Глава 095. Шуман. Крейслериана

Валентин Великий
Роберт Шуман
«Крейслериана»
Пьесы для фортепиано
Андраш Шифф (фортепиано)

Aelina: Данное исполнение — еще одно доказательство многогранного и универсального таланта Андраша Шиффа!

tagantsev: Шифф здесь очень даже не плох. Но у меня такое ощущение, что он это все играет как бы понорошку — одним звуком и формально. Ведь в Архиве есть Корто, Рубинштейн, Софроницкий.

Aelina: Вы назвали самых слабых исполнителей Крейслерианы.

Mikhail_Kollontay: Вы знаете, я сто раз это сочинение проходил с учениками, мое мнение, что у пианиста должно быть три головы одновременно, чтобы суметь показать то, что там написано. Никогда даже близко не слышал, чтобы кто-то играл,  что требуется. Так что если у кого что не вышло, в данном случае не стоит упрекать. Получаются все равно только имитации, а не суть. Из того, что знаю у Шумана, тут единственный случай, когда реально видно, как болен человек, как мучительно расстроено его сознание. Кроме прочего, Шуман в ряде ранних опусов мыслит педальным роялем (то есть как бы с органной клавиатурой), и прямейший получается кирдык.

sir Grey: На двести процентов согласен! Именно так. И у слушателя — три головы должны быть тоже. Разучивал «Порыв» (глуп я был и мал), и понял, что невозможно сыграть. И не только из-за темпа; невозможно сделать, чтобы все голоса прозвучали (например, во втором, так сказать, фрагменте). Здесь именно растроение сознания, и это совсем не барочная полифония, а какая-то полифония по-Достоевскому: все голоса — главные, и все не совпадают ни по ритму, ни по настроению. Сонечка и Раскольников как-то разбираются в конце концов между собой, но цена этому — что сходит с ума в итоге читатель, потому-что он все это совместить физически не может.