Смерш о чем не писал богомолов подвиг особиста

Александр Иваненко Север
По документам сайта "Память народа". Все события, подразделения и фамилии подлинные.

В романе "Момент истины" в не очень приглядном виде показаны сотрудники особых отделов в воинских частях - на армейском жаргоне "особисты". Это и "молоденький низкорослый лейтенантик" Камалов, мучивший допросами фронтовика Аникушина, и безымянный старший лейтенант в автомобильном батальоне: "чистенький, благоухающий наблюдатель". Безусловно, в СМЕРШ такие персонажи имели место быть, как и в любой силовой структуре в мире. А были другие особисты в августе 1944 -го?
Сотрудники СМЕРШ не с неба свалились. Часть из них были боевые армейские офицеры, прошедшие курсы и зачисленные в военную контрразведку в ходе войны. А часть - кадровые сотрудники госбезопасности, начинавшие свою службу в особых отделах НКВД. В феврале 1941 военную контрразведку передали из НКВД в подчинение Наркомата обороны, а уже 17 июля вернули обратно, при этом уполномоченные в полках и дивизиях формально подчинялись комиссарам полков и дивизий. С армейцами все понятно, а как воевали чекисты? Давайте посмотрим наградной лист одного из них. Особый интерес вызывает тот факт, что составитель этого листа участвовал можно сказать плечом к плечу в данном боевом эпизоде с награжденным.
Итак, младший лейтенант госбезопасности Евгений Харченко - 1914 года рождения, украинец, комсомолец, призванный из города Харькова. Службу начал еще в 1936 году. В 1941 -уполномоченный особого отдела 18 армии, сражавшейся на Украине. Далее слово предоставляется военному инженеру 3 ранга Бодрову : "В 18 - 00 25 августа 1941 г. немецкий бомбардировщик вынырнул из облаков и пошел на пикирование станции Федоровка. На пути станции стоял эшелон с боеприпасами артиллерийского склада. Из вагонов шла выдача боеприпасов в/частям, часть вагонов выгружалась на грунт..."
"За первый заход бомбардировщик бросил серию зажигательных и фугасных бомб, которыми зажег пятый и шестой от головы вагоны с минами и штабели с ручными гранатами, сложенными на грунте. Мл. лейтенант госбезопасности Харченко в этот момент находился со мной на инструктаже караула....
Я принял решение отправить шесть загоревшихся вагонов с боеприпасами от состава и вывести их со станции. Увидев стоящий на 10 пути маневровый паровоз, я приказал бойцам караула уйти в прикрытие и бросился к паровозу, крикнув т.Харченко на ходу: "Отцепляй, будем выводить!". Т. Харченко скорее понял, чем услышал меня, приказав младшему лейтенанту Кравец следовать за собой, они вдвоем поползли через рвущиеся штабеля с гранатами и произвели отцепку 6 горящих вагонов. При этой операции т. Кравец был ранен...Но оказалось, что с паровозом нельзя подойти к горящему составу, т.к. бомбардировщик перебил 60 метров от головного вагона. Мной было принято новое решение, обойти паровозом по соседнему с составом 10-му пути, состав с горящими вагонами и рвущимися боеприпасами, и бросив на станции горящие вагоны, выводить еще не охваченные пламенем вагоны со станции в другом направлении. Бомбардировщик противника в это время сделал второй заход и продолжал бомбить и обстреливать станцию пулеметным огнем..Товарищ Харченко, выскочив из за горящих и рвущихся штабелей с гранатами, перекинул мне три стрелки и после этого, когда паровоз пошел на другой конец станции, откатил с бойцами и железнодорожниками 3 разгруженных вагона от горящих на 50 - 60 метров, чем спас их. За проявленные инициативу и хладнокровие, мужество и доблесть при выводе из огня и взрывов, в результате чего было спасено 39 вагонов с боеприпасами, прошу представить мл. лейтенанта госбезопасности Харченко к ордену Красная Звезда"
Остается добавить, что затем Евгений Харченко участвовал в обороне Кавказа, а уже в 1944 году проходит службу в ОКР СМЕРШ 31 -й отдельной огнеметно - танковой бригады. К тому времени украинец - особист будет трижды ранен и награжден орденом Отечественной войны 2 степени. За что же? Согласно наградному листу - "в августе 1944 года на территории Дрогобычской области, товарищ Харченко провел работу по выявлению и изъятию участников бандеровских банд".
Евгений Петрович Харченко пройдет всю войну, и будет служить до 1954, однако подробности его службы и дальнейшей жизни неизвестны. И только со старого фотоснимка смотрит на нас через десятки лет отчаянный особист, забытый и в России и на Украине.