Я их помню

Марианна Ольшевская
Я помню этих чудесных людей, с которыми мне посчастливилось познакомиться. Моя мама отдыхала вместе с ними в санатории. Интеллигентная пожилая пара из Петродворца притягивала к себе не только воспитанностью и приветливостью. В них было что-то такое, что сложно описать словами. Скрытая, не на показ, нежность, мягкость и любовь. Это сквозило во всем: в жестах, взглядах, в интонациях голоса и тихой заботе друг о друге.
Григорий Александрович и Галина Яковлевна Малешевы. Он - бывший офицер военно-морского флота в отставке, но всё еще работал преподавателем в военно-морской академии. Галина Яковлевна всю свою жизнь работала медсестрой и  вышла на заслуженный отдых.

 Я в то время училась в школе. Помню, как мама радовалась и читала мне вслух письма или поздравительные открытки от Малешевых. Удивлял безукоризненно красивый каллиграфический почерк. Писал всегда Григорий Александрович. В письме или открытке с легким неподражаемым юмором - добрые пожелания, новости об их жизни и приглашение приехать в гости в Петродворец.
Я закончила девятый класс, и во время летних каникул мы с мамой решили съездить и посмотреть Петродворец и Ленинград.
Это был мой первый приезд в город на Неве. Город очаровал архитектурой, каналами, музеями, парками.
Петродворец поразил роскошными фонтанами, сверкающими статуями, великолепными залами дворца.
На всю жизнь осталось в памяти моё первое знакомство с прекрасной парой.

 Потом были еще две встречи. И каждая оставила такое впечатление, что я до сих пор считаю, что мне повезло - ведь я встретила удивительных людей и удивительную любовь. Да, такая любовь иногда бывает. Когда всю жизнь - душа в душу и без конфликтов. Когда всю жизнь - любовь, забота, верность и благодарность за то, что вместе, за то, что "ты есть".

 Они жили в маленькой трехкомнатной уютной квартире. Идеально чисто, просто и со вкусом. Скромная обстановка и сувениры из дальних странствий: огромные раковины, кортики, артефакты из экзотических стран.
За окнами - зелень. Пятиэтажные "хрущевки" просто утопали в зелени. Воздух свежий и чистый. Спокойствие. Умиротворение. Тихая радость скромной жизни.

 Она звала его Генри. Когда-то ей очень понравились рассказы О Генри. И с тех пор она стала его так называть. Генри был из семьи простых рабочих. Это неважно. Благородный, корректный, интеллигентный - он даже к завтраку выходил всегда в белоснежной отглаженной рубашке и брюках. Он любил готовить. Он безотказно ходил в  магазин. Старался помогать в уборке и во всех домашних делах.
Если его любимая Галя забывала сказать, что нужно купить - он мог пойти в магазин второй или третий раз без единого слова упрека, чтобы принести то, что ей захотелось. Он всегда смотрел и слушал свою любимую Галю с улыбкой. Иногда подтрунивал над ее беспойкоством. Шутил. И мы вместе смеялись.

 Второй раз я была у них, когда заканчивала университет. Григорий Александрович как раз вышел на пенсию. Они показали мне альбом с фотографиями, подарок от академии. И все, абсолютно все, писали в альбоме то, что почувствовала я. "Вы для нас - образец! Вы - настоящий человек, которым мы восхищаемся. Мы от всего сердца благодарим вас и восхищаемся вами, вашей женой, вашими отношениями, вашим благородством. Спасибо за ваши знания, которыми вы с нами щедро делились, спасибо за вашу интеллигентность, спасибо за вашу доброту, за вашу культуру, за то, что вы делаете людей лучше..." И прочее, и прочее, и прочее.

 Я читала это, а они смущенно улыбались.
"Честно говоря, я даже не понимаю, чем мы заслужили так много восторженных слов. Ведь мы ничего особенного не делали: мы просто жили, работали, растили детей. Как все", - сказала Галина Яковлевна.
"Да, я тоже удивляюсь. Меня часто хвалят за подтянутость и аккуратность - это вообще мне непонятно. Ведь это просто - погладить рубашку. А стирает Галя. Тут вообще моей заслуги нет. Я знаю одно: самая большая удача в моей жизни - это Галя. Если бы не она, не представляю, как бы я жил. Мне очень повезло," - добавил Григорий Александрович.
"Всю жизнь Генри хвалили за аккуратность. Стирает Галя? Какие пустяки! Это стиральная машина стирает," - откликнулась Галя.

