солнечном свете внимательно таращился на меня сверху вниз:
       - Жульверн какой – то, — это была его излюбленная присказка, которую он изрекал в тех случаях, когда какой - нибудь новый зек доносил ему свою версию пришествия в зону.

                Мы проговорили почти час, удалившись от магазина и переместившись поближе к берегу. Я рассказал ему свою повесть жизненных лет, а он поведал, что в том же году, спустя некоторое время после моего освобождения, приходил запрос о подтверждении моего пребывания в заключении. А еще, со слов начальника колонии, выходило, что в том же году меня порешили залетные люди. И тут вдруг такое воскрешение!  После смены руководства Палыч уволился, и теперь заведует торговым кооперативом по берегам Енисея. В магазине я закупился гвоздями, да стеклом, а подковать Лысуху Палыч за бутылку водки свел нас к местному умельцу. На том и расстались. Пообещал в следующий приезд доставить буржуйку, да пару рулонов рубероида, а если пожелаю, то и составить договор на промысел.
       Проводив старого знакомого, вскоре выдвинулся в обратный путь. Лысуха стучала новенькими подковами по камням, и мне такая ее поступь представлялась мелодией о блуждающем по тайге одиноком страннике. Когда еще с кем заговорю? Лишь через две недели условились о встрече, и то, если Палыч сам будет, чаще всего товары развозит его единственный помощник. Звал меня в свою артель, да какой из меня торговец. Но заказы на пушнину и лекарственные сборы от Палыча все же случились, и я пообещал их исполнить к концу месяца. 

               Мое новое пристанище представлялось совершенно невероятным. В первые дни пребывания в нем так и не смог осознать всю задумку и умысел, которые вложили в него неведомые мне мастера. Теперь же, спустя ушедшее время, и находясь от него в дне пути, я чувствовал необъяснимое влечение, не до конца еще осознанное своим немного окрепшим телом. Кроме каменной комнаты внутри горы, в стороны уходили два ответвления. Одно заканчивалось на вершине горы смотровой площадкой, обложенной крупными валунами. Второе, видимо, когда – то служило жилищем. Через пару отверстий в стене пробивался солнечный свет, а в углу сохранились остатки каменной печи. Если все обустроить, то спокойно можно и зимовать.  Для Лысухи с жеребенком срубил сарай, в котором пребывал пока и сам.
        Лето в этих краях скоротечно, и много сил уйдет на заготовку сена для своих друзей, чем и занимался последнюю неделю. Смастерил волокушу и, то, что успевало подсохнуть, складировал в копешки под густыми елями. Однажды, на свежескошенной траве обнаружился подсыхающий помет – прошел медведь, хорошо бы с выводком, а то один. От одинокого зверя в тайге можно ждать неприятностей, особенно для лошадей. Поэтому сегодня приступил к кладке камня вокруг сарая, хотя бы в свой рост. Если загрызет жеребенка – не беда, а вот если Лысуху, то придется позабыть о походах на пристань.

              В листовке, которую выдал мне Палыч, были перечислены все животные, шкуры которых принимал его кооператив. На некоторых из них я даже и не охотился. Самыми ценными были медведь и соболь, остальные были не дороже бутылки спирта. Вот сегодня впервые собрался пешим ходом прогуляться на север от своего жилища, в те края, из которых впервые и попал сюда. Если случится удачная погода, то пробуду даже с ночёвкой.  Лысуху с жеребенком запер в сарае, оставил корма да питья, а дверь обмотал проволокой и обложил камнями. Вокруг же накидал свежей золы – не нравится хищникам ее запах.
         Первого своего зверя уже довелось повстречать, но в тот раз не осмелился нарушать покой в своих теперь владениях, хотя кабан случился так близко от меня. И какой с него прок, подожду до первых заморозков.  Следов было предостаточно, особенно вдоль частых на пути ручьев. Первого тетерева определил по звуку его перелета с места отсидки на дерево, и глухой выстрел оборвал его пребывание в этом несправедливом мире. Так мне казалось, и хватит пока одного на все ближайшее время! Внезапно расступившийся лес на пути, и сухие макушки сосен указывали на открывшееся большое болото. Значит, здесь предостаточно и дичи, и другого зверя. Ветер потягивал с севера, и я двинулся вокруг прогалины, стараясь находиться на подветренной стороне.