К двум полюсам ведёт меридиан. Охота на слова

Александр Ерошкин
Так получилось, что я в своё время не посмотрел фильм «Ветер "Надежды"» (1977), где звучат песни Владимира Высоцкого. Все песни я слышал, но не всегда вслушивался в слова.

О чём фильм? Курсанты морских училищ отправились на учебном паруснике "Надежда" к берегам Австралии. Им предстояло впервые пересечь несколько морей, переплыть океан и принять участие в международной регате парусных судов. Большинство ребят первый раз вышли в море, и это плавание должно было определить, кто из них станет настоящим моряком, а кто должен будет покинуть флот...

Всю жизнь мечтал я быть моряком и только недавно меня осенило, что с моею акрофобией – боязнью высоты  -  я бы не смог осуществить свою мечту. В какой-то момент, когда курсанты поднялись до самого клотика, у меня задрожали коленки. Акрофобия проявилась у телевизора. Но это к слову.

Я  услышал песню Владимира  Высоцкого «ГИМН МОРЮ И ГОРАМ», вспомнил карту звёздного неба  и   оказался на таких высотах, где и моя акрофобия  уже не страшна, поскольку фантазия заносит в иные миры.


Заказана погода нам Удачею самой,
Довольно футов нам под киль обещано,
И небо поделилось с океаном синевой —
Две синевы у горизонта скрещены.

Не правда ли, морской хмельной невиданный простор
Сродни горам в безумье, буйстве, кротости:
Седые гривы волн чисты, как снег на пиках гор,
И впадины меж ними — словно пропасти!

Служение стихиям не терпит суеты.
К двум полюсам ведёт меридиан.
Благословенны вечные хребты!
Благословен Великий океан!

Нам сам Великий Случай — брат, Везение — сестра,
Хотя — на всякий случай — мы встревожены.
На суше пожелали нам ни пуха ни пера,
Созвездья к нам прекрасно расположены.

Мы все вперёдсмотрящие, все начали с азов,
И если у кого-то невезение —
Меняем курс, идём на SOS, как там, в горах, на зов,
На помощь, прерывая восхождение.

Служение стихиям не терпит суеты.
К двум полюсам ведёт меридиан.
Благословенны вечные хребты!
Благословен Великий океан!

Потери посчитаем мы, когда пройдёт гроза,
Не сединой, а солью убелённые,
Скупая океанская огромная слеза
Умоет наши лица просветлённые…

Взята вершина — клотики вонзились в небеса!
С небес на землю — только на мгновение:
Едва закончив рейс, мы поднимаем паруса —
И снова начинаем восхождение.

Служение стихиям не терпит суеты.
К двум полюсам ведёт меридиан.
Благословенны вечные хребты!
Благословен Великий океан!

Стихотворение написано в 1976 году, когда эпоха космической романтики уже завершилась, уже «Голливуд», эта фабрика грёз, начал выдавать киноподелки  за реальные полёты на Луну, но в душе у многих сохранялся огонёк  мечты и вдохновлял на реальные дела.

Сюжет фильма режиссёра Станислава Говорухина прост до примитива. Учебное парусное судно идёт в австралийский порт Аделаида для  участия в гонках. На экране почти ничего не происходит, сплошные тренировки.  А вот в самом конце молодые моряки на паруснике оказались ближе всего к острову, где  произошло извержение вулкана. Будущие моряки  принимают участие в эвакуации пострадавших учёных.  Парусник получил  повреждения и не смог принять участие в регате, об этом сообщает  капитан, а ещё информирует, что все курсанты выдержали испытание. Для Советского общества такие действия были вполне нормальными, а вот в обществе, где главное – получение прибыли, где всё измеряется толщиной кошелька, где ради конкуренции могут развязать кровавую войну и уничтожить самого конкурента, действия команды вызывают усмешку.

Всё-таки нашему поколению повезло больше: наше детство и начало юности прошло в романтические годы, когда люди реально были устремлены к звёздам, думали о том, как устроен наш мир. И текст гимна отражает эту устремлённость. Владимир Высоцкий использовал слово МЕРИДИАН, которое мне нравится с ранних лет.

После первого класса в начале июня я целую неделю провёл в лагере среди геологов. Геологическая партия стояла в нашей улице, в неё для работы в лесу набрали мальчишек и девчонок с окрестных улиц, набрали тех, кому исполнилось 14 лет. Мой брат с топором в руках пробирался по чаще, чтобы поставить колышек в нужном месте, говорили о параллельном ходе с востока на запад или о меридианном ходе – с севера на юг. Я с девчонками брал пробы у колышков, девчонки  делали записи к каждому мешочку, куда клали грунт.

