Караваджо. Мадонна ди Лорето

Алина Алексеева-Маркезин
  Микеланджело Меризи да Караваджо .Мадонна ди Лорето. ок. 1604—1606.Холст, масло. 260 ; 150 см Сант-Агостино, Рим

      Между 1602 и 1606 годами Караваджо написал пять алтарных образов для римских церквей. Три из них были отвергнуты заказчиками по причине «непристойности»: «Святой Матфей и ангел», «Успение Богородицы» и «Мадонна и змея». Последняя картина занимала свое место в соборе святого Петра два дня, после чего была снята.

        Мадонна ди Лорето, или Мадонна пилигримов— картина Караваджо, написана в 1604—1606 годах для капеллы Кавалетти церкви Сант-Агостино в Риме. На картине изображено явление босой Девы Марии с Младенцем Иисусом двум крестьянам-паломникам или, по другой трактовке, представлена ожившая перед ними статуя Мадонны. Картина была заказана в 1603 году наследниками маркиза Эрмете Кавалетти для украшения семейной капеллы, приобретённой в Сант-Агостино по его завещанию.

    Согласно иной версии Караваджо, подарил эту работу церкви в благодарность за предоставленное убежище. Художник укрылся в церкви, чтобы избежать ареста после того, как ранил помощника нотариуса на площади Навона, которого художник обвинил в том, что он уделял слишком много внимания его любовнице, знаменитой куртизанке Маддалене Антоньетти (называемой Леной). Она и была изображена живописцем в образе Мадонны.

     Деву Марию ди Лорето согласно канону изображают стоящей с Младенцем на руках на крыше дома, поднятого в воздух ангелами. По легенде Святой дом, в котором жили Мария и Иосиф в Назарете и где произошло чудо Благовещения, в 1291 году, когда сарацины изгнали крестоносцев из Святой Земли, ангелы унесли по воздуху в безопасное место, в Терсато в Иллирии, на берегу Адриатического моря, а потом в Лорето, город в Италии (провинция Анкона), находившийся в то время на территории папской области.

    Караваджо по обыкновению нарушил все правила. Картина вызывала смех в народе из-за неопрятного вида паломников и грязных пяток одного из них на переднем плане, а также из-за необычного вида Мадонны, показанной не в небесном сиянии, а стоящей у ветхой стены убогого жилища (так художник представил  Святой дом Богоматери в Лорето), словно обычная женщина, появившаяся из ночной тени.

    Д. Бальоне писал о нем: «Пилигримы — мужчина с грязными ногами и женщина в неопрятном чепце — наделали шума, поскольку многие восприняли их как оскорбление столь возвышенному полотну». Это не помешало «Мадонне Лорето» стать одной из самых известных работ Караваджо.

    Лишь едва заметные нимбы Матери и Сына указывают на их божественную природу. Картина противоречила требованиям Тридентского собора католической церкви. Многие отметили явное сходство Мадонны с высокопоставленной римской куртизанкой Маддаленой Антониетти (называемой Леной), которая позировала художнику и для других картин. Однако и этот факт скандала не вызвал. Слишком прекрасен был лик Мадонны.

     Д. Бальоне писал о нем: «Пилигримы — мужчина с грязными ногами и женщина в неопрятном чепце — наделали шума, поскольку многие восприняли их как оскорбление столь возвышенному полотну». Это не помешало «Мадонне Лорето» стать одной из самых известных работ Караваджо.