Про безупречную репутацию

Максим Катеринич
Один автор, с которым я часто веду бурные дискуссии, еще вначале нашего знакомства сказал мне, сам, видимо, не особо осознавая, что произносит:
- Я никогда не лукавлю, берегу свою репутацию!

Но это я в точности процитировал, а чаще мы слышим подобное немного по-другому.
 - Я не обманываю, мне моё честное имя дороже.
 - Я не обманываю, моя (безупречная) репутация мне дороже.

Если вы никогда не замечали в этой фразе подвох, тогда поясню. Для произносящего такие слова человека, настоящей ценностью является вовсе не сама честность, справедливость, а именно его безупречная репутация, его "честное имя".
Иначе, он, пусть и по-детски бы говорил: "Я не обманываю, потому что обманывать плохо". Но тут, жизненным кредо является собственная безупречная репутация и именно для сохранения неё прилагается максимум усилий.

Фактически "Безупречная репутация" (далее БР) становится госпожой для человека, кем она завладела. А ведь эта госпожа по сути далеко не всегда (или никогда) сама безупречная и честная. И она может сотворить со своей жертвой порой самые страшные вещи.
Начинается всё с рабства. Да, человек который является поклонником БР, становится её рабом. Или, по-другому, "маляром", "зачистщиком", "репрессором".
Часто такие люди выглядят более чем нелепо. Как люди в смокинге, в белой рубашке и с галстуком, пробирающиеся сквозь болото и старающиеся... нет, не запачкаться (они всё-таки, чаще всего умные, чтобы на такое надеяться), а не показаться запачканными.
В итоге, такие люди часто внешне выглядят зажато, скованно, поскольку весьма ограничены в движениях, маневренности и в творчестве. А еще это обычно самые искусные лицемеры, то есть, люди которые никогда не снимают маску, а лишь, стараются быстро и незаметно поменять одну на другую. У них есть определенный и узкий набор выражений лица, поз, фраз, которым они пользуются, как наиболее надежными и проверенными вариантами.
Весьма забавно выглядит, когда что-то нестандартное от них всё-таки прорывается наружу. Как будто, незаметно сползла маска и на свет показалась естественная часть лица. Эти люди крайне не любят с собой подобных казусов, и очень сильно переживают, когда происходит нечто подобное. Далее они будут всячески стараться замять случившийся прецендент, перенаправить внимание (например, высмеивание, осуждение) на другого человека. Будут стараться уходить от тем, связанных с напоминанием случившегося с ними казуса.
Печально, но такие люди фактически лишены самоиронии. Самоирония - это весьма опасный инструмент для людей хранящих свою БР. Многие из "безупречных" её просто не признают как что-то полезное, как благую и дающую настоящую свободу психологическую добродетель. Для них это сродни какому-нибудь вуайеризму или нудизму.
Иногда они целенаправленно тренируют своё чувство юмора, даже стараются смешить и забавлять. НО. Это никогда не будет касаться их личности. Это будет что-то отвлеченное, или какой-то отдельный человек.
Некоторые из "безупречных" оказываются мудрее. Выделяют из своей личной области жизни какую-нибудь одну узкую область в "жертву", специально, чтобы утвердить наличие и у них какой-то самоиронии. Но эта область имеет четкие границы, далее их, развивать тему они не позволят.
Нет более ранимых, обидчивых и страдающих паранойей лиц, чем люди с БР. Также именно у этих людей максимальное число врагов и недоброжелателей.

На самом деле, ведь далеко не всегда человек именно умышленно обманывает, чаще всего человек просто ошибается. Жизнь вообще состоит из череды ошибок и не ошибок, и каждый человек ошибается постоянно. И люди не страдающие сохранением БР относятся к ошибкам гораздо проще и безболезненнее. Ну ошибся, с кем не бывает!
Люди с БР очень часто путают ошибку с ложью, а ошибшегося в чем-то человека смело обзовут лжецом. Сами же крайне боятся ошибиться, ибо ведь и окружающие могут окрестить его лгуном. Поэтому такие люди крайне редко проявляют творческие способности, выстраивают предположения, если нет четких обоснованных предпосылок.

Признаться таким людям, что они ошиблись, это словно раздеться до нага и опозориться. Смерти подобно! Поэтому у таких людей вырабатывается следующая логика:

"Я не ошибаюсь, просто потому что мне не свойственно ошибаться в принципе. Я не тот человек, кто ошибается. Но, есть люди, которые специально меня подставляют, что мне потом приходится доказывать, что ошибся не я. Меня окружают множество дебилов и недоумков, из-за которых приходится сталкиваться с ситуациями, при которых, будет выглядеть всё так, что это я "якобы" ошибся".
Такая логика делает такого человека еще более нереальным для социума, а также наращивает у него число врагов и недоброжелателей.

А еще бывает вырабатывается логика, еще забавней верхней:
"Я не ошибся, а, наоборот, всё так и задумано, просто вы, дебилы, этого пока не понимаете. Я знаю, что делаю!"

Печально для таких людей, что ошибки, а также их намеренные обманы всё-таки всплывают. Особенно если в обществе появляются отдельные мерзавцы, которые указывают на ошибки и обманы безупречных. Это самые страшные враги, которые способны бить в самое сердце безупречной репутации.
Тогда появляется логика покрытия и оправдания. Это когда, чтобы скрыть проявившуюся ошибку или обман ими изобретается новая идея, как-то компенсирующая первые вещи. А когда и новую идею обвинили во лжи, изобретается третья и так далее, до выстроения очень длинной и хрупкой конструкции, как в детской игре Дженга, которая вот-вот готова развалиться.
Ох, в такой момент человека с "безупречной репутацией" действительно становится жалко. И ведь находятся же доброжелатели, которые его продолжают поддерживать, спасать и помогать как-то выкручиваться из всей сложившейся ситуации.

Но на мой взгляд, зря.
"Безупречная репутация" - это самая гнилая ценность, которую только может навязать себе человек. Она отбирает у человека очень важные и гораздо более ценные вещи: свободу, самоиронию, непринужденность, право ошибаться, творчество. Она лишает человека гибкости и делает очень уязвленным и ранимым, причем, даже в чисто физическом плане.
Поэтому лучшее что стоит делать окружающим, которые действительно желают человеку добра, это постараться сразу же стянуть с товарища эту "госпожу", которая на него нависла, и не дать этой падле никакого развития. Зачастую друзья именно этим и занимаются. Если они окунают с головой своего товарища в грязное вонючее болото, они знают, что делают.

Так что, когда какой-нибудь человек вам скажет: "Я никогда не обманываю, берегу свою репутацию", знайте, что вторая часть предложения 100% правда, и этого человека нужно спасать.