В 1883 году окончила в Киеве женскую гимназию- писательница, драматург, киносценарист, актриса и режиссер ОЛЬГА МАКСИМОВНА ВОЛЬБРЮК (Olga Wohlbruck; 1865–1933).
Родилась в Гейнфарне(Австрия) в еврейской семье. Отец -немецкий писатель, автор работ о театре- Готтхард Хюбнер. Мать - Берта-Шарлотта (1844-1866)- происходила из актерской семьи и сама в детские годы выступала на сцене.
В 1966 году, после ранней смерти матери, Ольгу удочерила мамина старшая сестра - Ида-Ольга (1838-1923), которая вышла замуж за своего дядю- управляющего сахарной фабрикой- Максима Вольбрюка.
В 1868–1877 годы семья жила в Москве, а затем поселилась в Киеве.
Еще в школьные годы, у Ольги было два увлечения- сочинение небольших рассказов и театр. Так, уже в 10 лет она начинает писать небольшие рассказы, причем пишет и на немецком, и на французском, и на русском языках. Позднее она стала писать только на немецком.
Поскольку по материнской линии все члены семьи, включая прадедушку и бабушку были артистами, Ольга тоже заинтересовалась исполнительским искусством.
После окончания гимназии, она едет на 3 года в Париж к своей бабушке- певице (сопрано) и актрисе ИДЕ ШУЗЕЛКЕ-БРЮНИНГ(Ida Schuselka- Bruening; рожденная Вольбрюк;1817-1903), у которой берет первые уроки профессионального актерского мастерства.
Тут мы сделаем небольшое отступление, чтобы сказать о бабушке несколько слов.
Ида была дочерью Веймарского придворного актера и режиссера Густава Фридриха Вольбрюка (Gustav Friedrich Wohlbruck;1793-1848) и уже в два года выступила на сцене в детских ролях, а в семь лет играла и пела Лилли в романтически-комической народной сказке «Дунайская Женщина» («Das Donauweibchen»), австрийского композитора и пианиста Фердинанда Кауэра(Ferdinand Kauer; 1751-1831).
Затем в 1829-1840 гг. в Санкт-Петербурге, где выступал ее отец, училась пению у у великого итальянского оперного певца Джованни Баттиста Рубини (Giovanni Battista Rubini; 1794-1854), а в 1833 году, как солистка, дебютировала в небольшой роли в городском театре Таллинна (Tallinn).
Много лет Ида успешно выступала на различных сценах: в театрах Санкт-Петербурга, в оперном театре в Гамбурге, в театрах Вены, в 1853 году стала членом Дрезденской придворной сцены, где играла главные роли. В 1867 году, после гастрольной поездки в Мюнхен, оставила сцену.
Ида оставалась в Париже до 1888 года, давала вечера декламации и лекций и возглавляла школу немецкого языка и литературы. О её сопрано сказано: «она обладала сильным, звонким, обширным голосом светлого, одинакового тона, мелодичной податливостью, которые поддерживали правильное музыкальное знание и четкое произношение».
Бабушкины уроки дали прекрасные плоды. В 1886 году Ольга с успехом дебютировала в парижском театре «Одеон», а также выступала в России и Германии.
Однако, с 1887 года всё-таки отдает предпочтение литературой деятельности, лишь изредка выступая в драматических театрах в Берлине и Москве.
Возможно, в первую очередь, это было связано с тем, что в 1887 году Ольга выходит замуж за немецкого писателя МАКСИМИЛИАНА БЕРНА (Maximilian Bern; настоящая Бернштейн; 1849-1923).
Максимилиан родился в Херсоне(Украина) где его отец был врачом. После смерти отца, мать увезла его в Вену, чтобы он мог продолжить образование.
В 1869 году поступил в Венский университет, где изучал философию и литературу, но ввиду недостатка в средствах, в 1873 г. вынужден был прервать обучение и получил место надзирателя в училище.
В 1875 г. издает первый роман «Auf schwankem Grunde» («На зыбкой почве»), имевший огромный успех и давший ему возможность не только оставить службу, но и путешествовать и всецело отдаться литературе.
В 1885-1887 годы он жил в Париже, где и познакомился с Ольгой. В 1888 году они поселились в Берлине, где оба стали плодотворно писать и публиковать свои романы.
Позднее, австрийский врач и драматург Артур Шницлер (1862-1931) писал о Максимилиане Берне: «он вскоре замолчал как поэт и впоследствии ограничился редактированием антологий и декламаций».
Кроме того, в Берлине Ольга пишет пьесы, которые как режиссер, ставит в различных берлинских театрах.
