На помощь нашим

Елена Сударева
Дней семь назад я отправила на Донбасс свою недавно опубликованную на «ЛитРес» небольшую книжку, несколько экземпляров, - Елена Сударева «Стихи о Новороссии. Эссе памяти».

В книжке, кроме стихов, два эссе - «Начальник трёх прифронтовых дорог» ( о моем дедушке и его мужественной работе во время Великой Отечественной войны) и «Две половинки сердца - Россия и Украина»(о моем рождении и детстве в Москве в русско-украинской семье).

Во время Великой Отечественной войны Феодосий Мефодьевич Ткаченко был попеременно начальником Юго-Восточной, Московской им Ф.Э. Дзержинского и Московско-Киевской железных дорог. Он принимал участие в важнейших сражениях Великой Отечественной: в Московской битве, в Сталинградской, в Курской и в операции «Багратион» - разгроме немецкой Группы армий «Центр», занимавших оборону в Белоруссии.

Будучи начальником Московского-Киевской железной дороги в 1944 году, дедушка стал одним из многочисленных реальных «героев» романа Владимира Богомолова «Момент истины. В августе 44-го…».

На этой фотографии у Феодосия Мефодьевича Ткаченко, родившегося как и моя бабушка, и моя мама, и мой дядя, на Украине, а потом переведенного на работу в Россию, все награды боевые. И первым своим орденом Красной Звезды, он, тогда начальник Юго-Восточной железной дороги, был награжден в январе 1942 года командованием Юго-Западного фронта от имени Президиума Верховного Совета СССР - «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество».

22 железнодорожника Юго-Восточной и Московско-Донбасской дороги были награждены в то время боевыми орденами и медалями.

В моем сборнике я поместила эту большую фотографию дедушки, и сейчас мне так хочется, чтобы эта книжка с его портретом и рассказом о его героической борьбе во время той страшной войны поскорее бы оказалась там, где стоят сейчас насмерть наши ребята, наши воины-герои и не пускают врага на восток!

И где-то в глубине души я верю, что все воины прошлых времен сейчас с ними и помогают нашим своим несгибаемым духом, который принес Отечеству такую выстраданную, невероятную Победу над абсолютным злом в великом 1945 году.

14 июня 2023 года, Москва

*Феодосий Мефодьевич Ткаченко (1901-1976) - генерал-директор движения II ранга.