Рецензия на книгу Муаммар Каддафи...

Ислам Сайдаев
Рецензия на книгу Исмаила Денильханова  «Муаммар Каддафи: падение Джамахирии».


"Талантливый человек, талантлив во всем", гласит народная мудрость. Вот уже десять лет убеждаюсь в  этом на примере моего товарища и друга Исмаила Денильханова. Будучи мусульманами, и следуя кодексу веры,  у чеченцев не принято хвалить человека в глаза, так как это может спровоцировать в нем гордыню, тягчайший из грехов для правоверного мусульманина, поэтому в глаза, я обычно критикую своего друга, нежели хвалю его. Однако, сейчас думаю самое время отдать ему должное, тем более что эта лицензия рассчитана больше не для его глаз, сколько для тех, кто интересуется его творчеством. И думаю что это моя похвала его стараниям и умениям не послужит этой причиной, а наоборот подвигнет его к новым свершениям и положительным поступкам, так как похвала - это своего рода аванс и "аманат" (залог, доверие-араб.яз), который нужно оправдать и отработать, как говорится  "по полной". Впервые, когда я увидел этого молодого человека, было это лет десять назад, я тогда сам презентовал свою первую работу "Убрать свидетеля", написанную по итогам моего десятилетнего пребывания и работы в Грузии, я сразу же обратил внимание на Исмаила, который выделялся из всех присутствующих своим критическим взглядом. Мне всегда с детства импонировали люди, которые ко всем вещам подходят критически, а не верят наслово, только не нужно это путать с "ментовским подходом", которые вообще ни во что не верят и во всем видят подвох. Критический взгляд на вещи - это особенность человека с задатками ученого, который по сути своей является исследователем и привык размышлять логически. Именно из людей с критическим мышлением получаются настоящие ученые и политические деятели, как впрочем и все кто способен чего-то достигнуть в жизни. Такие люди - это как правило лидеры, которые ведут других, указывая дорогу в отличие от тех, кто все воспринимает буквально.
Обратив внимание на Исмаила и выделив его для себя из всех присутствующих, сформировав о нем некое свое мнение после нашей первой встречи десять лет назад, я не ошибся. Он оказался именно тем, человеком как я его себе и представлял: талантливый, грамотный, принципиальный и способный вести за собой людей. И как я уже отметил выше, оказался человеком талантливым во всем. Он и политолог и блогер, и публицист, художник, арабист и спортсмен с прекрасными данными, к тому же большой любитель горных походов, то есть обладает всеми теми качествами, которые я и сам в себе развивал и считаю достойными качествами каждого интеллигентного человека и интеллектуала.
Это уже вторая книга Исмаила Султановича, которую он мне любезно подарил, и на которую я пишу свою лицензию. Первая его книга которая попалась мне в руки была про Иран («Иран в мировой политике на рубеже XX – XXI ВВ»). И что самое интересное, она меня заворожила и дала мне много полезной информации. Это первая книга Исмаила Султановича было для меня неким знамением, что я должен дружить с этим человеком, так как первой моей книгой по Ближнему Востоку и по исламу вообще, прочитанная мною в годы воинствующего атеизма была книга Л. Медведко А. Германовича «Именем Аллаха…Политизация ислама или исламизация политики». Многим это покажется фантастическим в наши годы, когда книги по религии мусульман, да и по другим верам, можно купить в свободной продаже, но при СССР, в годы воинствующего безбожия, ислам мы изучали лишь по атеистической литературе выуживая информацию между строк. Сегодня же Слава Аллаху, эти времена канули в лету и мы можем свободно изучать свою религию не боясь преследования со стороны властей, конечно же если эта литература не принадлежит к разряду запрещенной - экстремистской литературы.
Так вот, эту вторую книгу Исмаила Денильханова которую он презентовал на моей памяти, для меня вновь стала неким знамением, из которой я также почерпнул много интересного. В свое время будучи молодым человеком и мечтая о карьере военного, я сильно увлекался такими выдающимися людьми, как Муамар Каддафи, Эрнесто Че Гевара, Фидель Кастро. Для меня все  они казались героями достигшими невозможного (вероятно на мне сказывалось советское воспитание). Муамар Каддафи будучи человеком из народа достиг должности руководителя государства, символами свободы угнетенных народов,  вдохновителем борьбы за свои права арабской нации и целого африканского континента. Наверное именно под впечатлением уважения к Муамару Каддафи у меня и возникли симпатии к первому чеченскому генералу СССР Джохару Дудаеву, который возглавил чеченский народ на заре смутных 90-х годов. По крайнем мере в тот период будучи начинающим журналистом я написал статью в которой приводил аналоги судьбы Муамара Каддафи и Джохара Дудаева,  и находил между ними много параллелей. И уже спустя много лет я могу сказать, что не ошибся у Муамара и Каддафи с Джохаром Дудаевым совпал не только их карьерный рост и восхождения от офицера авиации до лидера сепаратистского государства, ставшего бельмом на глазу у продажных капиталистов и "демократов" но обстоятельства гибели, они оба, в конечном итоге, оказались обвиненными в терроризме и пали жертвами глобальной мировой политики в противостоянии бездуховного Запада и благословенного Востока. В прочем они стали "близнецами" и в том, какое тяжелое наследие они оставили  для своего народа. Стали примером в назидания потомкам, в том, что любой военный во главе государства в конечном итоге приводит страну к военному конфликту, а значит всегда при выборе глав государств нужно внимательно изучать и анализировать за кого мы голосуем, а уж потом делать выбор. А раз уже сделал выбор, то не пенять на последствия своего же выбора. Так, что и эта очередная книга моего друга Исмаила Денильханова стала для меня очередным экскурсом в мое молодое и обожаемое  прошлое, за что ему большое спасибо и отдельная благодарность. А что же касается самой сути и качества монографии, думаю она будет полезна и познавательна для всех, кто интересуется Ближним Востоком, политологией и просто  откроет много интересного о мире вообще, особенно о мире политики и международных отношений.
Желаю моему дорогому другу творческих Благословения Всевышнего, много творческих и физических сил и политического долголетия, чтобы он успел реализовать все свои Богом данные качества на благо чеченского народа, России и уммы мусульман.
Заместитель руководителя Российского военно-исторического общества в Чеченской Республике, политолог - Ислам Сайдаев.
12 июня 2023 г.