Психология изучает состояния, свойства человека и процессы, происходящие в нём.
ПРОЦЕСС – ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-либо.
СОСТОЯНИЕ – физическое самочувствие, а также расположение духа, настроение, возможность делать что-нибудь.
СВОЙСТВО – качество, признак, составляющий отличительную способность кого-нибудь.
Примеры общих понятий и частных явлений, изучаемых в современной психологии.
1 Рассмотрим индивидуальное, внутреннее (психическое).
Процессы: воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, идеомоторика, инсайт, интроспекция, мотивация, мышление, научение, обобщение, ощущение, память, персонализация, повторение, представление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение.
Пояснение некоторых процессов.
Воображение - способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Восприятие – процесс приёма и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.
Идеомоторика – влияние мыслей на движения, проявляющееся в том, что всякая мысль о движении сопровождается едва заметным реальным движением наиболее подвижных частей тела: рук, глаз, головы или туловища. Эти движения зачастую являются непроизвольными и скрытыми от сознания самого человека, совершающего их.
Инсайт (озарение, догадка) – неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.
Интроспекция – метод познания психических явлений путём самонаблюдения человека, то есть внимательного изучения самим человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач.
Научение – приобретение знаний, умений и навыков в результате жизненного опыта.
Персонализация – процесс превращения человека в личность, приобретения им индивидуальности.
Самоактуализация – использование и развитие человеком имеющихся у него задатков, их превращение в способности. Стремление к личностному самосовершенствованию. Как понятие введено в гуманистической психологии.
Состояния: адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряжённость, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, тревожность, убеждённость, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция.
Пояснение некоторых состояний.
Адаптация – приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.
Аффект – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.
Диспозиция – предрасположенность, готовность человека к определённым внешним или внутренним действиям.
Фрустрация – эмоционально тяжёлое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определённой желаемой цели.
Установка – готовность, предрасположенность к определённым действиям или реакциям на конкретные стимулы.
Эйфория – состояние чрезмерной весёлости, обычно не вызванной какими-либо объективными обстоятельствами.
Эмоции – элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.
Свойства: иллюзия, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одарённость, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм.
Пояснение некоторых состояний.
Иллюзия – феномены восприятия, воображения и памяти, существующие только в голове человека и не соответствующие какому-либо, реальному явлению или объекту.
Константность восприятия – свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.
Задатки – предпосылки к развитию способностей. Могут быть врождёнными и приобретёнными при жизни.
Ригидность – заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действия.
Эгоцентризм – сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.
2 Рассмотрим индивидуальное, внешнее (поведенческое)
Процессы: действие, деятельность, жест, игра, импринтинг, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение.
Пояснение некоторых процессов.
Импринтинг – вид приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между научением и врождёнными реакциями. При импринтинге готовые с рождения формы поведения включаются в действие под влиянием какого-либо внешнего стимула, который как бы запускает их в действие.
Навык - сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.
Состояния: готовность, интерес, установка.
Свойства: авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, одарённость, организованность, характер, темперамент, трудолюбие, фанатизм, честолюбие, эгоизм.
3 Рассмотрим групповое, внутреннее (психологическое).
Процессы: индентификация, коммуникация, комформность, общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм.
Состояния: конфликт, сплочённость, групповая поляризация, психологический климат.
Свойства: совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы.
4 Рассмотрим групповое, внешнее (поведенческое)
Процессы: межгрупповые отношения.
Состояния: паника, открытость группы, закрытость группы.
Свойства: организованность.
Общая психология разделяется на психологию личности и психологию познавательных процессов.
Психология личности изучает: эмоции, способности, мотивацию, темперамент, характер, волю.
Психология познавательных процессов изучает: ощущения, восприятия, внимание, память, воображение, мышление, речь.
Специальные отрасли психологии: генетическая, психофизиология (нейропсихология), возрастная, социальная, педагогическая, медицинская, патопсихология, юридическая, психодиагностика, психотерапия.
Источник информации книга «Психология» Р.С. Немова.