Выжить любой ценой - продолжение

Полковник Чечель
            На мой первый опус на тему Выживания пришло несколько отзывов. Поскольку тема очень важная,  решил продолжить …

       Рецензия на «Выжить любой ценой» (Полковник Чечель)

       Спасибо, дорогой В.В.!
Прежде всего, с праздником Вас!  Очень дельные рекомендации по выживанию,  даже для меня, прожженного и жарой, и морозами таежника.

       В прошлом году, когда шла на поиски останков мужа одна, с двумя лайками в тайгу, горела тайга кругом. Все силы пожарников были брошены на защиту села от огня. Как говорили, огонь легко перепрыгивал через реки, чистые долины, шириною в полкилометра. Вся авиация была задействована на пожарах.

       Когда шла по трассе, неизвестно откуда пойдет стена огня. Но на трассе от огня можно выжить, но вот дышать!.. первую ночь ночевала на берегу реки под кедром в пологе, в расчете, что всегда успею убежать на воду. Чай кипятила прямо в реке, в воде. Без чая невозможно идти по тайге. Сушь за тридцать стояла с мая. Выгорели огромные площади тайги.

      По интернет ждала дождь. И вышла на поиски, когда замаячил ливень.

       Сушь в тайге опасна и тем, что хвойные деревья выделяют фитонциды, защищаясь от зноя. И невозможно десяти минут находиться в урмане! Задыхаешься! Начинаются головокружения. И важно бегом бежать на реку, на ветер, иначе упадешь без сознания!

      Есть ещё проблема: пересушенные тонкие смолистые ветки и кухта - лишайники вислянки. Они подобны пороху. И не загораются, а взрываются!  И любая искра не поджигает, а взрывает многотонный исполин кедр от корня до макушки!

      От реки мне нужно было идти напрямую пятнадцать километров по компасу, солнцу, что оказалось невозможным. В тайге не продохнуть от дыма, запаха хвои и ни капли воды!

     Приняла решение делать круг, спускаясь в болота. Там были ручьи и надежда наличия хоть тины, грязной болотной воды. В бутылки набрала три литра воды и чая. Пила на каждом привале. Страшно! Вертолет летает. Тушат огонь. Не знаю, где горит и куда идёт стена. Вздохнула, добравшись до болот. Там есть возможность уйти от верхового.

      Повезло: там можно дышать,  дым проходил выше, и создавалась подушка воздуха у земли метр- два. И главное, повезло. В ручьях текла холодная вода.

      Расположилась ночевать вторую ночь в буераках болотных у болотного ручья. Чай кипятила, положив ветки на трясину, чтоб не поджечь кочки, торф. Сделав мостик под костёр,  шла трое суток. Пришла в избу. До реки километр. Летает вертолет пожарников. Дым. Не знаю, успею ли добежать до реки, если на неё  пойдет огонь. Приготовила рюкзак со всем необходимым, если придется экстренно ночью убегать: ружьё, патроны, котелок, палатка и прочее, что требуется для выживания.

      К утру пошёл долгожданный дождь. Смочили ветки и кузов, прижало огонь и дым. Нужно идти на поиски. Анализировала поведение собак, птиц, медведей. Нашла останки через десять минут. Главное, никто не мешал, не составлял протоколы...

Останки лежали так, как муж упал, стоя на лыжах. Стоя на лыжах. Открыт рюкзак. Лежит ружьё. Медведи не тронули! Рядом стоит закрытый котелок армейский. Лежит пачка дошерак. И в ряд с ними стоит череп. Глаза смотрят на избу. На боку, остатком шапочки. Медведями не тронут, но отделен кем-то умело от тела. Рука крепко сжимает палку. С палкой мы всегда ходим на охотничьих лыжах. Рука не раздала палку!

      Сделала затеси, чтоб не потерять. Через пятнадцать минут сообщила полиции, что нашла мужа...

      Это дополнение по выживанию! Очень важная тема!

      Вы меня и без слов поймёте!
С признательностью!
                Татьяна Немшанова   12.06.2023 10:28

         ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА СИЛЬНО ХОЧЕТСЯ ЖРАТЬ?

    Наступила суббота, которой ждали все студенты на военной кафедре Николаевского университета им. В.О.Сухомлинского, где я преподавал «Выживание в экстремальных условиях дикой природы и города», а подполковник запаса, штурман Морской авиации,  Буяков Виктор Григорьевич уже лет 10, по своей инициативе, бесплатно, зимой вёл парашютный кружок, пропуская через теоретическое обучение по 150 – 200 человек.  А с началом лета, тем, кто не передумал и имел финансовые возможности, мы во главе с МС СССР Геннадием Ивановичем Кустовым устраивали парашютные прыжки, в количестве  от 1-го до 3-х. И вот первая лётная смена, о которой я и хочу рассказать. 

