Дистанционный патриотизм

Армен Григорян
Независимо от национальной, социальной, расовой принадлежности, люди, покинувшие свою родину, независимо от причин эмиграции, любят организовывать за границей "кружки по интересам".

Это нормально - человек, по природе своей, стремится к организованной деятельности, даже если речь идет о досуге.

А ничем иным, как досугом, зачастую вредным, сборища эмигре (так называли эмигрантов-роялистов во время Французской революции) не назовешь.

Люди попадают за границу и начинают закрывать гештальты, бороться с ветряными мельницами, развивают кипучую деятельность сизифова труда по дистанционной реорганизации политической системы на родине.

Но всех эмигре, помимо зависти к правящей элите, желании перераспределить общественные ресурсы в свою пользу, объединяет еще жгучая, неприкрытая любовь к родине.

Невинно пострадавшие за защиту своих идеалов, как им кажется, денно и нощно клянутся они в беззаветных чувствах к родившей их земле, зовут в бой за светлое будущее - повторяю - все это: дистанционно. Любить родину издалека - привилегия настоящих патриотов. Так, во всяком случае, следует из поведения эмигре за границей.

Покамест, за границей, они обустраиваются, определяют своих детей в лучшие университеты мира, копят деньги на старость (на родине всего этого они себе позволить не могли) и проповедуют преданность отчизне милой.

Много лет назад я знал одного такого эмигре. Нещадно критиковал он действующую власть и потрясал воздух революционными призывами. Но возвращаться на родину не рвался. Упитанный, с бегающим взглядом, он своим видом являл полную противоположность собственным словам.

...Ему нужны были деньги, и он обратился к местной общине. Во время унизительного ожидания перед дверью, за которой находился тот, кто должен был оказать вспомоществование - политик местного масштаба, в помещении появился сын политика - невоспитанный и злой мальчишка лет двенадцати. Он подбежал к ожидающему и стал задирать его, сорокалетнего мужчину, а потом ударил его ногой по заднице.

В этот момент в дверном проеме появился политик. Он накричал на сына, извинился. Но ожидающий вспомоществования широко заулыбался и, виляя всем телом, елейным тоном стал доказывать, что не только не обиделся, но и считает, что мальчики в данном возрасте должны себя именно так вести. Вы понимаете - он очень нуждался в деньгах.

После этого случая, свидетелем которого я был лично, представители дистанционного патриотизма заняли в моей шкале ценностей одно из последних мест с самого конца - чуть выше насильников, убийц и рецидивистов. И дело не в патриотизме - я сам, с большой опаской, отношусь к тем, кто часто употребляет это слово, а в том, что подавляющее большинство людей, под давлением обстоятельств, может попрать даже судьбы собственных родителей и детей. Личность, способная искренне верить в собственные убеждения, мгновенно менять их, переобуваясь в воздухе, перебегать в лагерь тех, кто полезны ему в данный момент - мутабельный индивид, способный на все. В таком случае, дамы и господа, не величайте себя патриотами, не страдайте словесным поносом высокопарных лозунгов. Какая вам разница, к какой нации вы принадлежите? Честно признайтесь себе, что это вас не интересует. Приятно иметь дело с искренними людьми, а не с хамелеонами, которые, при определенных обстоятельствах, могут стать надсмотрщиками в концлагерях.