Паровоз а симфонической музыке

Вероника Сокольничева
Образ движущегося поезда с паровозом во главе в песнях и эстрадно-симфонических произведениях нам хорошо известен: это Дунаевский, Юрий Милютин. Но чтобы изобразить паровоз средствами симфонического оркестра - это редкость. На такой подвиг решился французский композитор Артур Онеггер, он любил поезда и паровозы. В качестве модели он избрал американский скоростной пассажирский паровоз Pacific 231, который был уже в работе во многих странах мира. Пьеса Онеггера, написанная в 1923 году, оказалось успешной и по ней впоследствии был снят короткометражный фильм с паровозом в главной роли: https://youtu.be/d0W7Tut3YNs   В музыке, конечно, не удалось обойтись без какофонии (какофония - неблагозвучная музыка), но оно и понятно: паровоз - это тяжелая грубая машина.

Зачем я об этом пишу, понимая, что подобная музыка здесь мало кого заинтересует? Я полагаю, что у паровоза Онеггера был предшественник, на который как-то никто не обратил внимания. Я имею ввиду Второй квартет Бородина, автора оперы «Князь Игорь» и «Богатырской симфонии». Струнный квартет - это всего четыре инструмента: две скрипки, альт и виолончель, и можно ли такими средствами посягнуть на паровоз, тем более что первые три части Второго квартета - это прекраснейшая музыка о любви? Здесь можно это послушать:
https://youtu.be/2YAzUC6LzNk

Если же вам сейчас не до любви, то можно сразу перейти к последней, четвёртой части (финалу), подвинув скользунок внизу экрана вправо, пока не появится нужная страница. Вот здесь и стоит сейчас паровоз, сопя и выпуская лёгкие облачка пара через неплотности и трубочки, откуда пару выходить можно. Но вот поршни и шатуны зашевелились, паровоз начинает медленно двигаться, разгоняется до полной скорости и летит по полям и лесам, совершая в пути несколько остановок, пока не достигает конечной станции. Картина настолько наглядна, что я с изумлением читаю выдержку из статьи одного музыкального критика:

«Финал квартета — место встречи двух мотивов музыки Бородина. Эпической «русскости» с плясунами и витязями — и романтической «европейскости». Тут есть и тяжелое притоптывание, и конская скачка, и даже имитация гармошки.» Воистину... Всмятку..., как говорили.

Во времена Онеггера Второй квартет Бородина, написанный в 1881 году, был уже хорошо известен в Европе, и возможно, он и натолкнул Онеггера на мысль создать свою версию паровоза.