 Позже, когда я уже вышла замуж, мама мне рассказала, что Галина в разговорах с ней как-то раз разоткровенничалась и сказала, что Григорий не только хороший муж, но и потрясающий любовник. Они всегда были на вершине блаженства в минуты близости. Ей не с кем сравнивать. Но она уверена, что в этом плане не все мужчины так трогательно заботливы и так чувствуют женщину.

Малешевы многие годы жили в военных гарнизонах, а потом во Владивостоке. Мужья ходили в плавание, в том числе - в длительные походы. Иногда офицеры подначивали Генри, что он слишком правильный - была возможность гульнуть на стороне, вдали от дома. Высокий красивец Григорий всегда нравился женщинам. Но на подколки он отвечал: "Я не могу себе это представить. Я люблю Галю. Мне не нужны другие женщины. Галя - самая красивая женщина из всех, которых я знаю".
 Галя же была уверена, что она "самая обыкновенная, таких жён, как я - полно. А вот Генри - это действительно редкий человек. Мне очень повезло с ним, очень. Он всегда был добр ко мне и к детям. Никогда не кричал на них - но они его слушались. Умел играть, умел увлечь, умел учить. Дети всегда хорошо учились, без проблем закончили университеты - и это всё Генри. Мне повезло".

 Время шло, они старели. Генри оставался активным и очень отзывчивым. Он не утратил привлекательности. Стройная фигура, подтянутый. Чудесная улыбка. Достаточно густые волосы, которые ничуть не портила седина. У него было много общественных поручений. Он и другие активисты всё время что-то старались сделать лучше, везде: во дворе, в домах, в благоустройстве.
 Галя больше была дома. Постепенно её одолевали болезни: гипертония, потом подключился диабет, сердце тоже иной раз прихватывало. Она сильно располнела, ходила медленно, с одышкой. Выглядела значительно старше своего любмиого мужа. Только ярко-голубые глаза ее были такими же добрыми как раньше. И для Генри она оставалась самой красивой женщиной на свете.
 
Генри очень боялся за её здоровье, опекал, старался купить что-то полезное, возил в разные санатории и на море в "бархатный сезон". Они гуляли вместе, и как ритуал - обязательная прогулка по вечерам.
"Галя, прогулка на воздухе необходима! Идем! Не ленись! Я с тобой, любимая! "

 Галя как-то сказала моей маме, что они до сих пор могут лежать вместе в постели, тесно обнявшись, чувствуя друг друга каждой клеточкой, и это так чудесно, что её охватывает эйфория. Генри говорит то же самое.

 Однажды Генри с друзьями поехал на субботник в Эрмитаж. Они помогали, что-то там прибирали. Закончили работу и пошли, довольные и радостные от чувства, что сделали большое полезное дело. Вдруг Григорий вспомнил, что забыл оставить ключи.
 "Подождите меня! Я - быстро! " - он повернулся и побежал.
У здания вели какие-то строительные работы, поэтому валялись доски. Он случайно споткнулся и упал, сильно ударившись головой. Черепно-мозговая травма и кома. В больнице без сознания он был два дня. Приехали дочь и сын. На третий день, не приходя в сознание, он скончался.

 Дети очень боялись за мать. Что делать и как её спасти от горя??
Галя всё перенесла очень мужественно. Сначала шок. Она не могла поверить.
Потом - похороны. И почти сразу дочь увезла ее к себе, в свою семью в Красноярск. Там был любимый внук.
 Галя хозяйничала, готовила обеды. Она не плакала. Она сказала тихо: "Я знаю, что я долго не задержусь, Уйду всед за моим Генри."

 Так и получилось.
Как-то раз дочь и зять пришли на обед. Галя обрадовалась: "Садитесь быстрее за стол! Я вас жду-жду! Мясо получилось бесподобно вкусное! Я уже его попробовала - люблю, грешница, мясо," - при этих словах она стала падать. Её подхватила дочь.

 Через месяц моя мама получила письмо от Светланы, их дочери, где она писала: "Извините, что долго не писала. Не могла. Мы похоронили маму. Мама стала падать, я подхватила её, и она умерла на моих руках практически мгновенно. Разрыв дуги аорты... - так сказали врачи. Прошло чуть меньше года после смерти папы. Я рада, что мы смогли скрасить последние дни жизни мамы. Как трудно жить без них. Как невероятно трудно! Словно потух чудесный свет".