В браке родилась дочь Вера (1888 - 1967).
Брак с Берном продолжался десять лет, но в 1897 году они развелись.
В начале марта 1900 года, в Берлине, Ольга выходит замуж за писателя, драматурга, переводчика, литературного критика и театрального режиссёра ЛЕО ФЕЛЬДА (Leo Feld; настоящее имя Leo Hirschfeld (Лев Гиршфельд) ; 1869-1924).
Лео Фельд родился в Аугсбурге, но в 1875 году его родители переехали в Вену, которая стала его родным городом. Фельд изучал философию в Вене и в 1892 году получил докторскую степень. Еще будучи студентом, он начал писать фельетоны для венских журналов. Уже первое его драматическое произведение было отмечено премией.
Фельд был, преимущественно, автором комедий. В частности его «Der Arzt» («Врач»; 1902) имела большой успех; а также «Der Stein von Pisa» («Пизанский камень»)— комедию, шедшую неоднократно в Австрии и Германии.
Кроме того, много выступал как переводчик с английского языка. В частности получили положительную оценку его переводы произведений Чарльза Диккенса.
Однако, и этот брак Ольги был непродолжительным. В 1903 году последовал развод.
В это же время, в Берлине Ольга вновь возвращается на сцену, как актриса. Играет в театрах «Freie Volksbuhne» («Свободная народная сцена») и Королевском драматическом театре. Гастролирует в Вене, Санкт-Петербурге, Франкфурте-на-Майне, Лейпциге, Дрездене, Вроцлаве, Гданьске, Амстердаме.
В 1904 году Ольга в третий раз выходит замуж. Теперь это был композитор ВАЛЬДЕМАР ВЕНДЛАНД (Waldemar Wendland; 1873 - 1947).
Вендланд сначала изучал медицину, но после ранней смерти отца, перевелся в банковский отдел. Музыкой Вальдемар в начале занимался самостоятельно, а затем у немецкого композитора Энгельберта Хумпердинка (1854-1921).
Свою деятельность он начал корреспондентом, а затем театральным капельмейстером во Франкфурте-на-Майне. С 1915 по 1933 год - являлся внештатным композитором во Фрайбурге-им-Брайсгау, Базеле и Берлине.
Вендланд написал 6 опер (oдна из них, опера "Петер Суков" (1920) была написана совместно с Ольгой), несколько балетов и оркестровых пьес, а также камерную музыку и около 200 песен.
С этого времени Ольга стала подписывать свои произведения псевдонимом Вендланд.
Одновременно,она начинает работать в различных берлинских театрах, как режиссер.
В 1910 году в Берлине на Motzstrasse ( Мотцштрассе) она организует частный театр «Фигаро». Именно там с успехом прошел дебют в бущем известной певицы и артистки кабаре Клэр Вальдофф (Claire Waldoff; урожденная Клара Вортман; 1884- 1957).
В 1913 году Ольга пишет свой первый сценарий для фильма «Ein Medchen zu Verschenken» («Отдали девушку»), и крупная немецкая киностудия «Эхо-фильм» предлагает ей, зная её опыт в режиссуре, самой его экранизировать. Так, Ольга Вольбрюк становится первой женщиной- кинорежиссером на киностудии в Германии. В том же году она пишет сценарий к фильму «Золотая кровать»(«Das goldene Bett»), основанный на ее одноименной книге 1910 года, который снимал известный немецкий актер, сценарист и кинорежиссер Вальтер Шмидтхейслер (Walter Schmidthessler;1864-1923).
После этого, Ольга вновь возвращается к литературной деятельности - пишет сценарии для продюсерских фирм «Messter-Movie», «Vera-Movie», «Eiko-Movie» и «Phoebus-Movie», а также новеллы, пьесы и романы, некоторые из которых также были экранизированы.
Книги Ольги Вольбрюк: «Похороны по первому разряду» и роман «Мое маленькое счастье» - ещё в 1911 году были переведены на русский язык.
Ольга Вольбрюк умерла 20 июля 1933 года в Берлине.
Её литературным наследием сегодня управляет немецкий литературный архив в Марбахе.
ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ
1.«Olga Wohlbruck » https://de.wikipedia.org/wiki/Olga_Wohlbr
2.«Ida Schuselka-Bruning »
3.«Maximilian Bern» https://de.wikipedia.org/wiki/Maximilian_Bern
4.«Leo Feld » https://de.wikipedia.org/wiki/Leo_Feld
5.«Waldemar Wendland » https://de.wikipedia.org/wiki/Waldemar_Wendland