Но больше всего меня привлекали вечерние беседы у костра, когда один из руководителей рассказывал, для чего нужно изучать Землю, как расположены звёзды на небе, как определить без компаса стороны горизонта. Я хорошо помню, как точно определить МЕРИДИАН. Нужно встать лицом на юг, самая высокая точка солнца на небосводе – это и направление на юг, и направление меридиана.

Уже будучи пенсионером я занялся охотой на слова и пришёл к выводу, что у слова МЕРИДИАН русские корни МЕРА (МЕРИТЬ)  и ДЕНЬ (ДНЯ). Это мера дня, и с этой точки зрения Владимир Высоцкий допустил неточность. Меридиан – это условное направление от одного полюса к другому, линия условного сечения поверхности земного шара плоскостью, проходящей через оба полюса. Неточность вроде бы пустяковая, но следом формируется неверное представление о строении нашей планеты и в целом небесной сферы.

Кстати, у Высоцкого есть песня, ныне очень популярная, «Диалог у телевизора», где он ДЕВЕРЯ, брата мужа для жены, называет ШУРИНОМ, братом жены для мужа. Пустяк, а неприятно.


Приложение

М. Светлов/М.Львовский

Я НЕ ЗНАЮ, ГДЕ ВСТРЕТИТЬСЯ

Я не знаю, где встретиться
Нам придется с тобой.
Глобус крутится, вертится,
Словно шар голубой,
И мелькают города и страны,
ПАРАЛЛЕЛИ  и МЕРИДИАНЫ,
Но нигде таких пунктиров нету,
По которым нам бродить по свету.

Знаю, есть неизвестная
Широта из широт,
Где нас дружба чудесная
Непременно сведет.
И узнаем мы тогда, что смело
Каждый брался за большое дело,
И места, в которых мы бывали,
Люди в картах мира отмечали.

Кто бывал в экспедиции,
Тот поет этот гимн,
И его по традиции
Мы считаем своим,

Потому что мы народ бродячий,
Потому что нам нельзя иначе,
Потому что нам нельзя без песен.
Потому что мир без песен тесен.   1947.


Владимир Высоцкий

ДИАЛОГ У ТЕЛЕВИЗОРА

- Ой, Вань, гляди, какие клоуны!
Рот - хоть завязочки пришей...
Ой, до чего, Вань, размалеваны,
И голос - как у алкашей!

А тот похож - нет, правда, Вань,-
На шурина - такая ж пьянь.
Ну нет, ты глянь, нет-нет, ты глянь,-
                Я - вправду, Вань!

- Послушай, Зин, не трогай шурина:
Какой ни есть, а он - родня,-
Сама намазана, прокурена -
Гляди, дождешься у меня!

А чем болтать - взяла бы, Зин,
В антракт сгоняла в магазин...
Что, не пойдешь? Ну, я - один,-
Подвинься, Зин!..

- Ой, Вань, гляди, какие карлики!
В джерси одеты, не в шевьет,-
На нашей пятой швейной фабрике
Такое вряд ли кто пошьет.

А у тебя, ей-богу, Вань,
Ну все друзья - такая рвань
И пьют всегда в такую рань
Такую дрянь!

- Мои друзья - хоть не в болонии,
Зато не тащат из семьи,-
А гадость пьют - из экономии:
Хоть поутру - да на свои!

А у тебя самой-то, Зин,
Приятель был с завода шин,
Так тот - вообще хлебал бензин,-
Ты вспомни, Зин!..

- Ой, Вань, гляди-кось - попугайчики!
Нет, я, ей-богу, закричу!..
А это кто в короткой маечке?
Я, Вань, такую же хочу.

В конце квартала - правда, Вань,-
Ты мне такую же сваргань...
Ну что "отстань", опять "отстань",
Обидно, Вань!

- Уж ты б, Зин, лучше помолчала бы -
Накрылась премия в квартал!
Кто мне писал на службу жалобы?
Не ты?! Да я же их читал!

К тому же эту майку, Зин,
Тебе напяль - позор один.
Тебе шитья пойдет аршин -
Где деньги, Зин?..

- Ой, Вань, умру от акробатиков!
Гляди, как вертится, нахал!
Завцеха наш - товарищ Сатиков -
Недавно в клубе так скакал.

А ты придешь домой, Иван,
Поешь и сразу - на диван,
Иль, вон, кричишь, когда не пьян..
Ты что, Иван?

- Ты, Зин, на грубость нарываешься,
Все, Зин, обидеть норовишь!
Тут за день так накувыркаешься...
Придешь домой - там ты сидишь!

Ну, и меня, конечно, Зин,
Все время тянет в магазин,-
А там - друзья... Ведь я же, Зин,
Не пью один!       1973.