Дом на море

Мария Гамбург
Большинство петербуржцев бывало в Зеленогорске. В 90 е годы - место элитарное: чтобы снять там дачу и "вывезти детей на море" копили весь год. Морем называли Финский залив.
Нам же повезло. В Зеленогорске жила мамина подруга Галя. В настоящем теплом доме с туалетом и душем. С шикарной кухней, телевизором в гостиной и даже видиком. И в этом раю мы с мамой были желанными гостями.

Галя была интеллигентным человеком с неопределенным прошлым. Вроде бы раньше она работала на Ленфильме, вроде бы фотографом, но правда ли это, не знал никто. В годы нашего общения она нигде не трудилась, жила в своё удовольствие. Откуда у Гали появлялись деньги - загадка. Особенно в те времена, когда у большинства их не было совсем.

Люди в Галином доме толпились всегда. Они привозили еду, чинили крышу, прочищали раковины, доставляли Галю на машине к врачам, а в перерывах знакомились друг с другом и даже заводили романы. Своих гостей Галя подбирала не только по принципу пользы для дома, но и по степени интеллигентности и светского лоска. В её гостиной можно было познакомиться с интересными и творческими личностями. Помню журналистов, киношников, политиков, музыкантов, научных светил, врачей и художников. Гале безусловно льстило, что такая пёстрая компания собирается вокруг неё и хочет услужить. А гости радостно жарились на пляже, готовили еду на кухне, пили вино и смотрели Феллини.

К молодёжи Галя относилась прекрасно. Моим несовершеннолетним друзьям льстил тот интерес, с которым она выслушивала их монологи. Любые мысли, политические взгляды, размышления о жизни, о будущем страны, любовные истории - всё находило отклик в её душе. Так мне казалось тогда. Я возила к ней всех: однокурсников, коллег, подружек детства, актуальных ухажеров. Мне было интересно её мнение о человеке. И только потом я поняла, что Галя не была со мной искренна. И не только со мной.

Через год моего увлечения Галей и её гостями я перестала привозить к ней своих молодых друзей. А произошло это потому, что воздух Зеленогорска и атмосфера Галиного дома странным образом влияли на моих приятелей: они начинали вести себя неадекватно и грубо. Пьянил ли этих "детей гранитного города" богатый кислородом морской воздух? Расслаблял ли настолько дух свободы, витающий в воздухе? Или это Галя подталкивала моих друзей к подобным действиям, на потеху себе?

Был у меня лучший друг. К тому моменту мы дружили года три. А знали друг друга с пелёнок. Я доверяла ему все свои слёзы и сопли, мой молодой человек жил в его квартире полгода. И вот этот верный дружище, сидя со мной у костра, начал ловить мои руки и говорить что-то до крайней степени странное…и некрасивое. Я пыталась остановить это неожиданное и абсурдное проявление эмоций. Было странно, больно, казалось, что мир разваливается на куски. Я испытывала жалость и брезгливость одновременно, как будто обманулась в чём-то важном.

Мы с ним дружили и потом, но забыть этот момент я не могла. И когда Галя впоследствии говорила: "Я всегда знала, что он не так прост", - мне казалось, я теряю обоих. Ведь я помнила, как отзывалась она о нём раньше: "Чистейший человек. Просто современный князь Мышкин". В 17 лет ты или веришь человеку, или нет. Белое стало чёрным. И моим первым уроком стало: люди скрывают своё истинное лицо. Врать и лицемерить может любой.

Странная история произошла и с подружкой Светой, которую я привезла на пару дней отдохнуть. Поддавшись Галиному очарованию, Света сделала всё, чтобы стать нашей хозяйке ближе меня. Подруга приезжала одна, привозила горы еды, мыла дом, готовила. И…скрывала от меня свои поездки. Галя принимала Свету благосклонно. Но я помнила её слова: "Девочка совсем неинтересная, наверное, как музыкант - такая же посредственность."

Я считала себя почти родственницей Гали, но никогда не старалась держать первенство среди её фавориток. Кроме того, в душу закрадывалось подозрение, что за моей спиной Галя говорит обо мне, как о Свете. Стало некомфортно находиться в доме, где гости постоянно доказывали своё право на Галину благосклонность и комнату рядом с морем. И я стала реже бывать в Зеленогорске.

Как больно разочаровываться в людях! Всегда больно, но в 16-17 лет - особенно травматично. И при этом, наверное, полезно.
Случилось так, что у нас с мамой в то лето не было денег. Мы жили в очень стесненных обстоятельствах. Других вариантов отдыха, кроме комнаты в Галином доме, просто не было. А сидеть всё лето в питерской квартире    очень тяжело. Мы приезжали на 3-5 дней, ночевали во времянке и были очень благодарны за эту возможность.

Весь наш последний приезд мама простояла у плиты. Она пекла блины, варила борщи, жарила грибы, словом, пахала. Галя появлялась на кухне с вопросом "Что у нас на обед?" По саду бродили гости. Маме казалось, что она должна расплачиваться с Галей за гостеприимство и времянку. Не знаю, ходила ли она в тот приезд хотя бы раз на море…Но мамины старания не помогли. Нашлась богатая дамочка, похоже из районной администрации, и нас выкинули. С объяснениями, что времянку нужно сдать. Этой женщине в голубой шляпе. Вроде бы она с мужем поссорилась. Галя меняла людей по мере их выгорания и появления новых, перспективных. С полными сумками еды и подарков.   

Это был мой второй урок: деньги способны разрушить отношения.
И третий: даже самые интеллигентные люди трепещут перед власть имущими.

Долгие годы после того разрыва Галя названивала маме и пыталась вернуть её "на службу". Вспоминала о ней, когда болела, когда в осенне-зимние сезоны её дом пустовал. Предлагала жить вместе, продать мамину квартиру и перестроить дом в Зеленогорске. Она умерла, не дожив до шестидесяти, завещав землю и дом одному из молодых гостей. Видимо, он служил ей до конца.