Глава 068. Моцарт. Фантазия ре-минор

Валентин Великий
Вольфганг Амадей Моцарт
Фантазия для фортепиано ре-минор
Эмиль Гилельс (фортепиано)
Запись — 5 января 1970, БЗК, Москва

oriani: Записи — почти полвека. Приди на концерт великого пианиста, сядь поближе к микрофону, а затем, дождавшись пианиссимо, чихни, вкладывая в этот акт всю душу — и ты в истории.

Maxilena: Это что! Послушайте записи Третьей симфонии Брамса в исполнении Мравинского. Кто-то метко заметил, что записывали, вероятно, в туберкулезном санатории. А во второй части кто-то явно дважды упал со стула, видимо, от чувств-с... Ну, а вообще-то в концертных залах я всегда неудержимо кашляю. По совету подруги всегда принимаю перед концертом две таблетки коделака от сухого кашля. Вроде бы в залах очень сухой воздух.

oriani: Интересно, что музыканты, дыша тем же воздухом, не кашляют.

Volovikelena: Есть определенный ресурс, выработанный под влиянием сцены. Это умение максимально собраться и играть, не останавливаясь, даже если рухнет крыша. Тут перестаешь существовать со своими болячками. Это уходит куда-то вовне, а ты остаешься наедине с музыкой и чуть подальше — публикой. Другого просто нет.
Об этом когда-то Галина Вишневская писала, что выходишь петь на сцену Большого театра и с температурой под сорок, и с нарывами в горле. На сцене что-то происходит такое, что заставляет забыть обо всем. Ты — уже не совсем ты, и у этого человека на сцене уже ничего не болит и болеть не может. И у исполнителей так же.
Помню, со мной девочка училась. Классе в седьмом у нее вдруг открылась аллергия. И вот наш весенний выпускной экзамен по фортепиано. За окном все цветет, и она непрерывно чихает. А играть концерт для фортепиано на двух роялях. И она выходит с платком и чихает всю партию педагога. Но вот ей время вступать: она кладет носовой платок и играет свою партию без единого чиха. Затем в партии оркестра снова хватается за платок и чихает ровно столько, сколько длится оркестровая партия. Но как только ей снова вступать — опять без единого чиха вся партия сыграна. У музыкантов-исполнителей есть особый род мужества и умение абстрагироваться от ситуации. И возраст здесь значения не играет.
Однажды на концерте увидела страшный случай, который запомнился на всю жизнь. В концертном павильоне в Царицыно сцены не было, музыканты играли ансамбль кого-то из барочных композиторов на одном уровне с публикой. И вдруг им под ноги с высокой мачты грохнулся софит. Осколки брызнули во все стороны прямо у них под ногами. До публики не долетели, а музыкантов могли поранить запросто.
Никто не дрогнул, ни одной остановки, ни одного фальшивого звука. Думаю, что если кого-то и поранило, то никто виду не подал. И думаю, догадываетесь, какой шквал аплодисментов был, когда они закончили.
Помните, в фильме «Титаник» все в панике, мечутся — катастрофа. А музыканты стоят и играют, как будто они не на искореженной палубе, а на сцене. Это не на пустом месте выдумано. Музыканты действительно так устроены.

DzhiTi: Музыканты надмирные созданья?

karapyzik: Вскрытие покажет...