    Обычно мы, два лётных экипажа лайнера АН-2, в составе: Кустов Г.И. – Президент нашей федерации, Олег – сын Г.И. - КВС, Вован Минеев – в прошлом офицер группы «Альфа», КВС, полковник Чечель – лётчик и Инструктор ПДП, Коля Бондарь – комэска ТУ-22м2 на пенсии, а у нас Зам. по лётной подготовке, под прозвищем Боня-Коля и наш техник, (фио позже вспомню) приезжали в 5.00 утра на аэродром ГА, где стоял наш самолёт, и в 6.00 утра стартовали на полигон ВДВ «Еврейская могила», где мы и проводили парашютные прыжки. Но в тот день разыгрался сильный ветер 20 – 22 м/сек, порывы до 24-х, поэтому экипаж Олег Кустов - Бондарь выехал  на аэродром, а мы с Геннадием Ивановичем, инструкторами ПДП: Женей Савинцом, Славой Слободянниковым, Олегом Рычка и ещё рядом ребят, загрузив парашюты в машины, выехали на полигон.

     Позже туда подъехали два грузовика со студентами и на уазике  начальник кафедры, полковник Бахтин,  командир дивизии ВДВ в прошлом,  и три преподавателя. На месте старта уже стояло штук 10 палаток, приехавших раньше ребят из Одессы, Белгорд-Днепровского, Ильичёвска, иногда Херсона и прочих «пригородов». В общем, выгрузили купола, разбили старт и стали ждать стихания ветра.  Синоптики обещали, что ближе к вечеру шансы прыгнуть будут.

    Часа в три ждать стало как-то «скучно», и я Вове Минееву, с которым вместе «кемарили» на корематах в одной палатке, просто от того, что надо было хоть что-то сказать, проглаголил: «Вован, помнишь фильм «Джентельмены удачи»? Как там красиво сказано было: «Кушать готово, идите жрать, пожалуйста».  «Что, есть хочешь?», - задал риторический вопрос Володя. «Да, от горяченького, что-то пожевать не отказался, а то бутерброды в сухомятку уже надоели, но при таком ветре ни один костёр гореть не будет».
 
       «Почему? Если шансовый струмент: штыковую лопату и лом найдёшь, я тебе костёр сделаю», зевая, сказал Минеев. А я убедился уже, что друг слов на ветер не бросает, и к тому же он классно готовит. Как Володя иногда говорит сам о себе: «Работая на нашу разведку во Франции, я в Марселе прошёл путь от мойщика посуды, потом раздельщика мяса до шеф-повара крутого ресторана на набережной в порту. И все меня звали «Гер Вилли». В общем, Вован меня заинтриговал, я выскочил на улицу и у одного из водителей нашёл лом и лопату, о чём сообщил Минееву, не веря, что при таком ураганном ветре в степи можно разжечь костёр.

    Володя обошёл место вокруг старта, внимательно осматривая землю, и буквально к ней  принюхиваясь.  А выбрав, сначала снял верхний слой дёрна и сухой травы, как мера противопожарной безопасности, затем на расстоянии около метра прорыл сначала ломиком, т.к. в этом месте был каменистый грунт, затем лопатой сделал две дыры, идущие навстречу штольни, на глубине 30 – 40 см. И завершил работу дырой по центру, на которую сразу поставил кастрюлю с водой.  После чего разжёг огонь сухой травой, далее пошли в ход дрова, которые заранее принесли из лесопосадки в 1.5 км от палаток. В общем, я не мог поверить своим глазам. Костёр, скрытый землёй, аж, гудел,  и это при ветре 20 – 22 м/сек.

    Короче, через полчаса Володя накормил нас  вкуснющим блюдом - макаронами по-флотски с говяжей тушёнкой и соусом ткемали, а тут и ветер стал стихать, как и давал прогноз синоптик. Гена Кустов выдал «добро» на приём АН-2, и в районе 17.00 самолёт показался на посадочном курсе. Геннадий собрался дать зелёную ракету, что означало разрешение на посадку, как к нему подскочил один из студентов, стоящих рядом: «Командир, а можно я выстрелю?» Командир, не думая, передал ему ракетницу, и студент сразу выстрелил, но не вертикально вверх, а под углом, в сторону самолёта. Ракета, описав дугу, и, не сгорев до конца, упала на землю, а там же пересушенная трава, которая сразу вспыхнула. Ветер тут же подхватил пламя.

