Дневник. 05. 01. 2012 года. Балерина

Маргарита Лосевская
               
    Направляясь в гости к Кире Николаевне, я прошла  мимо жёлтого двухэтажного дома, на фронтоне которого был выбит год его постройки  - 1950.

  В этом доме жила Балерина. Я помню её в школьные годы. Синие глаза, тёмные кудрявые волосы над чистым лбом. Фигура лёгкая, грациозная. Походка стремительная, летящая. Если бы у неё за плечами выросли и простёрлись крылья, это было бы  естественной, завершающей деталью облика.
    Её звали Эмма Блэйк, она была дочерью подданного Великобритании, занесённого неведомыми путями в наш город.
     Мальчишки и девчонки нашего двора звали её Балериной. Все школьные годы она занималась в танцевальном кружке Дома Культуры имени Ногина.

     Долгие годы я ничего не знала о  судьбе Эммы.  Проходя мимо дома, всегда вспоминала её.

    Но однажды, году в 2001, встретила общую знакомую.  На вопрос об Эмме  Галя сообщила страшную весть:  «Она покончила жизнь самоубийством».
  - Что послужило причиной, - спросила я.
  - Не знаю, но что-то связанное с личной жизнью.

    Во время посиделок у Киры я увидела старый фотоальбом, попросила  посмотреть его.
    На первой странице  – портрет девушки с тёмными вьющимися волосами и задумчивыми светлыми глазами. «Это же Эмма Блэйк»! – воскликнула я.

  - А ты знала её? – спросила Кира.

   - Конечно, она жила недалеко от меня.

    Хозяйка ушла на кухню.  Листая альбом, я думала об Эмме. Её отец, дядя Гарри, англичанин,  инженер, коммунист, работал на одном из заводов нашего города. До конца своей жизни он оставался подданным своей исторической, этнической родины. Мать Эммы – немка.  В семье  -  трое детей.
   Возможно, сегодня я узнаю о причинах страшного поступка Эммы…

   А вот и ещё одна фотография.
   Эмма и молодой, высокий, светловолосый лейтенант сидят рядышком.

   Я спросила Киру: - А как вы были знакомы с Эммой?

   - Вместе с ней много лет ходила в танцевальный кружок ДК  Ногина.

   - Правда ли, что Эмма покончила  с собой?

   - Да. Она дружила с лейтенантом из военного училища. Он хотел на ней жениться, но родители девушки просили отложить свадьбу и дать возможность невесте закончить десятый класс. Восемнадцать лет ей исполнилось, а школу ещё не закончила. Лейтенант спешил жениться, так как вскоре ему предстояло   получить  направление к месту службы. Молодые договорились, что он уедет один, а когда Эмма окончит школу, он приедет за ней, и они поженятся.

    Он не приехал. Женился по месту службы на другой девушке. Эмма очень переживала.

  - Из-за этого лейтенанта она так поступила?

  - Нет, не из-за него. Это, как начало её истории. У неё позднее был роман с другим выпускником этого же училища. Его направляли на учёбу в Военную Академию. Он сделал Эмме предложение. Она была счастлива. Вся светилась от радости. Её родители согласились на брак. Готовились к свадьбе.
  Лейтенант, как положено, доложил своему командиру о предстоящей женитьбе, о невесте, её родителях. Командир ему объяснил, что в этом случае путь в Академию для юноши будет закрыт, так как отец невесты – иностранный подданный, мать – немка.

   На дворе стоял 1956 год, и сношения с иностранцами бросали чёрную тень на советского человека.

   О ситуации, грозящей военной карьере сына, узнала мать лейтенанта. Она настаивала на немедленном прекращении всех взаимоотношений с Эммой.

    Постепенно молодой человек стал сторониться девушки, обманывал её. Однажды не пришёл на свидание, сославшись на занятость по службе. Но Эмма встретила его на танцевальном вечере. Они поссорились. Я увидела их стоящими у стены танцевального зала спиной друг к другу.

     Эмма сильно изменилась. Стала замкнутой, перестала ходить на танцы, которые она очень любила. Старалась не общаться с подругами.

   Однажды зимой она пришла домой в присутствии старшего брата Артура. Дома больше никого не было. Эмма что-то долго искала в кладовке. Потом направилась в сарай. Это было видно из окна. Брат подумал: «Что ей понадобилось в сарае? Раньше она туда никогда не ходила». Но особого значения  этому не придал.

   Он ушёл кататься на лыжах. Вернулся вечером. Вскоре за окнами стемнело. Родители ждали Эмму, но она не появлялась. Все волновались.  Приближалась зимняя ночь.
  Артур пошёл в сарай. Эмма сидела на дровяных козлах с  верёвкой на шее и открытыми глазами, уже окоченевшая.

  От таких подробностей я содрогнулась, продолжая  лихорадочно листать альбом.
 
   А вот третья фотография: Эмма на зелёной лужайке речного бульвара, после выступления танцгруппы. Она в балетной пачке, пуантах. На голове пышный венок из живых трав и цветов. Хрупкая, нежная,  юная нимфа. Но голова её поникла. Взгляд устремлён в землю, лицо выражает тоску, трагедию. Это выражение её лица особенно поражает из-за контраста с весёлыми легкомысленными мордашками юных танцовщиц, окружающих  Эмму.

   Трагедия вызревала в  ней постепенно…

                Маргарита Лосевская.