Старец Алексий и его сомнительное изречение

Армен Григорян
Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир - вы будете счастливы.

Это слова преподобного Алексия Зосимовского, старца Смоленской Зосимовой пустыни. В 1917 году был избран членом Всероссийского Поместного собора и  в храме Христа Спасителя вынул жребий, определивший избрание митрополита Московского Тихона на московский патриарший престол.

Странное пожелание... Душа существует в теле, следовательно, не может быть эфемерного счастья и мира душевного, если взаимодействие тела и души ущербно.

Как старец Алексий представляет себе душевный мир без здоровья, без относительной финансовой стабильности, хотя бы без долгов?

Возьмем жизненные примеры: вот вы пребываете, как вам кажется, в душевном мире, вроде - счастливы, но у родственника находят болезнь, и следует срочно собрать энную сумму денег для лечения. О каком душевном мире речь, если у вас нет нужной суммы?

Ребенок хочет поступить в престижный вуз. Но обучение платное - у вас нет денег на оплату обучения. Душевный мир?

Хорошо было старцу философствовать: крыша над головой да еда. Чего еще? Длинные молитвы, поклоны, общение с одним и тем же кругом лиц. Зона комфорта: какие мы все мирные, доброжелательные!

Только вдали от общества себя не познать. Человек познается в различных ситуациях, в обществе, а не на вершине горы или в монастыре. Иначе какая разница между монахом и йогом или последователем буддизма? Те тоже уединяются, да толку? Зла от такого уединения и медитации не убывает, да и в прелесть легко впасть. Вон я какой, молюсь, пощусь... А ты не молись, ты яви свою веру на деле, не на словах!

Достоевский, в данном случае, абсолютно прав: "Поняли бы люди, что нет счастья в бездействии, что погаснет мысль не трудящаяся, что нельзя любить своего ближнего, не жертвуя ему от труда своего, что гнусно жить на даровщинку и что счастье не в счастье, а лишь в его достижении".

Да и что такое счастье? Недостижимая иллюзия. Материальное счастье быстро наскучивает: человек, и Ева, и Адам, уже в Раю, не хотели, фактически, довольстоваться своим изначальным предназначением - ухаживать за садом.

Предположим, в идеале вы хотите сидеть на балконе, наслаждаться видом на швейцарское озеро и ничего не делать. Через пару недель такая жизнь вам наскучит. И вы посмеетесь в лицо человеку, который назовет вас счастливым.

Хотя, будучи относительно здоровыми, мы не понимаем, что именно в этот момент мы и счастливы. С другой стороны, редко встречаем мы здоровый дух в здоровом теле, и здоровый дух в больном теле. Подавляющее большинство больных людей на духовный подвиг неспособны, и старец Алексий должен был это знать хорошо. В силу профессии, noblesse oblige как говорится.

Сенека писал, что истинное мужество заключается не в том, чтобы призывать смерть, а в том, чтобы бороться против невзгод. Только борьбой можно заслужить счастье, пусть даже относительное, кратковременное. И, как писал Гете, за счастье это следует идти каждый день на бой.

Та же милостыня - чтобы одна рука не знала, что творит другая - есть деятельное доказательство веры. Но скажите мне, как страдающий недугом человек будет ее творить? Все его помыслы будут направлены на собственную проблему, а не на мысли о помощи другим.

И хотя чрезвычайно мало успешных и зажиточных людей приносят пользу обществу (я сейчас не о тех, кто помогает один раз одному человеку ради собственного пиара, трезвоня об этом на каждом перекрестке), все же, бедняк, отягощенный грузом забот, помогать другим не станет от слова вообще. Как он поможет, и есть ли смысл в его помощи, если у него рассчитана каждая копейка?