    Не успели мы «мявкнуть», как пожар в считанные секунды стал распространяться по ветру и в бок. Хорошо, АН-2 успел произвести посадку и зарулить на подветренную сторону. А дальше началась коррида под названием «не приведи Господи». Мы, человек 150, сразу бросились туда,  а, добежав, убедились, что ничего не можем сделать. Одежда у большинства: кроссовки, футболки, джинсы, т.е. обувью и штанами огонь не сбить. А веток или чего-то такого длинного тоже не было, до ближайшей посадки 1.5 км. В общем, я не мог поверить, что это мы виновники этого пожара, который на глазах приобретал огромные размеры.

      Где-то через час,  огонь занимал уже площадь 5 – 7 км в ширину, км 3 в глубину и вплотную подошёл к шоссе Николаев – Новая Одесса, а за дорогой были  дачи. Но, слава Богу, ударил сильнейший ливень, и загасил пожар, так нелепо начавшийся из-за нашей «безголовости». В общем, хотя ветер после дождя стих, Вова Минеев, как более опытный, сказал: «Прыжкам отбой, сегодня не наш день», - и полковник Бахтин его поддержал. Когда студентов увезли, мы сели в самой большой палатке, и,  достав из загашников, у кого что было: коньяк, водка, вино, пиво, шлёмка – выпили за Удачу, которая нас хорошо проучила, но не отвернулась!!!
 
      В общем, друзья - те, кто с вмозгами, я думаю, сделают правильные выводы из рассказа Татьяны Немшановой и моего опуса. А народу хочу напомнить, что, как правильно сказал один из блогеров: «Народ России сейчас можно условно разделить на три части: первая - тех, кто, опасаясь мобилизации, сбежал в Турцию, Грузию, Казахстан или ещё, куда подальше. Вторая – (в основном, дети олигархов), живёт так, как и раньше, как будто никакой войны нет. Третья, наиболее многочисленная – это те, кто воюет на фронтах СВО, и те, кто им оказывает моральную и материальную поддержку. Но все мы должны чётко понимать – Главное сейчас для России – сплочение,  единство её народов, и мужество, отвага, доблесть  защитников Родины на полях войны!!!

     Хотя, у меня ещё есть много, чем с вами, други, можно поделиться в плане выживания, но, блин, 13 июня 1967 года родился пилот, курсант Вася Чечель, который выпорхнул сам в небо, на самолёте «Дельфин» Л-29, в итоге: страна получила ещё одного боевого лётчика, а день 13.06.67 г навсегда стал для полковника Чечеля праздником, который он отмечает с женой и друзьями. А потому  считает, что стихи одного из воспитанников полка, 12 омрап, которым Василий имел честь командовать, будут как  раз в тему:

     КАК  РОЖДАЕТСЯ  ЛЁТЧИК
                (Заслуженный лётчик-испытатель РФ Анатолий Полонский)
    «Руке повинуясь умелой, в нависшие низко тучи,
Красиво, торжественно, смело уходит металл летучий.
Бетон, опалённый  жаром,  наша точка отсчёта.
Пройди её, стань Икаром, познай дерзновение взлёта.

Вкуси запретного плода, влюбись в простор голубой.
И вечный плен небосвода станет твоей судьбой.
Тебе не уйти отныне, не спрятаться никуда,
От этой безбрежной сини,  ты болен ею навсегда.

Вот так под раскаты грома, потрясшие небосклон,
На поле аэродрома рождается Аполлон».

       Я хочу поднять тост за всех, кто хоть раз отрывал от бетона машину и на взлёте смотрел в лобовое стекло, (не в иллюминатор) – а подчёркиваю - в лобовое стекло - вот за это выпьем!!!

     Как алаверды, и в качестве напутствия молодому поколению - мне хочется закончить тост Анатолия Борисовича словами Героя России, Заслуженного лётчика-испытателя РФ Сергея Мельникова:

     "«Ребята, если вы хотите иметь много денег, ездить на дорогих «Мерседесах»,
ходить в ночные клубы, то не идите в лётчики. Но если вы хотите иметь нечто
большее, что невозможно объяснить словами, это надо испытать самому, как
в серый, пасмурный день взлетаешь за облака, а там всегда солнце…
Ради этого, наверное, стоит жить». А выводы делайте сами".