Шептать или говорить?..

Светлан Туголобов
    Шептать, так многие думают, гораздо интимнее, чем говорить. Но и диапазон у шёпота меньше, чем у разговора. Шептать можно одному-двум людям, а говорить можно с несколькими, со многими, со всеми.

     Тот, кто шепчет, обязательно должен находиться в определённых отношениях с теми, кому он что-то шепчет. Он шепчет только то, что могут услышать только те, кому он шепчет. Значит, те, кому он не шепчет, не должны слышать то, что он шепчет.

      Говорят же что-то многим те, которым нечего скрывать от всех. Да, чтобы  узнали все то, что проговорено, не обязательно говорить со многими. Хотя, действительно, то, что услышали многие, станет известно всем!

     Но для того, чтобы проговорённое стало известно всем, не обязательно проговаривать это многим. Достаточно проговорить нескольким. При современном развитии средств связи то, что стало известно только нескольким, имеет несомненную возможность быстро стать известным всем!

     Тех немногих, разговор с которыми сделал что-то известным всем, никто не называет агентами, осведомителями, стукачами. Такой негативный оттенок смысла имеют слова "нашептать", "шептать", "шептун'.

     Есть люди, для которых слово "шептун" и означает только одно: чей-то осведомитель. Стукач. Человеческое сознание, плохо раскрываемым способом, превращает шёпот в стук. Что шептать, что стучать, так получается, для некоторых людей, тех, кто  пострадали от стука-шёпота, - означает одно и то же!

      Другое дело то, что говорят нескольким, многим, всем. То, что человек говорит, ещё до того, как станет проговорённым, уже является предназначенным для ушей, если не всех, то многих, а не только нескольких!

      Проговорить что-то, - не обязательно означает произнесение вслух. Можно что-то проговорить, ничего не сказав, а лишь написав и опубликовав. Чтение - это способ превращения человеческих глаз в человеческие уши, потому что слушание возникло гораздо раньше чтения. Человечество сначало привыкло  слушать и слышать других, а потом долго и иногда нудно училось читать что-то, написанное и опубликованное другими.

       Поэтому  выражения "слышать то, что говорят" и "прочитать то, что опубликовано", - очень близки по содержанию, и, вполне возможно, этим  самым своим содержанием, совпадают! И слышать то, что говорят, и прочитать то, что опубликовано, - означает входить в число или  многих, или  всех, для глаз и ушей которых, предназначено проговорённое-опубликованное.

       Те, кто пишут что-то для того, чтобы это опубликовать для многих, испытывая желание, чтобы публикуемое прочитали все, наверное, имеют завышенную самооценку. Часто о тех, которые пишут для нескольких, чтобы те распространили сведения о прочитанном среди многих, считают людьми с адекватной или точной самооценкой.

      Но разве справедливо называть того, кто сразу пишет, ориентируясь на нескольких, человеком с заниженной самооценкой?

      Тот, кто говорит и  пишет только для нескольких, вполне возможно, хочет создать интимную атмосферу, обстановку доступности слушателям-читателям не собой проговорённого, а своего шёпота.

      Часто в ремарках драматургов прослеживается партитура стука-шёпота, и что же получается, - драматурги очень смелые люди? Не боятся, что их обвинят в нашёптывании, наушничестве, стукачестве!

     Выходит, что драматург - это человек, который не стучит обществу на него самого, а шепчет обществу о его, общества, недостатках и пороках. Нет, слово "общество" здесь является не только неуместным, но и некрасивым. Краси'вее, хотя и гораздо длиннее, не используя термин "общество", а применяя слово "человек",  написать так:

      Драматург - автор, заставляющий человека, в театральном зале, превратить свои уши в глаза, чтобы прочитать сведения о своих, человека, желаниях, иллюзиях, мечтах,  недостатках, ошибках, пороках и призвать себя что-то делать.

      Напыщенно,  слишком торжественно, пафосно? Может быть! Но вполне логично выходит из рассуждений об отличиях интимного или агентского шёпота от того что сразу открыто для многих, для всех,  - от разговора!..