Смерш русский, казах, еврей и Солженицын

Александр Иваненко Север
По документам сайта "Память народа". Все события, подразделения и фамилии подлинные.

У Солженицына в начале Архипелага Гулага описан момент спора арестованных танкистов со старшиной из СМЕРШ. "Где это — у вас? — громче, чем нужно, гавкнул старшина.— В Красной Армии, — очень спокойно ответил старший лейтенант с корточек, меряя взглядом несостоявшегося хоботного." Там же был ярко описан сам старшина "лоб, вполне бы годный перетягивать хобот 122-миллиметровой пушки." А перед этим "с трёх боевых офицеров какой-то тыловой сержант сейчас же злобно сорвал погоны". Мотив этого абзаца понятен - противопоставление настоящих воинов - армейцев и "тыловых крыс" - смершевцев. Что ж, давайте посмотрим документы тех, кого Александр Исаевич в лице безымянного старшины, назвал "хоботными" - военнослужащих отдельных стрелковых частей советской военной контрразведки трех национальностей. Тем кто будет писать про единый советский народ, автор напоминает, что это понятие - политическое, это политобщность, проще говоря граждане СССР. Поэтому, все герои статьи принадлежали к советскому народу, в то же время сохраняя свои национальности.
Для начала посмотрим информацию про красноармейца Гущина Ивана Ивановича, русского, 1923 года рождения, родом из станицы Прочноокопской, служившего на должности стрелка опервзвода ОКР СМЕРШ 51 -й ОПАККОС. (Отдельной пушечной артиллерийской красносельской краснознаменной бригады). "27 июля 1942 года на Сталинградском фронте в составе 695 стрелкового полка, в 3- х дневном беспрерывном бою, при отражении контратак противника, действуя ручным пулеметом, вклинился в расположение противника, уничтожил до 30 немецких солдат, в том числе расчеты 2- х пулеметных точек..получил ранение в руку...в сентябре 1942 года в районе станции Котлобань действовал в передовых цепях нашей наступающей пехоты, показывая пример мужества и отваги..В том же месяце лично поджег неприятельский танк бутылками зажигательной смеси. Участвуя в десантной группе, заброшенной в тыл врага, получил второе ранение...".
Обращаю внимание уважаемых читателей что до конца войны Иван Иванович не получил ни одной награды, ни повышения в должности. И только в мае 1945 -го начальник ОКР СМЕРШ капитан Кочубей стремясь исправить вопиющую несправедливость, ходатайствовал о награждении подчиненного орденом Отечественной войны 1 степени. Казалось бы, что ему простой беспартийный стрелок? Это к вопросу о том, что смершевцы только и делали, что рвали с груди фронтовиков награды. Комбриг полковник Витте решил по иному - и Гущин был награжден орденом Красной Звезды. А это уже к вопросу о всесилии особистов.
Смотрим дальше послужной список сослужица Гущина Рисмагамбетова Ауеза. Национальность - казах. Беспартийный. Должность - "боец - стрелок опервзвода ОКР СМЕРШ". А то в комментах некоторые читатели спорили, почему автор называет военнослужащих отдельных стрелковых частей СМЕРШ бойцами? Называет, потому что есть документы. Ауез (отчество не указано) воевал в 109 стрелковой дивизии, защищая Ленинград, потом прорывал блокаду в составе 602 стрелкового полка, ну а затем уже попал в опервзвод СМЕРШ.
Так вот - читаем наградной лист: "С 15.1 44 по 26.3.44 будучи разведчиком взвода разведки давал ценные разведданные. В составе группы из 8 разведчиков захватил 5 пленных солдат противника.....29.1.44 захватил одного пленного и две автомашины противника....принимал участие в группе штурмбатальона по выводу наших отрезанных частей. В районе населенного пункта Сиргула захватил пленного и уничтожил три ручных пулемета." Комполка майор Толстов представлял к Красной звезде, но начдив наградил "За боевые заслуги", что на взгляд автора мягко говоря занижено, как и награда Гущина. Далее Рисмагамбетов перешел служить в опервзвод СМЕРШ. И теперь уже вышеупомянутый капитан Кочубей пишет: "в боях за освобождение Советской Эстонии...с 23 сентября 1944 года в сложной обстановке под огнем противника всегда в срок и точно выполнял возложенные на него задачи ОКР СМЕРШ." Контрразведчик добился награждения смелого казаха медалью За отвагу.
А вот еще один боец СМЕРШ - красноармеец Блиндер Григорий Семенович. Еврей из Одессы. Должность - повар отдельной роты охраны ОКР СМЕРШ 9 армии Северо - Кавказского фронта. Ну какие тут могут быть героические подвиги, скажут иные - однако комроты старший лейтенант Карапетов был иного мнения: "Будучи поваром, когда требовала боевая обстановка, брал оружие и участвовал в схватках с противником....19 мая 1942 г. при отходе 51 СД за реку Сев. Донец, Блиндер будучи отличным пловцом, лично спас - переправил через реку 6 минометов, а затем по своей инициативе натянув через реку провод, обеспечил переправу многих бойцов и командиров....в июле 1942 г. при отходе за реку Дон, когда взвод Особого отдела НКВД дивизии был в окружении, самоотверженно действуя и воодушевляя других бойцов, обеспечил организованный с оружием и документами выход из окружения...В период наступательных операций показал себя таким же смелым бойцом." По ходайству комроты был награжден медалью За отвагу. Это информация будет интересна любителям порассуждать, что все евреи "воевали на Ташкентском фронте" с одной стороны и одновременно любителям идей, что евреев дискриминировали в Красной Армии с другой. Так дискриминировали, что забирали на службу в СМЕРШ и награждали.
Теперь подведем итог. В частях военной контрразведки служили бойцы разных национальностей. Среди них были как и состоящие в партии так и беспартийные, т.е. это не являлось обязательным требованием, а предпочтение очевидно отдавалось фронтовому опыту. .Непосредственные командиры и начальники ОКР по своей инициативе представляли их к государственным наградам, но само награждение оставалось на усмотрение вышестоящих армейских командиров. При этом командиры не имели низменных мотивов, т.к. очевидно что рядовые воины не обладали какими либо связями и привилегиями, сами награждения не использовались для пропаганды, и все ордена и медали бойцов СМЕРШ обусловлены исключительно их личными заслугами. И в отличие от автора Архипелага Гулага все они были засекречены и забыты. Такие дела.