Отелло с белыми руками

Магда Кешишева
   Призношу ЕГО имя и встаёт перед глазами великий исполнитель ролей шекспировских героев, непревзойденный Отелло, всемирно известный Ваграм Папазян.   Он блистал на сценах разных стран Европы и России, и исполнял роли на армянском,  русском, французском, итальянском, испанском и турецком языках.
   По признанию Гоголевой, игравшей с Папазяном - Отелло Дездемону, смотреть на его героя было то страшно, то больно, но всегда это было красиво. Папазян блестяще владел голосом и телом.

   Но были в актёркой судьбе Папазяна случаи, когда, уже находясь на сцене, возникали непредвиденные обстоятельства, требующие максимальной концентрации и сиюминутного решения.
   Во время одной из гастрольных поездок случилось невероятное. Театр полон, раздаётся третий звонок. Притихший зал, затаив дыхание, ждёт появления Папазяна - Отелло. И он выходит. И слышит шёпот в зале: сперва в партере, затем волной он перекидывается на ложи, балкон. Не понимая, чем он вызван, артист произносит первые слова роли, поднимает в жесте руки и всё понимает: он забыл загримировать руки.

   Надо было выходить из создавшейся ситуации, что - то делать. Но что? Можно было во время антракта загримироваит руки. Но это бы разоблачило артиста, забывшего сделать это до начала спектакля. Отыграл Папазян первое действие и -
 - эврика! Он посылает в гостиницу за белыми перчатками.
Перчатки привозят, он гримирует руки.
   А зрители в антракте только и говорят о необычном мавре с белыми руками. Естественно, они с нетерпением ждут, что будет дальше. Дальше - прозвенел звонок, зрители замирают в ожидании. Наконец  появляется Отелло, и снова руки у него белые.

   И только в последней картине, когда обезумевший мавр поднимает Дездемону и бросает на кровать, чтобы задушить, он нервным движением срывает перчатки и швыряет их на пол. К "изменнице" Отелло протяпивает ... чёрные руки.
   Зрители расценили это как находку актёра: все "поняли", что Папазян с самого начала был в белых перчатках.
   Так трагик вышел из щекотливого положения.

   Подобного рода удачные находки - экспромты у Папазяны бывали не раз.
   Как - то после удушения Дездемоны, Отелло подошёл к столику, на котором горела свеча, и стал греть дрожащие руки. После спектакля один из журналистов заметил, что этот жест - удачная находка артиста. Папазян улыбнулся :
 - Мысль согреть руки пришла мне на ум спонтанно, во время спектакля. Я подумал, что убийце должно быть неуютно, холодно.

  P.S. На фото - Отелло - Папазян и Дездемона - Гоголева.