2. Что изучает психология?

Лариса Болотова
             Психология изучает состояния,  свойства человека и процессы, происходящие в нём.

ПРОЦЕСС – ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-либо.

СОСТОЯНИЕ – физическое самочувствие, а также расположение духа, настроение, возможность делать что-нибудь.

СВОЙСТВО – качество, признак, составляющий отличительную способность кого-нибудь.

Примеры общих понятий и частных явлений, изучаемых в современной психологии.

1 Рассмотрим индивидуальное, внутреннее (психическое).

Процессы: воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, идеомоторика, инсайт, интроспекция, мотивация, мышление, научение, обобщение, ощущение, память, персонализация, повторение, представление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение.

Пояснение некоторых процессов.

Воображение -  способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Восприятие – процесс приёма и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.

Идеомоторика – влияние мыслей на движения, проявляющееся в том, что всякая мысль о движении сопровождается едва заметным реальным движением наиболее подвижных частей тела: рук, глаз, головы или туловища. Эти движения зачастую являются непроизвольными и скрытыми от сознания самого человека, совершающего их.

Инсайт (озарение, догадка) – неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

Интроспекция – метод познания психических явлений путём самонаблюдения человека, то есть внимательного изучения самим человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач.

Научение – приобретение знаний, умений и навыков в результате жизненного опыта.

Персонализация – процесс  превращения человека в личность, приобретения им индивидуальности.

Самоактуализация – использование и развитие человеком имеющихся у него задатков, их превращение в способности. Стремление к личностному самосовершенствованию. Как понятие введено в гуманистической психологии.

Состояния: адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряжённость, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, тревожность, убеждённость, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция.

Пояснение некоторых состояний.

  Адаптация – приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.

Аффект – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее  в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

Диспозиция – предрасположенность, готовность человека к определённым внешним или внутренним действиям.

Фрустрация – эмоционально тяжёлое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определённой желаемой цели.

Установка – готовность, предрасположенность к определённым действиям или реакциям на конкретные стимулы.


Эйфория – состояние чрезмерной весёлости, обычно не вызванной какими-либо объективными обстоятельствами.

Эмоции – элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

Свойства: иллюзия, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одарённость, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм.

Пояснение некоторых состояний.

Иллюзия – феномены восприятия, воображения и памяти, существующие только в голове человека и не соответствующие какому-либо, реальному явлению или объекту.

Константность восприятия – свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.

Задатки – предпосылки к развитию способностей. Могут быть врождёнными и приобретёнными при жизни.

Ригидность – заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действия.

Эгоцентризм – сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.

2 Рассмотрим индивидуальное, внешнее (поведенческое)

Процессы: действие, деятельность, жест, игра, импринтинг, мимика, навык, подражание,  поступок, реакция, упражнение.

Пояснение некоторых процессов.

Импринтинг – вид приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между научением и врождёнными реакциями. При импринтинге готовые с рождения формы поведения включаются в действие под влиянием какого-либо внешнего стимула, который как бы запускает их в действие.

Навык -  сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Состояния: готовность, интерес, установка.

Свойства: авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, одарённость, организованность, характер, темперамент, трудолюбие, фанатизм, честолюбие, эгоизм.

3  Рассмотрим групповое, внутреннее (психологическое).

Процессы: индентификация, коммуникация, комформность, общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм.

Состояния: конфликт, сплочённость, групповая поляризация, психологический климат.

Свойства: совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы.

4 Рассмотрим групповое, внешнее (поведенческое)

Процессы: межгрупповые отношения.

Состояния: паника, открытость группы, закрытость группы.

Свойства: организованность.

Общая психология разделяется на  психологию личности и психологию познавательных процессов.

Психология личности изучает: эмоции, способности, мотивацию, темперамент, характер, волю.

Психология познавательных процессов изучает: ощущения, восприятия, внимание, память, воображение, мышление, речь.

Специальные отрасли психологии: генетическая, психофизиология (нейропсихология), возрастная, социальная, педагогическая, медицинская, патопсихология, юридическая, психодиагностика, психотерапия.

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немова.